Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (384) 05 мая 2003 г. Тема недели

ИДЕМ В «МЕТРО»?

05.05.2003
Федор КЛИМОВ, Лола ИТА

№ 17 [384] от 05.05.03 - После невыносимо долгих проводов зимы на Минск обрушилась волна российских гостей: «Метро», «Аквариум», «Ногу свело», «Агата Кристи»… В ряду общепризнанных поп-героев широко раскрученный мюзикл «Метро» занимает особое место.

СЛУЧАЙ «МЕТРО»

Музыкальным спектаклем нас не удивишь. Знаем-знаем: «Нотр-Дам де Пари», «Иисус Христос- Суперзвезда», «Волосы»… «Метро», однако, не западный продукт, а милые игры братьев-славян. В 1991г. актер и режиссер Януш Юзефович и композитор Януш Стоклоса создали первый в Польше частный коммерческий шоу-проект. Юзефович отказался от актеров старой школы и организовал открытый набор труппы из молодежи сопредельных стран. Именно тогда в интернациональную труппу попали будущие «Иванушки» Аполлонов-Григорьев и Сорин. Проект свозили на Бродвей и вернули на родину, где он благополучно идет и по сей день. А для России образца 1999г. «Метро» стало первым удачным опытом культурного мичуринства - прививки к постсоветскому дичку нахального и яркого зрелища для тех, у кого есть свободное время и лишние деньги.

Публику решили словом «мюзикл» не пугать и окрестили все это загадочно: «тотальный музыкальный проект». Из 2.000 кандидатов отобрали 50 молодых людей, путем жесткого тренажа сработали из них артистов - и вперед! О чем спектакль? О стайке молодых, одержимых «звездной болезнью». Кто исполняет? Стайка молодых, одержимых «звездной болезнью». Никакой «Фабрике звезд» такое и не снилось.

В ОЖИДАНИИ ЧУДА

Увы, культурное пространство нашей суверенной державы по-прежнему активно осваивается совсем не местными кадрами. И, как водится, с изрядным опозданием. «Метро» - самый первый опыт российского мюзикла. Гордый слоган - «Настоящий бродвейский мюзикл театра «Московская оперетта» - приводил на ум классическое «Одесская бубличная артель «Московские баранки». Считать «Метро» бродвейским продуктом - все равно, что считать американцами Аллу Борисовну и Филю, отпевшими в разное время на американских подмостках. Но кто говорил, что второй свежести не бывает?

Среди желающих увидеть своими глазами русское чудо 29 апреля во Дворце Республики наблюдались традиционные парочки, стайки девочек («Алло, папа, я на мюзикле, вернусь поздно»), мамы с детьми, чинные семейства в полном составе. В рядах поклонников буржуазного искусства мелькали военные и чиновники средней руки при полном параде. Группка аккуратных мальчиков и девочек деловито фотографировалась у госфлага, выставленного в холле. Где-то в сторонке беседовала группка милиционеров. Кстати, как и следовало ожидать, в связи с событиями на Дубровке количество хранителей правопорядка резко увеличилось - ребята из ОМОНа органично дополняли внутреннее убранство главного зала страны. А дама в гардеробе вежливо поинтересовалась, нет ли в наших объемных сумках чего-нибудь взрывоопасного. И с интересом заглянула внутрь.

В 19.10 народ жидкими аплодисментами начал намекать, что хочет зрелищ. Через пять минут тяжелый занавес поднялся, и на зрителей обрушился «настоящий андеграундный спектакль».

МУЗЫКА ПОЮЩИХ РЕЛЬСОВ

История пути к успеху группы юных дарований напомнила одновременно прежнюю дурной памяти оперетту, стройотрядовскую агитбригаду и передачу «Аншлаг». Буквально с первой сцены, где пестрая толпа молодых людей, оккупировав сцену, принялась наперебой делиться с публикой своими проблемами и планами на будущее, хотелось движения сюжета и качественной музыки. Взамен были предложены незамысловатые шутки типа «Элвис с Пресни», нелепые сольные выходы «кандидатов в звезды» и натужное «голубое» кривляние концертмейстера Макса. Дальнейшее развитие событий оптимизма не прибавило. Отдельные удачные вокальные номера были изрядно разбавлены невнятными хоровыми эпизодами и хаотическим движением массовки. Не обошлось без приятных сюрпризов: самый яркий хореографический фрагмент (массовый танец с пластмассовыми ведрами) по пластике был вчистую «слизан» с бродвейского (настоящего) мюзикла Chorus Line, а припев из битловского Hey Jude стал кульминацией финальной сцены первого акта.

Ощущение собственной ущербности от неспособности смеяться над предложенными шутками прогрессировало с необычайной быстротой. В свое оправдание заметим, что данные «колкости» из смеси рекламных слоганов и полублатного жаргона мы уже слышали в КВНе. Года два назад. Балкон безмолвствовал, зато партер, причем одна и та же его часть, хихикал с завидным постоянством.

