Тамара СОТНИКОВА
Игра -это процесс, когда что-либо делают, имея скрытый мотив, который находится вне сознания. Этот скрытый мотив не проявляется до тех пор, пока участники не изменят своего поведения, и который приводит к тому, что все участники
игры испытывают смущение, непонимание и хотят обвинить другого человека. В супружеских отношениях может присутствовать весьма разнообразный набор
таких игр, которые иногда распространяются и на детей. Опасность заключается в том, что люди могут потратить время своей жизни на то, чтобы обманывать себя и близких, так и не приблизившись к своим истинным чувствам и желаниям, передавая
своим детям в наследство эти манипулятивные отношения, в которых есть надувательство, ложь и избегание истинной близости. Многие из таких игр приводят к развалу брачных отношений.
"Загнанная домохозяйка» или «Торопливая» - игра многих наших женщин, перегруженных многочисленными обязанностями. Такая женщина должна знать толк во всех аспектах жизни, например, разбираться в педагогике, чтобы правильно воспитывать детей, иметь представление о финансово-экономических вопросах, чтобы быть экономной хозяйкой, быть поваром-профессионалом, чтобы вкусно готовить. К этим способностям добавляются прыть и ловкость, чтобы всё быстро убрать, постирать, выгладить. На работе надо быть профессионалом, держать руку на пульсе времени, а вечером ещё иметь силы и желание быть соблазнительницей мужа в постели. Такая загруженность делами заставляет женщину выполнять одновременно несколько ролей, например, мать, няня, горничная, шеф-повар, экономка, официантка, обольстительная женщина, любовница, безупречная собеседница, ценный работник. Эти роли с течением времени становятся утомительными и конфликтуют друг с другом. Внутри возникает чувство недовольства собой - что-то остаётся недоделанным. Такое состояние загнанности называют «симптомом колена», так как на колени берут ребёнка, пол моют на коленях, когда поднимают тяжести, колени помогают в этом и играют функцию амортизаторов. Женщины с «симптомом колена» заболевают болезнью, которая называется «Всё, устала!» или «Больше не могу!» Такие женщины сваливаются с депрессией и говорят: «Не жизнь, а сумасшедший дом!» Истинный виновник напряжённости - это внутренние высокие стандарты самой женщины, её собственная внутренняя жестокая тирания. Муж в игре лишь любитель, выбранный на роль критикующего, контролирующего, выполняющего воспитательные функции или роль наказующего лица, если не всё сделано, как положено. Мужу очень выгодно играть эту роль. Ему постоянно кажется, что жена не такая расторопная хозяйка и хорошая мать, какой, по его представлениям была его мать. Такие мужчины обычно женятся на своей фантазии о собственной матери.
Если домашней хозяйке удаётся справляться со множеством дел, установив свой собственный темп работы, и при этом находить удовлетворение в любви к мужу и детям, то в ситуации, когда последний ребёнок покидает родительское гнездо, такая женщина может почувствовать себя одинокой.
Если женщина находится под гнётом своей бичующей внутренней тирании и под неусыпным контролем мужа, да ещё не находит удовлетворения в любви к своим близким, она может почувствовать себя всё больше несчастной. На пике напряжения она может забросить домашние дела и детей. Эта ситуация выводит игру на очень опасный уровень, который называют борьбой не на жизнь, а на смерть и который часто приводит к разводу.
«Фригидная женщина» - игра, которая по мнению Э.Берна, происходит между супругами и почти никогда не встречается между возлюбленными - трудно представить себе, чтобы мужчина долго терпел подобное поведение от любовницы.
Игра разворачивается в нескольких вариантах. Первый вариант -самый лёгкий и часто наблюдаемый в семьях. Муж делает попытки сближения с вполне понятными намерениями, но жена ему мягко отказывает («Я устала, дорогой, давай не сегодня»). Зачастую ссылка на усталость может быть правдой, но может присутствовать также игровой момент. Он заключается в идее, что секс мужу нужен, а ей - совсем не обязательно. Лучшим исходом в этой ситуации может быть отдых супруги, и пара вновь вернётся к условно-физиологическому ритму половой жизни.
Но если это не случается, жена постоянно уставшая и отказывающая мужу в интимной близости, муж прекращает попытки сближения, которые не возобновляются уже два-три месяца. В это время наступает тот период супружеских отношений, который можно назвать провокационным. У жены что-то происходит с памятью, она забывает нечто очень необходимое для принятия ванны и любезно просит мужа подать ей этот предмет. Или другая ситуация: жена не может расстегнуть бюстгальтер и просит помощи у мужа. Иногда провокация может быть более наглядной, когда начинается настоящий парад голого тела по квартире. Муж сдаётся и делает вновь попытку сближения. В этой ситуации может подключиться игра «Ну что, попался, негодяй», и жена кричит: «Я так и знала, тебе нужен только секс. Не зря мне мама говорила...» Начинается скандал, после которого мужчина остаётся наедине со своей проблемой: воздержание и сопутствующие ему возможные болезни или любовница. Но с такой женой опасно иметь любовницу. Этот факт может ещё раз дать возможность жене получить дивиденды в игре «Ну что, попался, негодяй».
