Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (384) 05 мая 2003 г. Тема недели

НЕДОЛГО МУЗЫКА ИГРАЛА: Белорусский театр теряет деньги и популярность

05.05.2003
Дмитрий ДОНСКОЙ

Конец весны для театра является особым временем. С одной стороны, это закат сезона, когда театры стараются достойно закончить тяжелую девятимесячную гонку, но силы уже не те, и маячащее впереди лето и дачный сезон потихоньку выманивают из залов зрителей. С другой стороны, это важнейший период, когда становятся известны перспективы на сезон будущий, когда вовсю идет кипучая работа по подготовке главных премьер осени и формируются фестивальные и репертуарные планы.

Как ни странно, но все последние события в отечественном театре внушают некоторый оптимизм. Прежде всего наблюдается неожиданная активизация театральной молодежи - появление целой лиги молодых режиссеров, актеров и драматургов, оформившихся в Центр современной драматургии и режиссуры Белорусской государственной академии искусств, которые в силу своей амбициозности, энергичности и раскованности явно не станут сидеть сложа руки и попытаются отвоевать свое место под театральным солнцем. Подобная активность со стороны молодежи, в свою очередь, вызывает беспокойство у мэтров, и они тоже начинают действовать резвее, видимо, желая показать молодым, что и у них есть «порох в пороховницах». Короче, налицо некоторые признаки оздоровления театральной сферы.

Однако есть повод подозревать, что грядущий театральный сезон ожидают и изменения другого плана - это вероятная смена министра культуры, слухи о которой упорно циркулируют в театральной среде. Леонида Гуляко прочат в послы в Японию, место которого, как известно, недавно освободилось с большим скандалом. А новый министр, кого бы ни назначили на этот пост, должен прежде всего поднять уровень идеологической работы в культурной сфере, как на это и намекал президент в ходе идеологического семинара. Символично, что семинар закончился 27 марта массовым походом в Купаловский театр, чем сорвал творческому сообществу празднование Дня театра. Таким образом, уже в этом году идеология вступила в прямой конфликт с культурой.

Вторая настораживающая тенденция, которая может свести на нет положительную динамику этого сезона, - проблемы с финансированием, которое неуклонно урезается. Уже сейчас на год национальным драматическим театрам выделяется на создание спектаклей только по 40 млн. рублей, а обычным - по 30 млн. (ежегодный бюджет среднего московского театра как минимум в 10-15 раз больше). Но даже эти деньги доходят до театров не в полном объеме. Обычно театр получает только 80% финансирования на спектакль и вынужден замещать недостачу собственными средствами. Реальная стоимость среднего спектакля на большой сцене национального театра - 15-25 млн. рублей. Таким образом, за счет госфинансирования театры в состоянии выпустить только две премьеры в сезон, а реально - меньше.

Поэтому директору театра приходится выбирать из двух вариантов. Первый: удешевлять спектакли, но делать их много, что чаще всего приводит к общему снижению их качества, а в итоге к падению зрительского интереса. Второй: делать только один или два спектакля в сезон, без особой уверенности, что они окажутся хорошими. Подобная тактика также вряд ли принесет положительные результаты в смысле развития искусства, потому как почти не оставляет возможности для поиска и эксперимента.

Но спектакли - это не единственная статья расходов. Зачастую театрам приходится самостоятельно оплачивать свои поездки на фестивали или гастроли. Скажем, выступление Театра им. Я.Купалы на Международном театральном фестивале в Киеве в мае этого года обойдется почти в 7 млн. рублей - более чем в половину стоимости спектакля. Более же масштабные гастроли могут стоить на порядок дороже. Однако чаще всего не столько высокая стоимость гастролей, сколько отсутствие предложений мешают театрам вести полноценную гастрольную и фестивальную жизнь. Скажем, на крупнейшем международном театральном форуме - Чеховском фестивале в Москве, который проходит раз в два года и на котором в течение трех летних месяцев будут представлены все новинки мирового театра от Франции и Швейцарии до Японии и Тайваня, ни одного белорусского театра не будет. Не пригласили. Честь Беларуси будет отстаивать независимый антрепризный спектакль «Больше чем дождь» молодого белорусского режиссера Адамчикова.

