Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (384) 05 мая 2003 г. Визави

МИР, ТРУД, МАЙ... Чикаго, свобода, деньги

05.05.2003
Марина ГУЛЯЕВА, Вадим ДОВНАР

1 мая 1886г. по Америке прокатилась волна забастовок. Наиболее массовые демонстрации рабочих прошли в Чикаго, закончившиеся трагическими столкновениями с полицией. В память о героическом выступлении рабочих Парижский конгресс Второго Интернационала в 1889г. принял решение о ежегодном праздновании 1 мая как Дня международной солидарности трудящихся. Спустя более чем столетие ушли в прошлое полыхающие алыми знаменами демонстрации, «господствующий класс» пролетариат, по утверждению председателя российской Национал-большевистской партии Анатолия Тишина, спился, кто-то продолжает относиться к Первомаю как к обычному выходному.

О том, кто такой сегодня «человек труда» и кто способен сыграть роль революционного класса, рассуждают художник-дизайнер Владимир ЦЕСЛЕР и председатель российской Национал-большевистской партии Анатолий ТИШИН.

Владимир ЦЕСЛЕР:«КОГДА ЕЩЕ ЖЕНЩИНЫ МОГЛИ ПОКАЗАТЬ СВОИ НАРЯДЫ?»

СПРАВКА «БГ». Владимир Цеслер родился 30 апреля 1951г. в Слуцке (Минская обл.). Закончил Белорусскую академию искусств по специальности «дизайн». Работы творческого тандема художников-дизайнеров Владимира Цеслера и Сергея Войченко находятся в музеях плаката Латвии, Германии, Финляндии, Японии, Швейцарии и др. стран.

- Как вы относитесь к 1 Мая?

- Даже не знаю... Он сегодня вообще есть или нет, этот праздник?

- Есть.

- Для меня ни выходных, ни праздников не существует - я просто работаю. При Советской власти, как мне кажется, большинство людей не вкладывали в этот праздник какой-то идеологический смысл. В те годы было всего два праздника - 7 ноября и 1 Мая. И на самом деле это было великолепно: люди выходили на демонстрации, одевали все самое лучшее - когда еще женщины могли показать свои наряды? Было какое-то единение, очевидно, каждый испытывал свое маленькое человеческое счастье - все в одном порыве куда-то идут. Я никогда не вдавался в исторические, политические и идеологические подробности дня «освобожденного труда», хотя какой на самом деле «освобожденный»? Мне кажется, этот праздник - дань старшему поколению. Пусть для них 1 Мая будет праздником, я очень хорошо отношусь к этим людям, которые до дурости отдали себя государству, а оно их выбросило.

 - В те годы «людьми труда» считались люди неквалифицированного труда. Но спекуляции на тему «мозолистых рабочих рук» на самом деле имели совершенно конкретную цель - такими людьми проще было манипулировать. В этой идеологии творческая личность под определение «человек труда» никак не попадала. Изменились ли сегодня эти установки?

- Да, нас тогда называли «прослойкой». Мы как-то с друзьями поехали отдыхать в Крым. Это было время, когда тебя могли задержать за то, что ты идешь в шортах. Нас задержали без всякого повода, а когда узнали, что мы художники, начали хохотать. Мол, вы посмотрите на них - художники так устали, что приехали отдыхать!

 - А вы считаете себя «человеком труда»?

- Безусловно. Еще какого труда - очень тяжелого. На самом деле художник, в отличие от того «человека труда», которого превозносили, работает всегда - не с 9 утра до 6 вечера, а постоянно, без праздников и выходных. Но если ты не являлся членом Союза художников, к тебе мог прийти милиционер и спросить: «Почему ты не работаешь?» Вспомните Бродского: «Вы кто, поэт? Поэт - это не специальность!» Хотя на самом деле все мы - и рабочие, и колхозники, и художники - находились в одном теплом, темном месте.

 - Сегодня вы занимаете другое место?

- Я-то себя считал и считаю человеком труда. Считают ли меня таковым они - ну, не знаю. Наверное, нет. Я не вижу адекватного отношения государства к искусству. По-видимому, есть творческие люди, которые более приближены к власти, - т.н. «спецназ», они что-то там для них делают.

Мы как-то поехали в Финляндию получать очередную премию, нас там все спрашивали, почему мы не приезжаем, не бываем в их творческой тусовке. А мы смогли попасть туда лишь потому, что нашелся человек, оплативший дорогу. Но уже там выяснилось, что нужно оплатить банкеты - $130 с человека. Для нас это очень большие деньги, но пришлось платить - наличными, естественно. И нас спрашивают:«А почему вы сами платите? Должен платить тот, кто послал вас сюда». А нас ведь никто не посылал - мы были единственными, кто представлял честь своей страны за свой счет.

