Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Обратись к квалифицированному психологу! Помощь при депрессии окажут здесь
sumarin.ru
№19 (386) 26 мая 2003 г. Радости жизни

У «НИХ» БЫЛА ВЕЛИКАЯ ЭПОХА

26.05.2003
Янка ГРЫЛЬ

№ 19 [386] от 26.05.03 - Три CD, названные “Запретные вершины” / Forbidden heights, - такова материальная составляющая последнего проекта Игоря Савченко. Автор приобрел известность как фотограф, однако в последние годы главным направлением его деятельности стал синтез искусств: фотографии, литературы, музыки. Отличительная черта творчества Савченко - интенсивный поиск точек соприкосновения различных видов и форм художественности, диалог с прошлым, диалог с культурой - отечественной и немецкой.

Этот диалог начался более 10 лет назад в фотографическом проекте “Мы говорим по-немецки” (1991). С одной стороны, безалаберно-широкий славянский менталитет, стремящийся упорядочить себя самое построением по ранжиру и административным восторгом, только умножающими бесформенность и беспорядок. С другой стороны, “сумрачный германский гений”, который за педантичной логикой умозрительных конструкций и безукоризненным строем марширующих батальонов таит тот же духовный хаос. Наши культурные миры навязали друг другу (начиная от Л.Захер-Мазоха,

О.Шпенглера, Ф.М.Достоевского) определенные штампы: “они” - садисты, “мы” - мазохисты, “они” - метафизики, “мы” - богоискатели, “немец обезьяну выдумал”, а у нас “до сих пор ружья кирпичом чистят”. Последние проекты Савченко “Nach Osten. Bewegt, doch nicht zu schnell” и “Искушения Сергеева” тоже с “немецким акцентом”. К сожалению, должного резонанса у нас (в отличие от Германии) они не получили: искусствоведы с опаской отнеслись к “литературщине”, литературоведы - к “визуальности”.

Концепция “Запретных вершин”, по признанию автора, оформилась при прослушивании записи концерта Брукнера в Берлинской филармонии 1942г.: звуковой фон (живые шумы, шорохи, покашливания) навеял проблематику - человек внутри искусства и внутри истории. Собрав и отреставрировав с грамзаписей 30-х гг. 78 немецких походных маршей и военных песен, снабдив CD стилизованными под цвета и образы эпохи вкладышами с цитатами-воспоминаниями современников о том, как и почему воздействовала на души эта музыка, Савченко задал целый веер вопросов, ответы на которые насущно необходимы нашим культурам.

Когда приходит время Большого Стиля тоталитарного искусства? В какой степени шедевры Л.Рифеншталь (или С.Эйзенштейна) ответственны за Аушвиц (или ГУЛАГ)? Чей вердикт весомее - эстетики или истории? Что делать маленькому человеку в эпоху Большого Стиля? Тоталитаризм - это не только страх, это еще и соблазн, и если прошедшие денацификацию немцы освободились от его пут, то мы, так и застрявшие на перепутье соцреализма и китча, еще находимся в его власти.

 “За музыку обидно”, - говорит Савченко, соотнося ее с идеологией. Тоталитарные режимы 30-х интенсивно обменивались эстетическими ноу-хау: нашу “Все выше, и выше, и выше” немцы бесстыдно похитили для “Триумфа воли”, но и мы не остались в долгу, сделав из их шлягера “кипучую, могучую” “Москву майскую”. И когда в легендарном “Орленке” чувствуешь парафразы из не менее легендарного “Хорста Весселя” (“Орленок, орленок идут Batallionen... У власти орлиной орлят Millionen…”) или смотришь фото Международной выставки 1937г., где А.Шпеер “останавливает” победный марш мухинских “Рабочего и колхозницы” выполненным в той же стилистике орлом III Рейха, становится не по себе. “У них” тоже была Великая эпоха - великая прежде всего по количеству жертв, до сих пор подсчитываемому всем человечеством.

По признанию художника, “Запретные вершины” “не преследуют ни политических, ни идеологических целей и ни в коей мере не являются ни пропагандой, ни оправданием нацизма. Этот проект есть лишь попытка заглянуть по ту сторону всем известных исторических событий”. И взгляд этот во многом тождествен взгляду в зеркало: в фанфарах и расстрельных залпах чужой Великой эпохи мы неизбежно узнаем свою, оставившую нам в наследство мифы о вожде и народе, о тысячелетнем царстве всеобщего благоденствия, о массовом экстатическом единении в маршевых колоннах и лагерных бараках. Проект И.Савченко - не попытка обвинить искусство в соучастии в масштабнейших преступлениях против человечности, а вопрошание искусства и человека: как далеко они готовы пойти во имя идеи, как правило, приводящей к обнесенному колючей проволокой концлагерю. Германии и России их “Великие эпохи” стоили десятилетий национального покаяния и краха имперских амбиций. У нас, в маленькой, но гордой стране, по которой до сих пор воровато бродят призраки тоталитаризма и ксенофобии, этот исторический урок, к сожалению, еще не пройден.

Концепция/ Стилистика/ Резонанс: 5 / 5 / 1
Добавить комментарий
Проверочный код