Зато в Минск приезжают все более серьезные гастролёры. Сначала спектакль «Эраст Фандорин» Московского Молодежного театра. Затем балет Мориса Бежара. Теперь мюзикл «Метро», причем сразу тремя спектаклями. В июне приезжает прославленный БДТ - Большой драматический театр Санкт-Петербурга. Общая слабость отечественной театральной сферы привела к тому, что зритель не хочет платить 2-5 тыс. рублей за билет в минский театр, но отдает кровные 20-150 тыс. за спектакли заезжих гастролеров. Белорусский театральный демпинг не удался. Зритель готов платить только за звезд и гарантированное качество.

КУЛЬТПРОГРАММА

Чем же собираются привлекать зрителя белорусские театры в следующем сезоне? Здесь впереди как всегда Купаловский театр, где традиционно умеют делать мощные, зрелищные спектакли, в которых, правда, пафос значительно превосходит все разумные пределы. Осенью 2003г. купаловцы собираются переплюнуть сами себя. Речь идет о постановке «Эрик 14» шведского классика начала прошлого века Августа Стриндберга. Этот проект должен стать самым масштабным и дорогим зрелищем в белорусском драматическим театре. Даже монументальный «Витовт» Дударева, где 40-тонная металлическая стена двигается по сцене, сводя с ума впечатлительных теток и школьников, отойдет на второй план. Бюджет будущего спектакля - около 100 млн. рублей, что более чем в два раза превышает годовую норму госфинансирования, и в более чем в 10-15 раз - стоимость спектакля, скажем, в Молодежном театре или Театре белорусской драматургии. Еще не вышедший спектакль уже окрестили белорусским «Титаником». И не зря, ведь действительно он в прямом смысле создается на воде.

По задумке режиссера Валерия Раевского вся сцена должна быть залита водой по колено - там и должны играть актеры. Многие из них уже выразили опасение, что задумка, будучи по сути европейской, качество исполнения будет иметь белорусское: любое короткое замыкание, и вся прославленная труппа просто «всплывет». Опасаются актеры и простудных заболеваний из-за постоянного нахождения в холодной воде. А также того, что в один прекрасный момент что-нибудь может протечь, и случится то, что можно увидеть в фильме «Глубокое синее море», когда лопается стекло подводного иллюминатора…

Второй масштабный проект Купаловского - «Дикая охота короля Стаха» Короткевича в постановке Владимира Савицкого, на который планируется потратить 80 млн. Правда, начало этого проекта уже омрачилось неприятным инцидентом: от работы с режиссером отказалась художница Алеся Снопок.

Театр им. Горького в лице Бориса Луценко попробует поспорить с Купаловским за зрителя «Трехгрошовой оперой» Брехта, и, по всей видимости, проиграет. Молодежный театр готовит постановку по мотивам Маркеса «Старый сеньор с огромными крыльями». Здесь ставка делается на сверхпрофессиональную команду режиссера Виргинии Тарнаускайте, художника Зиновия Марголина и композитора Сергей Кортеса, бывшего художественного руководителя Белорусской оперы. Примечательно, что это постановка может стать последней работой Марголина в гостеатре. Театр белорусской драматургии планирует открыть сезон «Пьемонтским зверем» Курейчика, а также выпустить что-нибудь вроде мюзикла.

И, наконец, самым важным событием следующего сезона, вероятнее всего, станет учреждение в Минске международного театрального фестиваля. Вообще отсутствие в столице, где больше всего театров, площадок, зрителей, прессы и спонсоров, театрального форума вызывает недоумение, притом что свои фестивали имеют даже Бобруйск и Молодечно. Исправить эту несправедливость взялись Центр современной драматургии и режиссуры, Театр им Я.Купалы и Академия искусств, которые и приступили к подготовке Минского театрального фестиваля. Получится ли это у них или нет, покажет время. Пока следующий сезон имеет все шансы стать одним из самых интересных за последнее десятилетие. Не упустить бы.
Добавить комментарий
Проверочный код