Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№21 (388) 09 июня 2003 г. Экономика

Продайте собственность. ХРИСТА РАДИ...

09.06.2003
Сергей ЖБАНОВ

Совмин, рассматривая состояние расчетов с бюджетом и Фондом социальной защиты населения, отметил сложившуюся в республике напряженную ситуацию из-за невыполнения плана поступлений от приватизации госимущества. Усугубляет бюджетную ситуацию и невыполнение плана поступлений от внешних источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

Но если в первом случае белорусский бюджет не желают спонсировать российские олигархи, то во втором в поддержке союзнику отказывает российское правительство - от других иностранных держав помощи уже давно ждать не приходится.

Правительство, будучи не в состоянии самостоятельно изменить условия инвестиционного конкурса, видит выход в корректировке бюджета. Но это скорее выход для чиновников из правительства, но не для бюджетников.

Пенсионеры - единственная категория населения, которая до сих пор получает деньги без задержек. Но финансовое положение Фонда социальной защиты населения в последние годы ухудшается. Об этом свидетельствует критический уровень его переходящих запасов. Если на 1 января 2001г. они составляли 83,3 млрд. рублей (87,3% месячной потребности на выплату пенсий), на 1 января 2002г. - 46,7 млрд. (27,6%), на 1 января 2003г. - 58,2 млрд. (25,5%), то на 1 мая 2003г. - 32 млрд. (13%).

Основная причина возникшей угрозы задержек с выплатой пенсий - рост просроченной задолженности по страховым взносам из-за ухудшающегося экономического состояния предприятий. С 1 января 2001г. по 1 мая 2003г. эта задолженность увеличилась с 19,6 до 170,5 млрд. рублей, или в 8,7 раза. Введение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей не спасло положение, так как за время действия президентского декрета с них удалось собрать в фонд только 10,4 млрд. рублей.

Несмотря на рост просроченной задолженности по страховым взносам, финансовая нагрузка на фонд возрастает, и происходит это за счет выплат, не имеющих никакого отношения к государственному социальному страхованию. В частности, вместо обнищавшего республиканского бюджета фонд вынужден финансировать пособия на детей старше 3 лет; юношеских спортивных школ профсоюзов и БелОСТО, что прямо противоречит Закону «Об основах государственного социального страхования».

И если правительство научилось хоть как-то преодолевать проблемы с задержками выплаты заработной платы за счет банковских кредитов или натуроплаты, то решению проблемы финансовой стабилизации Фонда социальной защиты населения эти меры не только не способствуют, но и усугубляют ее. Ни банковские кредиты, ни натуральная оплата не предусматривают уплату страховых взносов.

У коммерческих банков пока хватает средств кредитовать выплату зарплаты, а на страховые взносы - нет. Нацбанк тоже продемонстрировал волю к безусловному выполнению распоряжения президента по ликвидации задолженности по зарплате, но на финансирование пенсий у него сил не хватило.

Против кредитов банков как источника ликвидации задолженности по зарплате выступают все министерства начиная с Минсельхозпрода. Но и оно вынуждено использовать кредиты банков, поскольку собственные средства, предназначенные на выплату зарплаты, отвлечены на проведение весенних полевых работ, а в убыточном животноводстве их просто нет. Единственным более или менее реальным источником собственных средств в сельском хозяйстве остается кредиторская задолженность предприятий торговли за полученную продукцию и перерабатывающих предприятий.

Но Совмин прекрасно осведомлен, что эти долги за полученную продукцию не так-то просто востребовать. Потому как этим предприятиям, в свою очередь, должны и республиканский, и местные бюджеты. И составлением графиков выплат, пусть даже и утвержденных Совмином, тут не поможешь. Если денег нет у потребителя, их не будет и у производителя.

Корректировкой бюджета производителя также не накормишь. Правительство это понимает и интенсифицирует принудительное взыскание средств налоговыми органами с текущих, валютных счетов, изъятие наличных денежных средств, а также реализацию имущества, конфискованного в счет погашения задолженности перед бюджетом. В этом году 9,7% поступлений, или 266,9 млрд. рублей, получено именно таким образом.

Однако это мелочи. Крупные последствия наступят, если инвестиционный конкурс по «Белтрансгазу» будет провален так же, как и конкурс по нефтехимии. Тогда не помогут никакие принудительные меры. Последствия этой неудачи будут необратимы и разнообразны, начиная с отмены льготных цен на природный газ и заканчивая вторым секвестром бюджета. К сожалению, пока ничто не указывает, что главный распорядитель белорусским имуществом адекватно оценивает сложившуюся бюджетную ситуацию.
Добавить комментарий
Проверочный код