Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№19 (386) 26 мая 2003 г. Радости жизни

ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ

26.05.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

№ 19 [386] от 26.05.03 - Беларусь - страна победившего постмодерна. Только в этой стране самым причудливым образом в ежедневной жизни мы встречаем элементы сороковых, пятидесятых, семидесятых, иногда даже девяностых годов, притом, что во всем остальном мире наступило третье тысячелетие. Поэтому элементы соцреализма, американские боевики и фольклор существуют на одном и том же культурном поле.

Театр: Национальный академический театр им. Я.Купалы.

Спектакль: «Павлинка», Я. Купала.

Режиссер: Лев Литвинов


Смешение эпох, чудовищная экономическая, политическая и культурная эклектика привели к тому, что совершенно не представляется возможным определить, в каком, собственно, времени застрял средний белорус. Что для него является знаками прошлого, и почему этот знак становится вдруг его будущим? Прелюбопытнейшим примером постмодернистического течения белорусского времени, в отличие от времени общемирового, является спектакль «Павлинка» в Купаловском театре.

Люблю писать рецензии на спектакли, не обласканные вниманием критиков. Последняя серьезная рецензия на «Павлинку» вышла где-то лет 50 назад. Все, что было написано о «Павлинке» после, - это, скорее, культурологический реверанс классике. Обычная жизнь хорошего спектакля - пять-десять лет. Действо, которое существует на сцене больше этого срока, воспринимается как театральный феномен. «Павлинка» играется c 1944г. и превратилась уже не в феномен, а в аксиому отечественной культуры, в театральную данность.

Все меняется: представления об искусстве, само искусство, мода, государство, народ - «Павлинка» остается неизменной. Это слепок искусства, который время от времени превращается в его посмертную маску. Почему этот спектакль держится на сцене? Потому что он настолько хорош? Потому что это лучший спектакль, созданный белорусским театром?

В Москве тоже идёт несколько «вечных» спектаклей. Прежде всего это символ Вахтанговского театра - знаменитая «Принцесса Турандот» К.Гоцци. Его летоисчисление начинается с 20-х годов ХХ века. Но московский спектакль все-таки претерпел целый ряд изменений, таким образом, сейчас идет скорее «римейк», чем оригинальная версия вахтанговского спектакля. А во-вторых, «Принцесса Турандот» - порождение гения одного из величайших режиссеров мира Евгения Вахтангова, родоначальника могущественной театральной школы, центром которой и стали великий Вахтанговский театр и знаменитая «Щука» - Щукинское театральное училище. Таким образом, «Турандот» - не просто спектакль, но целая театральная философия и методология. А «Павлинка»?

Как ни странно, режиссера спектакля почти не знают. Он не является автором эпохальных театральных открытий. Его не называют гением. Да и сам спектакль не считают великим театральным достижением, в отличие, скажем от «Рядовых» или «Тутэйшых». И тем не менее спектакль живёт…

Мне представляется, что причина здесь в том, что в «Павлинке», как ни в каком другом спектакле, законсервированы все самые расхожие, ясные и понятные представления о белорусах. Это концентрат не белорусского духа, но навязанных представлений о нем. Это то, какими бы мы хотели видеть белорусов и какими они никогда не были и точно никогда не будут. Это наш лубок, наша «матрешка» и хохлома. Это наш уровень представления о самих себе. Этот спектакль является нулевым меридианом, точкой отсчета, по которой оценивают все белорусское в театре. Не талантливое, не театральное, а именно белорусское. «Павлинка» стала своеобразной конституцией белорусского театра, его дряхлеющей догмой…

Для актеров «Павлинка» это почти ритуальное действо. А сама роль Павлинки для актрисы сродни жреческому сакральному служению. Павлинка - это не роль. Это статус, который одно поколение передает другому…

Сегодня «Павлинка» лубочная закономерно стала детским спектаклем, дополнительным классным часом в школе, таким же обязательным и таким же искусственным. Взрослые же ждут Павлинку настоящую, героиню сегодняшнего дня и сегодняшней Беларуси, Павлинку-XXI.

Драматургия/режиссура/актёрская игра 6 / 6 / 6
Добавить комментарий
Проверочный код