Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Аукцион нежилых помещений! Полная база! Удобный поиск по категориям
avtocursant.by
№19 (386) 26 мая 2003 г. Экономика

ЗА ДУРНУЮ ВЕСТЬ РУБЯТ ГОЛОВУ

26.05.2003
Ярослав РОМАНЧУК

№ 19 [386] от 26.05.03 - Можно ли винить врача за то, что он ставит вам точный, но страшный диагноз? Можно ли обвинять государственную структуру, которая была создана для диагностики финансового состояния предприятий, за то, что «пациенты» на ладан дышат? Можно только в случае чрезвычайной эмоциональной возбудимости и психической неустойчивости. Такая реакция опасна своей неадекватностью. Одно дело, когда речь идет об отдельном человеке. Другое дело, когда это целый институт - на сей раз санации и банкротства.

ДО ЧЕГО ДОБАНКРОТИЛИСЬ

По итогам первого квартала картина с банкротством и санацией в Беларуси выглядит следующим образом.

На начало 2003г. неоконченных дел насчитывалось 311, из которых 17 - в отношении госпредприятий, 279 - частных и 15 - в отношении индивидуальных предпринимателей. Из этого списка только три градообразующих предприятия, одно системообразующее, три сельхозпредприятия и одна страховая организация. Помимо этого подано еще 10 заявлений, по которым не совершены процессуальные действия. Только двум предприятиям было отказано в приеме заявления о возбуждении процедуры банкротства (по частным предприятиям). 80 дел было возвращено (из них лишь 6 - государственные), а 150 было принято к рассмотрению, из них 12 - по государственным предприятиям (2 градообразующих) и 182 - по частным. Всего было разрешено 202 дела, из них 12 - по государственным, 182 - по частным структурам. Из них 5% прошли по процедуре банкротства с санацией. 179 организаций (88,6%) ликвидированы. На момент вынесения решений сумма предъявленных требований составляла 29,3 млрд. рублей, из которых 28 млрд. приходилось на частные структуры. Эти суммы кажутся просто смешными по сравнению с долгами, которые скопились в экономике. Так, просроченная кредиторская задолженность за первый квартал составила 4,8 трлн. рублей, дебиторская - 4 трлн. Всего было прекращено производство по 12 делам, из которых только по двум стороны сумели прийти к мировому соглашению. В итоге на 1 апреля 2003г. неоконченными остаются 259 дел, из которых 86% приходится на частные структуры.

Таблица

Можно сделать оторванное от жизни предположение, что в Беларуси настолько высоко качество управления государственным имуществом, что случаются лишь единичные сбои. Но 80% активов принадлежит государству, а доля неплатежеспособных госпредприятий составляет 61%.

ГЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ «ГЕНИЯМИ»?

Неужели в исполнительной «вертикали» и в обширном госсекторе такое количество гениев управления? Отнюдь нет, просто есть целый ряд факторов, которые объясняют отсутствие гораздо большего количества дел о банкротстве в отношении государственных организаций.

Во-первых, налицо конфликт интересов внутри Министерства экономики. С одной стороны, эта структура обязана качественно управлять экономикой, давать темпы роста и выполнение других прогнозных показателей. С другой стороны, департамент по санации и банкротству является структурным подразделением Министерства экономики. Как может подчиненный получать деньги от начальника за то, чтобы говорить о его плохой работе? До тех пор, пока государственный орган, отвечающий за банкротство и санацию, не будет выведен из подчинения Минэкономики, ожидать прорыва не приходится.

Но и Минэкономики - всего лишь «винтик» в административной системе. Как высшее руководство может решиться на массовое банкротство и санацию, если оно вот скоро уже 10 лет объявило именно крупные госпредприятия приоритетными?

Вторая причина низкой активности кредиторов и директоров госпредприятий заключается в высокой степени их зависимости от местных органов власти и отраслевых концернов. Налоговые инспекции могут хорохориться в отношении фирм-«пустышек» или небольших частных предприятий, а вот попробуй обанкроть МТЗ или «Гомсельмаш». Банки также предпочитают помалкивать, когда госпредприятия в очередной раз не возвращают кредиты, надеясь на авось и на то, что их самих не тронет карающая рука кредиторов.

В-третьих, белорусские хозяйственные суды, которые находятся в зависимости от все той же «вертикали», не хотят быть крайними и проявлять принципиальность в отношении дел о санации и банкротстве.

В-четвертых, руководство страны, концернов и большинства предприятий абсолютно неправильно понимает природу института банкротства, считая его чем-то необратимым, фатальным и страшным как для личной карьеры, так и для занятости в регионе и госбюджета.

КАК УПРАВЛЯЮТ БАНКРОТСТВОМ

Когда большинство руководителей не хочет слушать правду о финансовом состоянии предприятий и банков, оно находит стрелочника. По ситуации с банкротством все решили свалить на департамент по санации и банкротству и на управляющих, которые эти самые дела ведут. Чиновники создали такую нервозную ситуацию вокруг этой темы, что президент решил проверить, как же работают антикризисные управляющие. В результате ему на стол попала информация «О проверке эффективности деятельности управляющих в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)» за подписью премьер-министра. Геннадий Новицкий сообщает, что Минэкономики и Высший хозяйственный суд (отнюдь не сторонние организации в этом процессе) проверили, как управляющие выполняют свои задачи, описанные в статье 61 закона о банкротстве. Проверка установила, что на начало 2003г. в процедуре экономической несостоятельности находилось 1.150 организаций, из которых 91 - государственная или с долей государства. 21 предприятие является градообразующим. Таков фронт работы для 102 управляющих, которые активно работают по вышеуказанным делам (лицензию получили 135). За период действия закона (с 12 февраля 2001г. по 1 января 2003г.) «по завершенным и еще не завершенным делам о банкротстве возвращено в бюджет и внебюджетные фонды 1,3 млрд. рублей».

