Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (388) 09 июня 2003 г. Экономика

Продайте собственность. ХРИСТА РАДИ...

09.06.2003
Сергей ЖБАНОВ

Совмин, рассматривая состояние расчетов с бюджетом и Фондом социальной защиты населения, отметил сложившуюся в республике напряженную ситуацию из-за невыполнения плана поступлений от приватизации госимущества. Усугубляет бюджетную ситуацию и невыполнение плана поступлений от внешних источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

Но если в первом случае белорусский бюджет не желают спонсировать российские олигархи, то во втором в поддержке союзнику отказывает российское правительство - от других иностранных держав помощи уже давно ждать не приходится.

Правительство, будучи не в состоянии самостоятельно изменить условия инвестиционного конкурса, видит выход в корректировке бюджета. Но это скорее выход для чиновников из правительства, но не для бюджетников.

Пенсионеры - единственная категория населения, которая до сих пор получает деньги без задержек. Но финансовое положение Фонда социальной защиты населения в последние годы ухудшается. Об этом свидетельствует критический уровень его переходящих запасов. Если на 1 января 2001г. они составляли 83,3 млрд. рублей (87,3% месячной потребности на выплату пенсий), на 1 января 2002г. - 46,7 млрд. (27,6%), на 1 января 2003г. - 58,2 млрд. (25,5%), то на 1 мая 2003г. - 32 млрд. (13%).

Основная причина возникшей угрозы задержек с выплатой пенсий - рост просроченной задолженности по страховым взносам из-за ухудшающегося экономического состояния предприятий. С 1 января 2001г. по 1 мая 2003г. эта задолженность увеличилась с 19,6 до 170,5 млрд. рублей, или в 8,7 раза. Введение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей не спасло положение, так как за время действия президентского декрета с них удалось собрать в фонд только 10,4 млрд. рублей.

Несмотря на рост просроченной задолженности по страховым взносам, финансовая нагрузка на фонд возрастает, и происходит это за счет выплат, не имеющих никакого отношения к государственному социальному страхованию. В частности, вместо обнищавшего республиканского бюджета фонд вынужден финансировать пособия на детей старше 3 лет; юношеских спортивных школ профсоюзов и БелОСТО, что прямо противоречит Закону «Об основах государственного социального страхования».

И если правительство научилось хоть как-то преодолевать проблемы с задержками выплаты заработной платы за счет банковских кредитов или натуроплаты, то решению проблемы финансовой стабилизации Фонда социальной защиты населения эти меры не только не способствуют, но и усугубляют ее. Ни банковские кредиты, ни натуральная оплата не предусматривают уплату страховых взносов.

У коммерческих банков пока хватает средств кредитовать выплату зарплаты, а на страховые взносы - нет. Нацбанк тоже продемонстрировал волю к безусловному выполнению распоряжения президента по ликвидации задолженности по зарплате, но на финансирование пенсий у него сил не хватило.

Против кредитов банков как источника ликвидации задолженности по зарплате выступают все министерства начиная с Минсельхозпрода. Но и оно вынуждено использовать кредиты банков, поскольку собственные средства, предназначенные на выплату зарплаты, отвлечены на проведение весенних полевых работ, а в убыточном животноводстве их просто нет. Единственным более или менее реальным источником собственных средств в сельском хозяйстве остается кредиторская задолженность предприятий торговли за полученную продукцию и перерабатывающих предприятий.

Но Совмин прекрасно осведомлен, что эти долги за полученную продукцию не так-то просто востребовать. Потому как этим предприятиям, в свою очередь, должны и республиканский, и местные бюджеты. И составлением графиков выплат, пусть даже и утвержденных Совмином, тут не поможешь. Если денег нет у потребителя, их не будет и у производителя.

Корректировкой бюджета производителя также не накормишь. Правительство это понимает и интенсифицирует принудительное взыскание средств налоговыми органами с текущих, валютных счетов, изъятие наличных денежных средств, а также реализацию имущества, конфискованного в счет погашения задолженности перед бюджетом. В этом году 9,7% поступлений, или 266,9 млрд. рублей, получено именно таким образом.

Однако это мелочи. Крупные последствия наступят, если инвестиционный конкурс по «Белтрансгазу» будет провален так же, как и конкурс по нефтехимии. Тогда не помогут никакие принудительные меры. Последствия этой неудачи будут необратимы и разнообразны, начиная с отмены льготных цен на природный газ и заканчивая вторым секвестром бюджета. К сожалению, пока ничто не указывает, что главный распорядитель белорусским имуществом адекватно оценивает сложившуюся бюджетную ситуацию.
Добавить комментарий
Проверочный код