Ленин говорил: «Искусство принадлежит народу». И вот этот народ ездит с работы мимо Дворца искусства, Национального художественного музея и никогда в них не зайдет - принадлежит ли искусство этому народу? И вообще - зачем оно ему? Ну, хорошо, они сходят в Третьяковку, посмотрят Шишкина и успокоятся - миссия выполнена. Так может, лучше успокаивающего какого-нибудь выпить? Но есть другое определение: «Искусство спасет мир от красоты». Мы бы не ушли далеко от вот этой вышивки (показывает на стену. - М.Г.), если бы шли на поводу той красоты, которая нужна народу.

 - «Мир, Труд, Май!», «Раньше думай о Родине, а потом о себе» - Родина станет богаче, если человек собственное благополучие поставит на второй план?

- В стране должны быть богатые люди, если они есть, значит, в стране будут деньги. Но быть богатым в нашей стране как-то неприлично. Но мы никуда от этого не денемся - у всех людей никогда не будет равных шансов. Я лично вообще не думаю о благополучии: если художник в состоянии купить краски, рамки и еще останется денег попить пиво - вполне нормальная жизнь. Художник живет работая - создавая, в этом его счастье.

Я не уверен, что когда человек работает, он думает, что работает на государство, - люди работают на себя. Они хотят нормально жить, заработать, поехать куда-нибудь, пошвыряться деньгами. А хочет человек работать в своей стране, когда чувствует свою защищенность. Почему американцы такие патриоты? Потому что они знают, что государство их защитит в любой ситуации. Мы же приспосабливаемся жить так, чтобы рассчитывать только на себя. Но ведь люди же работали и работают на свое государство, а что имеют? Дали им медаль, два костюма Adidas и отправили в Пицунду отдыхать.

 - А что получили вы?

- Ничего мы с коллегой Сергеем Войченко от государства не получали, хотя представляли страну там, где о ней даже не слышали, - у нас около 40 международных премий. А при «совке» нас даже ограбили - мы получили личную премию Генсека ООН, но работники посольства украли чек, а нам дали какие-то рубли. Нас неоднократно хотели выбросить из мастерской, и нет никаких гарантий, что завтра это не произойдет. Я стою в очереди на квартиру с 1987г. и не уверен, что когда-нибудь получу ее. А построить - у нас нет таких доходов, чтобы мы могли себе это позволить.

 - Вам никогда не хотелось уехать и работать там, где бы вас считали «человеком труда», вы бы чувствовали адекватную оценку своей работы и защиту государства?

- Нравится мне здесь, красиво, природа хорошая.

Анатолий ТИШИН: «ПУСТЬ ПРАВИТЕЛИ ПОСМЕЮТ ПОДНЯТЬ РУКУ НА ЭТУ СВЯТЫНЮ!»

СПРАВКА «БГ». Анатолий Тишин родился в 1967г. По образованию фельдшер широкого профиля. Работал на «скорой помощи». Последнее место работы - патолого-анатомическое отделение Мытищинской больницы. В НБП с 1998г. В настоящее время исполняет обязанности председателя партии.

- Первомай - главный праздник труда. Для меня его смысл неизменен. Это День солидарности трудящихся. С этим невозможно ничего поделать, даже если переименовать его, к примеру, в День мира и согласия.

- А как насчет советского определения «праздник освобожденного труда»?

- Я с ним не согласен. Коммунисты, устроившие революцию в 1917г. и проигравшие сражение в 1991г., утверждали, что пролетариат - революционный класс. Поэтому подчеркивалась пролетарская составляющая праздника. Даже крестьяне упоминались только после запятой. Картина несколько изменилась. Пролетариат больше не является революционным классом. Нужно жить в реальном мире. Поскольку наша партия исповедует социалистические принципы, то это и наш праздник тоже. Мы выступаем за национализацию отраслей экономики, за то, чтобы работа была во благо человека труда. Сейчас же ни о каком освобожденном труде говорить не приходится. Поэтому строго коммунистический смысл мы в этот праздник не вкладываем.

 - Изменилось ли у большинства отношение к Первомаю?

- Конечно. Выросло племя молодое, незнакомое, которое не помнит (да ему это и не нужно) первоначального смысла этого праздника. Кто-то просто оказался нестоек и предал социалистические идеалы, живет со склоненной головой под гнетом повседневных проблем.

 - Нынче прозападные государства из числа бывших советских республик фактически присвоили себе социалистические праздники. Не кажется ли вам такой подход циничным? Может, в данном случае логичнее было бы от них отказаться?

- Если бы кто-то из правителей т.н. независимых государств это сделал, то я бы понял их логику. Однако власть всегда была тяжким испытанием. Власть по определению цинична. Политика же должна делаться исключительно чистыми руками. Тот факт, что местные феодалы празднуют Первомай, я отношу к популизму. Если будет иначе, их просто не поймет народ.