Качество работы управляющих характеризует такой факт: «Из 42 государственных, а также имеющих долю государственной собственности в уставном фонде предприятий, большинство которых находится в процедуре санации менее одного года, на 20 увеличился среднемесячный объем производства продукции в сопоставимых ценах, на 14 - среднемесячный объем реализации продукции, на 23 предприятиях увеличилась рентабельность продукции. На 16 предприятиях уменьшена задолженность по заработной плате, в т.ч. по пяти - погашена полностью». Если учесть, что в санацию попадают, по мнению управляющих, практически «мертвые» предприятия, то данный результат очень даже неплохой. Управляющий Куимов, который работал на градообразующем предприятии «Речица-древ», довел предприятия до того, что была «сохранена численность работников, возросли объемы производства и реализации продукции, ликвидирована задолженность по заработной плате, на предприятии обеспечивается рост экспорта и валютных поступлений». Управляющий Белков аналогичным образом справляется с Копыльским заводом резинотехнических изделий. Все предприятия разные, и требовать от управляющих стопроцентного позитивного результата - это как требовать вылечить атипичную пневмонию таблетками аспирина за два дня. Тот факт, что на Речицком опытно-промышленном гидролизном заводе, Мозырском заводе сборного железобетона N12, ОАО «Коханово» не удалось добиться перелома негативных тенденций, не значит, что в этом виноваты только управляющие. Они и, может быть, внешние аудиторы могут решить, можно ли было добиться иного результата. Чиновники не обладают знаниями и умениями, чтобы профессионально оценить работу управляющих.

Отдадим должное поверяющим от ВХС и Минэкономики. Они указали, что основными причинами плохого состояния многих предприятий, которые находятся в процедуре банкротства и санации, является «отсутствие инвестиций и потери рынков сбыта». Причем здесь управляющие, когда рынки сбыта теряются в результате плохого управления предприятием на протяжении целого ряда лет?

УПРАВЛЯЮЩИХ БОЯТСЯ, ПОЭТОМУ ХОТЯТ УНИЧТОЖИТЬ

В плюс управляющим можно отнести и то, что из 39 госпредприятий, находящихся в стадии ликвидации, на 17 возвращены долги кредиторам на сумму 628,24 млн. рублей и $19,6 тыс., в т.ч. в бюджет - 99,17 млн. рублей. На 8 госпредприятиях процедура ликвидации завершена. Кредиторам возвращено 503,2 млн. рублей, в т.ч. бюджету - 60 млн. При этом «возврат долгов мог бы быть значительно выше, но его эффективность иногда снижает несвоевременное инициирование должником, кредитором или уполномоченным органом процедуры банкротства». Это сильный упрек в сторону как директората, так и отраслевых министерств и концернов.

Как это обычно бывает, в процессе проверки был выявлен негатив, который создали директора и концерн. Так управляющий Галаш в ОАО «Пищевик» выявил «признаки преднамеренного банкротства и подделки документов». Его коллега Савчук в процессе конкурсного производства по делу о банкротстве ИП «Шервин» выявил сокрытие имущества стоимостью более 200 млн. рублей. Если его продать, то можно погасить долги перед бюджетом в сумме 269 млн. рублей. Управляющий по делу о банкротстве ООО «Руни» передал материалы о злоупотреблениях бывшего руководителя в прокуратуру, по Минскому маргариновому заводу - в УБЭП МВД. По заявлению управляющего по делу СП «Озолс ЛБ» возбуждено уголовное дело.

Проверка показала, что «большинством управляющих соблюдается законодательство о банкротстве: обеспечиваются управление должником и исполнение социальных и хозяйственных функций, ведется постоянная работа с кредиторами, совершенствуется работа по подготовке планов санации и ликвидации, выявляются признаки преднамеренного и ложного банкротства, обеспечивается сохранность имущества должника». Нарушения носят мелкий характер: срывы процессуальных сроков, непредоставление полной информации кредиторам, необоснованный отказ в принятии требований кредиторов и т.п. Управляющим было вынесено 19 предупреждений и только у двух были приостановлены лицензии. Получается, что департамент по санации и банкротству подготовил действительно высококлассных профессионалов.

Таким образом, Лукашенко получил полную информацию о том, что наезд на управляющих и на сам институт банкротства необоснован и мотивирован «шкурными» интересами чиновников и госуправленцев, которые стремятся прикрыть собственную некомпетентность. Более того, наверняка многие из них участвуют в процессе преднамеренного банкротства, когда на протяжении целого ряда лет руководители предприятий и концернов не делают ничего, чтобы предотвратить сползание промышленности и сельского хозяйства в долговую яму.
Добавить комментарий
Проверочный код