Справедливости ради скажем: слушать в «Метро» можно не только стук колес локомотива. Польская музыка образца 1991г. для Беларуси-2003 звучит как «свежак». С исполнением похуже. Нам, как всегда, повезло. Вместо оркестра и приглашенных «звезд» - наглухо закрытая концертная яма, походная «минусовка» плюс контрабас, на котором никто так и не сыграл, да неподключенная электрогитара. Яркие арии удачно оттенялись временами «заводящимися» микрофонами (впрочем, говорят, что такое делают нарочно - чтобы показать, что вокалисты не «фанерят»). Слова ловились с трудом, но то, что удалось понять, манило своей свежестью и молодым задором: «Газеты, экраны тупы и наглы. / Мы вам - не бараны. Вы сами - козлы». Или: «Есть голубые в городе зеленом. / Хоть не из них я, но - чтоб я сдох! - / без Вас брожу я вновь не утоленным / вдоль шумных улиц, где Зелень - Бог». «На подземном перроне / мы вдвоем - словно в чаще. Это - счастье!»

Но как наивен тот, кто в мюзикле ценит слова и сюжет! Идеальный зритель мюзикла - тихий «мидл» с простыми желаниями. Два часа суматошного сценического движения с хорошим светом и игрой лазерных лучей дороги ему, как окно в чужую красивую жизнь. И только.

ПРИВЯЗКА НА МЕСТНОСТИ

Предмет особой гордости создателей «Метро» - способность адаптировать спектакль к местным реалиям. Это значит - менять тексты при той же музыке. Польский оригинал рассказывал про сборную молодежи восточного блока, мечтающую удачно вписаться в западный шоу-биз, бродвейская версия повествовала о падении Берлинской стены, российский вариант был украшен протяжными распевами: «Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу!». Он вышел после памятного дефолта - герои постоянно поминали «кризис». Белорусы тоже получили свое: на минской сцене главный герой мурлыкал «Беловежскую пущу», а злодей-продюсер вел подобострастную беседу по мобильному с неким «Александром Григорьевичем», мечтающим избираться на пятый срок. Наш добрый зритель и эту малость принял с аплодисментами и детским смехом.

Удивляли не только игры мастеров сцены. Ни в одном из рекламных буклетов, полученных зрителями, не был указан ни один из исполнителей. Такое явление как программки напрочь отсутствовало. Только на следующий день нам с большим трудом удалось выяснить, кого же привез к нам «Класс-клуб ДК». Видимо, организаторы предполагали, что зал будет заполнен фанатами, знающими своих любимцев в лицо. Кстати, столь же анонимными были и диски с записью музыки, продававшиеся в фойе. Их украшала лишь скромная надпись «Метро». Действительно, чего вам еще надо? Мюзикл по-русски - это не просто, а очень просто: наспех сделанная «калька» с родного текста плюс оригинальный звуковой ряд с поправкой на местную вокально-хореографическую традицию. Короче, музыка Ллойда-Уэббера, слова - народные. Наш народ, аплодировавший стоя, это убедительно доказал.

На выходе из «саркофага» общий знакомый, не чуждый шоу-бизу, ехидно осведомился: «Ну что, получили удовольствие? Первый сорт нам пока не по средствам. Кстати, хотите хохму? Ехал в Минск настоящий американский степ-балет, да не доехал: продали всего 28 билетов. Цены, кстати, те же, что и на «Метро!». Приятель был прав: на Бродвей столичной публике явно рановато. Нам пока - в российское «Метро».

МЮЗИКЛЫ В РОССИИ

«Метро»
(Польша) - самый первый.

Премьера: 22 октября 1999г. Бюджет - $2 млн. Цена билета: от $40 до $180*

«Норд-Ост»
(Россия) - первый русский. Премьера: 19 октября 2001г. Бюджет - $4 млн. Цена билета: от $1 до $30.

«Нотр-Дам де Пари» (Франция) - первый западный. Премьера:

21 мая 2002г. Бюджет - $4,5 млн. Цена билета: от $40 до $80.

 «Чикаго» (США) - первый бродвейский. Премьера: 15 октября 2002г. Бюджет - $5 млн. Цена билета: от $12 до $90.

 «42-я улица» - первый англоязычный. Провальный. Премьера:

12 октября 2002г. Бюджет - около $8 млн. Цена билета: от $30.

 * Для сравнения: в середине 20-х гг. лучшие билеты стоили $5; 20 лет назад - $25. В США и Европе средняя цена билетов колеблется от $60 до $100. У нас билеты на «Метро» стоили от $9 до $33.

Что надо делать для развития жанра мюзикла в России?*

Прежде всего научиться актерам петь и говорить, танцорам танцевать, а режиссерам ставить - 43%

Создать пару десятков собственных мюзиклов, не уступающих западным аналогам - 32%

Привозить побольше европейских мюзиклов - 13%

«Попросить» поп-звезд из постановок - 5%

Привозить побольше бродвейских мюзиклов - 2%

Побольше поп. Не обязательно звезд - 2%

Другое - 3%

* По данным опроса Musicals.ru
Добавить комментарий
Проверочный код