Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (384) 05 мая 2003 г. Экономика

ДВОЙНАЯ ЭМИССИЯ

05.05.2003
Наталья ГРИБ

Рыночная стоимость ОАО «Белтрансгаз» оценивается в $2,1 млрд., передало белорусское телевидение по итогам визита президента Александра Лукашенко на саммит СНГ в Душанбе. Топ-менеджеры «Белтрансгаза» подтвердили корреспонденту «Белорусской газеты», что цена «Белтрансгаза» превышает $2 млрд. Согласно другим вариантам, «Белтрансгаз» стоит $3 млрд. и больше.

Напомним, что к 1 июля 2003г. должно быть создано совместное предприятие на базе магистральных газопроводов Беларуси. Сегодня самая актуальная тема - переговоры между «Газпромом» и «Белтрансгазом» относительно механизма создания СП.

Корреспондент «Белорусской газеты» в рамках Международного форума «Газ России 2003» 28-29 апреля в Москве получила ответы на наиболее актуальные вопросы российско-белорусских отношений у заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Александра Рязанова, курирующего процесс создания СП с «Белтрансгазом».

В частности, «белорусы выполнили свое обещание: акционировали «Белтрансгаз», и сегодня есть все необходимое для начала переговоров. Поэтому рабочая группа должна решить, какую долю приобретет «Газпром», выкупит он ее или вложит свою долю газотранспортной системы («Ямал-Европа» на территории Беларуси, - Н.Г.). Переговоры будут идти в течение мая-июня. К 1 июля мы обязательно примем решение».

Белорусская сторона сегодня настаивает на сохранении пакета в 50% плюс одна акция в руках правительства. При этом 1% акций отойдет коллективу «Белтрансгаза», и свободными остаются не более 48,99% акций, которые могут быть предложены стратегическому инвестору. «Газпром» придерживается других позиций на старте. «Мы считаем, что должны иметь не менее 50% газотранспортной системы Беларуси, - сказал Рязанов. - Беларусь говорит, что будет по рыночной цене продавать свои активы. Спорная позиция, потому что их труба без нашего газа ничего не стоит. Так что нам надо будет серьезно договариваться».

До последнего времени механизм создания СП держался в секрете. Как стало известно «Белорусской газете» из правительственных источников, официальный Минск рассматривал восемь вариантов приватизации «Белтрансгаза». В ходе отбора наиболее привлекательных и реально осуществимых из предложенных было отобрано три-четыре варианта, которые мы впервые озвучиваем, опираясь на экспертов «Газпрома» и «Белтрансгаза».

«Газпром» предпочел бы внести свою долю в уставный фонд СП активами «Ямал-Европы» на территории Беларуси. Рязанов так и сказал - «обменяться активами». Однако такой подход нежелателен для Беларуси. Потому что уже существующая часть «Ямал-Европы» (209 км действующего газопровода и Несвижская компрессорная станция, а также труба, уложенная в землю от Несвижа до границы с Россией) уже оценивается в $900 млн., а после ввода в строй четырех компрессорных станций (Крупской и Слонимской в конце 2004г., Оршанской и Минской - в конце 2005г.) стоимость белорусского участка «Ямал-Европы» далеко превзойдет $1 млрд. Номинальная стоимость «Белтрангаза» - $600 млн. - слишком мала для объединения на паритетных началах.

 Станислав Гидранович, заместитель гендиректора «Белтрансгаза», в эксклюзивном интервью «Белорусской газете» охарактеризовал три приемлемых для Беларуси варианта. В первом случае речь идет о разовой продаже пакета акций (до 49%) по рыночной стоимости (по принципу продажи «Славнефти»), когда в ходе аукциона собираются заявки на приобретение акций и в двухнедельный срок анализируются поступившие предложения, удовлетворяя наиболее приемлемое с точки зрения продавца.

Во втором случае продажа осуществляется поэтапно и по рыночной цене. В качестве примера можно привести инвестиционный конкурс по продаже четырех предприятий нефтехимии РБ. Однако объявленный в начале апреля конкурс пока не привлек инвесторов в нефтехимию, и он не может считаться наиболее привлекательным вариантом для приватизации в газовой сфере.

Топ-менеджеры «Белтрансгаза» назвали наиболее приемлемым третий, смешанный вариант, предусматривающий продажу до 30% акций «Белтрансгаза» за деньги после первой эмиссии и привлечение активов «Ямал-Европы» после второй эмиссии (18-19% акций «Белтрансгаза»).

Будет ли «Газпром» забирать акции «Белтрансгаза» за долги? «К счастью или к сожалению, Беларусь платит за газ полностью, - заявил Рязанов. - Правда, цены там внутрироссийские. Но мы не берем никаких материальных ресурсов, оплата за газ идет 100% деньгами. А долгов прошлых лет не так много осталось - порядка $60 млн. Они не могут быть весомым вкладом в нашу приватизацию. Поэтому мы не ставим задачу забирать за долги, хотя все, что останется по долгам, предложим выплатить «Газпрому» как вклад, в т.ч. обменять акции на долги».

Позиция «Белтрансгаза» также направлена на погашение долгов прошлых лет, которых, по словам зам. гендиректора «Белтрансгаза» Валерия Загородина, осталось несколько больше - $126 млн. Если вычесть из этой сумы пеню за просрочку платежей в $54 млн., то сумма остается действительно незначительная - $72 млн. Но в этом случае «Газпрому» придется предложить что-то еще.

Собирается ли «Газпром» вкладывать деньги в развитие газотранспортной системы на территории нашей страны? «После того как мы войдем в состав учредителей «Белтрансгаза», безусловно, система будет развиваться. Но сейчас неправильно говорить о том, что мы вложим туда несколько миллиардов долларов или рублей. Надо сначала стать акционером, а потом развивать, - рассуждал газпромовский топ-менеджер. - Если будет выгодно, инвестируем, а если нет, то не будем этим заниматься. Но поддерживать систему, безусловно, надо».

Рыночная стоимость «Белтрансгаза» пока не закреплена документально. Сумма в $2,1 млрд., озвученная телевидением, лишь один из вариантов, обсуждаемых на предприятии. Существуют еще по меньшей мере два, рассчитанных на базе сравнительных характеристик газопроводов Украины, Словакии и стран Балтии. В этих «Белтрансгаз» оценен в $3 млрд. и выше. На момент написания статьи в «Газпроме» еще не было информации о рыночной стоимости «Белтрансгаза», А это значит, что все серьезные переговоры начнутся в середине мая.

 «БГ»: Является ли Североевропейский газопровод альтернативой «Ямал-Европе»? И будет ли принято решение о строительстве второй нитки «Ямал-Европы»?

 Александр Рязанов: Я не считаю, что решение о строительстве Североевропейского газопровода уже принято. Построить трубу - нет проблем, а вот продать дополнительный газ в Германии или Великобритании - серьезная проблема. Когда все будет основательно просчитано, тогда и будет принято решение о его строительстве. Но это будет не раньше, чем через 2-3 года.

По второй нитке не могу ничего сказать, потому что не обладаю достоверной информацией. В Торжок в ближайшее время придет примерно 28 млрд. кубометров газа, но в Северо-западном регионе планируется очень серьезный рост потребления: по информации субъектов федерации, там ожидается прирост на 15 млрд. кубометров газа. За счет чего? Литва собирается закрывать АЭС. Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск развивают свою промышленность и портовое хозяйство. Т.е. газ придет в Торжок, но он будет продан на северо-западе, и лишних объемов, по-моему, не будет.
Добавить комментарий
Проверочный код