Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (386) 26 мая 2003 г. Радости жизни

ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ

26.05.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

№ 19 [386] от 26.05.03 - Беларусь - страна победившего постмодерна. Только в этой стране самым причудливым образом в ежедневной жизни мы встречаем элементы сороковых, пятидесятых, семидесятых, иногда даже девяностых годов, притом, что во всем остальном мире наступило третье тысячелетие. Поэтому элементы соцреализма, американские боевики и фольклор существуют на одном и том же культурном поле.

Театр: Национальный академический театр им. Я.Купалы.

Спектакль: «Павлинка», Я. Купала.

Режиссер: Лев Литвинов


Смешение эпох, чудовищная экономическая, политическая и культурная эклектика привели к тому, что совершенно не представляется возможным определить, в каком, собственно, времени застрял средний белорус. Что для него является знаками прошлого, и почему этот знак становится вдруг его будущим? Прелюбопытнейшим примером постмодернистического течения белорусского времени, в отличие от времени общемирового, является спектакль «Павлинка» в Купаловском театре.

Люблю писать рецензии на спектакли, не обласканные вниманием критиков. Последняя серьезная рецензия на «Павлинку» вышла где-то лет 50 назад. Все, что было написано о «Павлинке» после, - это, скорее, культурологический реверанс классике. Обычная жизнь хорошего спектакля - пять-десять лет. Действо, которое существует на сцене больше этого срока, воспринимается как театральный феномен. «Павлинка» играется c 1944г. и превратилась уже не в феномен, а в аксиому отечественной культуры, в театральную данность.

Все меняется: представления об искусстве, само искусство, мода, государство, народ - «Павлинка» остается неизменной. Это слепок искусства, который время от времени превращается в его посмертную маску. Почему этот спектакль держится на сцене? Потому что он настолько хорош? Потому что это лучший спектакль, созданный белорусским театром?

В Москве тоже идёт несколько «вечных» спектаклей. Прежде всего это символ Вахтанговского театра - знаменитая «Принцесса Турандот» К.Гоцци. Его летоисчисление начинается с 20-х годов ХХ века. Но московский спектакль все-таки претерпел целый ряд изменений, таким образом, сейчас идет скорее «римейк», чем оригинальная версия вахтанговского спектакля. А во-вторых, «Принцесса Турандот» - порождение гения одного из величайших режиссеров мира Евгения Вахтангова, родоначальника могущественной театральной школы, центром которой и стали великий Вахтанговский театр и знаменитая «Щука» - Щукинское театральное училище. Таким образом, «Турандот» - не просто спектакль, но целая театральная философия и методология. А «Павлинка»?

Как ни странно, режиссера спектакля почти не знают. Он не является автором эпохальных театральных открытий. Его не называют гением. Да и сам спектакль не считают великим театральным достижением, в отличие, скажем от «Рядовых» или «Тутэйшых». И тем не менее спектакль живёт…

Мне представляется, что причина здесь в том, что в «Павлинке», как ни в каком другом спектакле, законсервированы все самые расхожие, ясные и понятные представления о белорусах. Это концентрат не белорусского духа, но навязанных представлений о нем. Это то, какими бы мы хотели видеть белорусов и какими они никогда не были и точно никогда не будут. Это наш лубок, наша «матрешка» и хохлома. Это наш уровень представления о самих себе. Этот спектакль является нулевым меридианом, точкой отсчета, по которой оценивают все белорусское в театре. Не талантливое, не театральное, а именно белорусское. «Павлинка» стала своеобразной конституцией белорусского театра, его дряхлеющей догмой…

Для актеров «Павлинка» это почти ритуальное действо. А сама роль Павлинки для актрисы сродни жреческому сакральному служению. Павлинка - это не роль. Это статус, который одно поколение передает другому…

Сегодня «Павлинка» лубочная закономерно стала детским спектаклем, дополнительным классным часом в школе, таким же обязательным и таким же искусственным. Взрослые же ждут Павлинку настоящую, героиню сегодняшнего дня и сегодняшней Беларуси, Павлинку-XXI.

Драматургия/режиссура/актёрская игра 6 / 6 / 6
Добавить комментарий
Проверочный код