Такая семейная ситуация напоминает сцену из произведения Диккенса «Большие ожидания». Девочка просит мальчика испечь пирожок из песка. Когда он это сделал, изрядно испачкав руки и одежду, она, глядя на пирожок в протянутой руке, говорит ему: «Фи, какой ты грязный!» Тут присутствует ложная идея о том, что секс -это грязно, это то, что может женщину испачкать. Мужчина -это грязное животное, которому только одно надо, а женщина, отказывающая ему, чиста и непорочна. Мать такой женщины может нашептывать ей на ухо: «Ты такая красавица, а досталось тебе...» Есть ещё другой вариант, когда женщина подстрекаемая матерью против мужа, может пуститься в ожидание достойного, ждать принца и как бы уснуть, как в сказке о Спящей царевне на сто лет, не пачкая себя грязным сексом и мечтая о суженом, который приплывёт на алых парусах. В этой ситуации на женщин может влиять иллюзия вечной молодости. Такие женщины, «проснувшись» в 35-40 лет, обнаруживают морщины, сединки и прочие изменения. Принц так и не явился, а собственный муж - уже чужой человек, сексуально непривлекательный, неинтересный. Эту жизненную программу женщины называют «выжиданием трупного окоченения». Она уже не та молоденькая и красивая девушка, уже пятидесятый размер одежды, а её всё тянет в магазине в секцию с сорок четвёртым размером.
«Фригидный мужчина» - особая игра, в которой мужчина ведет себя так: он доводит женщину до пика возбуждения и оставляет её. Женщина остаётся без сексуального удовлетворения наедине со своими размышлениями и вопросами: «Что во мне не так? Что не так сделала?»
Мужское поведение свидетельствует об особой форме эгоизма, когда женщину наказывают якобы за её порочность, сексуальную ненасытность. Мотив подобного мужского поведения - продемонстрировать, что все женщины плохие и грязные существа, и подчеркнуть свою чистоту. Как правило, это те мужчины, у которых может быть слабая половая конституция или какие-то психологические сексуальные трудности, иногда связанные с восприятием матери в детстве.
В игре «Бейте меня» или «Дай мне пинка» участвуют люди, которые ведут себя так, как будто у них на футболке написано «Пощадите!» Искушение «ударить» такого человека велико, поэтому после «пинка» люди традиционно восклицают: «Ну почему это случается именно со мной?» Глубинно тут присутствует гордость, которую называют гордостью наизнанку: «Мои страдания лучше всех!»
В супружеской жизни эта игра очень часто разворачивается таким образом. Если кто-то из супругов по каким-то причинам не «бьёт», то поведение желающего быть битым становится всё более провокационным, задиристым, демонстрационным, с набором приёмов шантажа. Причём это продолжается до тех пор, пока человек не перейдёт все границы и вынудит другого обидеть его, сказать что-то оскорбительное, унизить или даже ударить. В такую игру играют, как правило, женщины, которых часто оскорбляют и бьют мужья, это те, которых называют покинутыми женщинами. Это несчастные матери, у которых очень драматические отношения со своими детьми. Осознав присутствие этой игры в своей жизни, супруги могут избежать многочисленных семейных конфликтов, основой которых является, как ни странно, любовь к страданию. Это чувство присутствовало в их жизни, они, может быть, жили в атмосфере страдания, унижения, оскорбления и побоев. Людям свойственно, часто бессознательно, стремиться к повторению того, что было. Осознав это, люди имеют возможность выбирать между страданием и радостью.
Эти и многие другие игры уводят супругов далеко от истинных чувств и реальной жизни, в которой они не живут, а обманывают себя и близких людей, так и не приблизившись к тому истинному, что присутствует в их внутреннем пространстве и в отношениях с другими людьми. Дети, которые живут в пространстве нечестных игр своих родителей, могут вырасти людьми, играющими в игры, вместо того чтобы просто жить здесь и сейчас.
Автор - клинический психолог Минского городского сексологического центра
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Александр Лукашенко заявил, что «все процессы в Минске протекают намного быстрее, чем где бы то ни было». Вы согласны?
да, быстрее, чем в Лас-Вегасе
да, быстрее, чем у кроликов
нет, в Шклове быстрее
нет, из Москвы виднее
мне и так по жизни быстро
Facebook