Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№21 (388) 09 июня 2003 г. Контекст

СВОЯ ФУФАЙКА БЛИЖЕ

09.06.2003
Александр КАЗАНКОВ

«Долой Брюссель!», «Вчера Москва - сегодня Брюссель!», «Не отдадим польскую землю чужакам!» - под такими лозунгами по 13 крупным городам Польши в конце мая прокатились демонстрации противников Евросоюза. Большую часть митингующих составляли пожилые люди, хотя мелькали среди них и бритые головы членов группировки «Всепольская молодежь». В польской столице перед собравшимися выступили даже иностранные гости - специально приглашенные противники Евросоюза. «Я удивляюсь, что полякам так не терпится перебраться из одного сообщества в другое», - заявил, в частности, Владимир Буковский, бывший советский диссидент, живущий в Англии. А Дэвид Уилкинсон, редактор британского журнала евроскептиков These Tides, убеждал собравшихся, что на самом Западе преобладает негативное отношение к Евросоюзу, который уже сейчас находится в процессе распада.

Главным организатором акций была национал-католическая «Лига польских семей», которую представляют в сейме четыре десятка депутатов, впервые избранных прошлой осенью. «Лигу» поддерживает партия «Самооборона» - радикальная группировка крестьян, выступающая против продажи земли иностранцам и импорта дешевых продуктов из стран Евросоюза. Она имеет 49 из 460 мест в парламенте. Лидеры «Лиги польский семей» и «Самообороны», а также их пропагандист-ские органы - газета «Наш дзенник» и «Радио Мария» - неустанно обвиняют правительство в манипуляциях общественным мнением. Польские евроскептики убеждены, что вступление в ЕС - прямое посягательство на суверенитет страны и национальную самобытность поляков. Они любят поговорить о новом разделе Польши, о том, что Польша вползает в Евросоюз на коленях или вступает в «евроколхоз».

Правительство же Польши, естественно, придерживается других взглядов. «Те, кто говорят, что Польша будет продана, демонстрируют крайне низкий интеллектуальный и моральный уровень», - заявил как-то в телеинтервью уполномоченный правительства по информации о Евросоюзе Славомир Вятр. Во многих случаях правительственные эксперты, которые должны терпеливо объяснять преимущества вступления в Евросоюз, отделываются от евроскептиков пренебрежительной улыбкой. Судя по всему, активность противников Евросоюза несильно беспокоит власти. Вероятно, считается, что преимущества вступления в Общий рынок очевидны и не требуют доказательств. Правительственная пропаганда за интеграцию в Евросоюз зиждется главным образом на одной мысли: такой небогатой стране, как Польша, в наше время в одиночку не пробиться. С кем же ей объединяться, как не с высокоразвитым европейским сообществом? Ведь к нему уже присоединились несколько не слишком зажиточных стран - Португалия, Греция, Ирландия. И они вовсе не жалуются на недостаток суверенитета или экономическое давление со стороны Евросоюза. Напротив, эти страны постепенно стали развиваться и обогащаться, а Ирландия - довольно высокими темпами.

Как бы то ни было, Польша отступать не собирается. У правительства свои доводы для вступления в Евросоюз. Некоторые называют ЕС протекционистской организацией, эгоистичным клубом богатых государств. Это отчасти верно. Но лучше принадлежать к этому клубу и пользоваться всеми выгодами, которые он предоставляет. Видимо, так думает большинство: как показывают социологические опросы, от 50 до 65% поляков высказываются за вступление Польши в ЕС и лишь 20% не доверяют Евросоюзу. Остальные пока не определились.

33-летний председатель правления корпорации Malfarb Богдан ШОМБАРА считает, что ЕС не решит всех польских проблем. И вот почему.

 - Какова Ваша точка зрения на грядущее объединение с Европой?

- Весьма неоднозначная. Политической рекламы, в буквальном смысле уговаривающей поляков голосовать за вступление в объединенную Европу, чересчур много. Один громадный рекламный щит в окрестностях Варшавы чего стоит (от автора: на этом щите изображена Анна Пшибильска, молодая актриса, исполняющая роль полицейского в популярном польском телесериале. Рядом с ее фотографией на плакате можно прочитать слова: «Да, я европеец». Плакат выполнен в виде избирательного бюллетеня). Лично я, как и любой здравомыслящий человек, считаю, что подобный шаг несет за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

 - В чем же, по-вашему, положительные стороны объединения?