 - Недавно Александр Лукашенко на идеологическом совещании призвал работать не ради денег, а во благо государства. Что плохого в том, если благосостояние страны будет складываться из благосостояния отдельных граждан?

- Наверняка белорусский президент, к которому я испытываю глубокую симпатию, понимает, что озвученная вами схема - миф. Замечательно, что у вас в Беларуси произошла революция сверху и теперь пропагандируется работа во благо государства. Однако революция была проведена единолично Лукашенко. Отсутствие у него партии некогда скажется и на том, что миф о возможности приумножения богатства государства за счет богатств индивидуумов будет культивироваться и далее. Вы озвучили миф! Опыт США не в счет, поскольку богатство Америки основано на беззастенчивом ограблении всего остального мира. Во многом успех преуспевающих капиталистических стран притянут за уши. Реальная ситуация зачастую иная. Не нужно повторять эти либеральные сказки.

 - Какого рода безвозмездным трудом вы готовы заниматься?

- Я не только готов, но и уже занимаюсь. Раньше я, как и все, ходил на работу, получал зарплату. Однако после ареста лидера НБП Эдуарда Лимонова я занимаюсь только политикой, партией. Денег за это не получаю.

 - Нынешние рабочие готовы отстаивать свои права?

- На всем постсоветском пространстве мы наблюдаем безрадостную картину. Советская власть не воспитала бойцов. Рабочих как революционного класса не существует. Они спились, зачастую не осознают своих прав. К тому же отстаивание этих прав бывает разным. За отстаивание прав, к примеру, можно принять забастовки, организованные профсоюзами. Однако сами профсоюзы нереволюционны, они играют по заранее известной схеме. Результат запрограммирован, идет обыкновенный торг с работодателем. Это игра в одни ворота. Нынешним рабочим нужен командир, чтобы они перестали мямлить.

 - Кто же сегодня может сыграть роль революционного класса?

- Маргиналы - само по себе не обидное слово, просто его опошлили и затрепали журналисты. Лимонов в своей пророческой книге «Другая Россия» это точно подметил. Он пишет, что очень часто маргиналами являются молодые. Люди среднего возраста еще что-то успели, продвигаясь по социальной лестнице. Пенсионеров устроит, если им просто вовремя будут выплачивать пенсию. Для молодежи власть ничего не дает. Ее она только эксплуатирует. Молодежь заняла место пролетариата. Люди вспыльчивые, возбуждающиеся, не утратившие смысл понятий «честь», «совесть».

 - У нас регулярно практикуется отчисления с зарплат на всевозможные акции государственного значения, например, на строительство Национальной библиотеки. Не кажется ли вам, что эксплуатация буржуазии сменилась эксплуатацией государства?

- Подменяется. В данном случае государство действительно заменило собой толстого капиталиста. Однако государство - это и есть форма принуждения. Другое дело, что государство зачастую выжимает все из человека, не давая ему ничего взамен. Если же в государстве все в порядке, если в обществе есть отождествление государства с Родиной, то все эти меры правомочны, ибо общее благосостояние создается вместе. Это ведь не ежедневный каторжный труд. Выделение одного дня для безвозмездного труда воспитывает, противиться тут нечему.

 - Случается, что на мероприятиях НБП выступает группа «Гражданская оборона». В праздничные дни она собирается побывать в Беларуси. Однако молодежная незарегистрированная организация «Малады фронт» призвала организаторов отменить выступления, поскольку «концерты явно нацистской, антисемитской, антихристианской группы накануне 9 мая - открытая провокация и демонстративный вызов обществу».

- Авторов данного заявления нужно бить ногами. Егор Федорович Летов (лидер «ГрОб». - В.Д.) - ярчайший деятель контркультуры. Цитируемый вами документ - желание пропиариться за счет его имени. Прагматичный ход недалеких людей. То, что Летов - огромный талант, доказывать глупо. Достаточно слышать его песни. Егор - один из отцов-основателей нашей партии. У него партбилет за номером 4. Для раннего национал-большевизма Летов сделал очень много. Наверное, половина завербованных российских панков - его заслуга. Поэтому люди, призывающие отменить концерты, заслуживают грубого физического воздействия.

 - Как долго еще будет праздноваться Первомай?

- Очень долго. У нас очень крепки традиции. У меня родителям 60 лет, и они с удовольствием празднуют Первомай. Несмотря на плохую демографическую ситуацию, крепких людей немало. И сколько они будут жить, столько будут отмечать этот день. Молодежь отмечает его уже «под другой личиной». Никто не будет отказываться от дополнительного выходного в начале мая. Пусть правители посмеют поднять руку на эту святыню! Вот тогда-то и может случиться роптание масс. Оно в свою очередь если и не приведет к революции, то обеспечит протестное голосование.
Добавить комментарий
Проверочный код