- Прежде всего в оздоровлении политико-социального климата в стране. В 90-х гг. мы переживали практически те же политические, социальные и экономические проблемы, с которыми сейчас сталкиваются наши ближайшие соседи - Россия, Украина и Беларусь. Здесь и развал промышленности, и массовая безработица, и всеобщее обнищание, коррупция в верхах, разгул организованной преступности. К сожалению, многие эти проблемы польское общество захватило с собой и в ХХI век. Возможность жить по общим европейским законам, фактически подчиняться Европейскому парламенту - это возможность, как я думаю, большего влияния общества на государственный аппарат. Несомненны и экономические выгоды. Единая банковская система, отсутствие таможенных и налоговых барьеров, расширение рынков сбыта продукции - все это должно придать развитию польской экономике новую динамику.

Но меня как бизнесмена очень беспокоит наплевательское отношение крупных западных корпораций к интересам местных производителей и к интересам населения Польши в целом. Приведу конкретный пример. В городе Остров Великопольский, где базируется головное производство нашей корпорации, 120 лет существовала знаменитая пивоварня. Пиво из Острова Великополь-

ского было известно не только в Польше, но и во всей Европе. Естественно, что в годы коммунистического правления предприятие было государственным. Наступила наша, польская «перестройка». Пивоварня была приватизирована, а контрольный пакет акций продан крупному западному производителю пива и прохладительных напитков. После этого предприятие проработало ровно год. Затем оно было закрыто, сотни людей оказались на улице, а западный производитель по-прежнему продолжает ввозить из-за границы дорогостоящее импортное пиво, «убив» тем самым конкурента. Мэрия города неоднократно обращалась к правлению западной корпорации с предложением купить пивоварню и неоднократно же получала отказ. И это несмотря на то, что и цену предлагали хорошую, и польские бизнесмены, желающие начать выпуск собственного польского пива, есть и будут. В Польше сейчас бытует грустная шутка, что страна осталась только на бумаге и на географических картах, все остальное - земля, предприятия, рабочая сила, умы подрастающего поколения - давно уже принадлежит западным корпорациям. В стране очень мало предприятий со 100-процентным польским капиталом, не говоря уже о государственной собственности.

 - В Беларуси большим спросом пользуются строительные материалы, импортируемые из Польши. Как обстоят дела на этом сегменте польского рынка?

- Тоже не лучшим образом. Все диктуется западными производителями. Доходит до того, что головные предприятия, например, из Германии, запрещают своим польским филиалам продавать продукцию собственного, польского производства своим восточным соседям - белорусам или россиянам. Например, я точно знаю, что подобные запреты распространяются на некоторые польские предприятия, производящие сухие строительные смеси под западными марками. И покупатели из СНГ вынуждены везти товары из Западной Европы, приобретая их по более высокой цене и теряя на транспортировке.

 - И последнее. От многих поляков слышал примерно следующее: вот, дескать, выделят нам сейчас США часть Ирака, начнем нефтью торговать, и Польша сразу же разбогатеет. А вы что думаете по этому поводу?

- Не такие уж в Америке филантропы живут, чтобы о нашей Польше заботиться (смеется). Может, в польском секторе Ирака нефтью и не пахнет. Хотя выгоду польская экономика в данной ситуации способна извлечь. Там была война. Необходимо восстанавливать города, строить дороги и школы. Польские строители всегда славились своим умением. Главное, чтобы правительство не дало уплыть выгодным строительным подрядам за границу, а приоритетное право на проведение восстановительных работ предоставило польским производителям и строительным фирмам.

СПРАВКА «БГ». Богдан Шомбара имеет два высших образования: техническое и экономическое, женат, имеет сына, один из самых влиятельных и состоятельных людей региона Польши, называемого Великой Польшей (города Вроцлав, Познань, Калиш, Остров Великопольский и др.). Лично знаком с Александром Квасьневским и Лешеком Миллером. Собирает редкие антикварные изделия. Не курит. К алкоголю равнодушен.

Корпорация Мalfarb является ведущим производителем и продавцом строительных материалов в Польше. В состав холдинга входят: современное производство широкого ассортимента лакокрасочных изделий, сеть магазинов по продаже строительных материалов и сеть фирменных ресторанов. В основе финансовых фондов корпорации лежит 100-процентный польский капитал. В мае 2003г. на территории Беларуси начало функционировать официальное представительство корпорации Мalfarb.
Добавить комментарий
Проверочный код