Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (384) 05 мая 2003 г. Экономика

«СОЦИАЛЬНАЯ ДИВЕРСИЯ»: МВФ опубликовал отчет о белорусской экономике

05.05.2003
Ярослав РОМАНЧУК

30 апреля исполнительный совет директоров МВФ опубликовал подробный отчет об основных аспектах экономической политики Беларуси и страновой доклад «Республика Беларусь: избранные аспекты». Подобные документы являются своеобразным отчетом фонда о работе с одним из своих членов. В отличие от посланий, которыми в последнее время потчует нас белорусская власть, аналитика от МВФ гораздо более профессиональна и откровенна.

ПОХВАЛА АВАНСОМ, НО БЕЗ РЕВЕРАНСОВ

После проведения ряда консультаций с белорусскими экономическими властями, сбора и обработки большого количества материалов эксперты фонда дали свою оценку текущей ситуации в Беларуси и спрогнозировали два сценария развития ситуации в стране. Первый основан на предположении о неизменности проводимой экономической политики. Второй представляет собой оценку развития экономики в случае начала реформ. Как известно, попытки заглянуть в экономическое будущее Беларуси - дело крайне неблагодарное и весьма спекулятивное, но в складывающейся ситуации некоторые тенденции видны вполне рельефно.

С точки зрения экспертов МВФ, правительство РБ достигло определенного прогресса в экономической политике. «В последние два года белорусские власти добились ощутимого улучшения в ряде сфер. В энергетическом секторе был сокращен объем перекрестного субсидирования и значительно увеличена доля компенсаций затрат. Продолжилась ценовая либерализация, и был принят новый документ о регистрации малых предприятий. В прошлом году был предотвращен кризис пенсионной системы путем принятия сильных и непопулярным мер. Инфляция продолжает снижаться, продолжая тренд предыдущих лет». На фоне отрицания системных реформ МВФ все труднее находить позитивы в экономической политике РБ. Безусловно, надо снимать перекрестное субсидирование, но также необходимо проводить реструктуризацию, снимать с балансов промышленных предприятий социальную инфраструктуру, запускать процедуру банкротства и начинать приватизацию. Сделав один шаг в нужном направлении, власти РБ не сделали массу иных, непозволительно долго засидевшись на старте. Похвала же экспертов фонда по ценовой либерализации, регистрации и пенсионной реформе явно выдана авансом. Повышение цен на товары и услуги все еще надо регистрировать, а продавать товары, пусть и неликвидные, ниже себестоимости не решится ни один директор. И совсем непонятно, о каких сильных и непопулярных мерах говорит фонд в случае с пенсионной реформой. Сокращение пенсионных обязательств и количества льготников, повышении ставок пенсионных сборов? Все эти меры только обсуждаются в контексте существующей государственной монопольной системы. Без бюджетных дотаций Фонду социальной защиты белорусские пенсионеры будут массово переходить черту бедности. Принятие пожарных мер по обеспечению текущих пенсий за счет других бюджетных источников с трудом можно классифицировать как сильный ход. Но фонд от реформаторского безрыбья с радостью поддерживает робкие попытки Минтруда и соцзащиты сделать систему социальной поддержки адекватной возможностям госбюджета.

ПРУЖИНА ПРОТИВОРЕЧИЙ СЖИМАЕТСЯ

Список негативных явлений в белорусской экономике значительно длиннее позитивных. «Беларусь продолжает иметь самую высокую инфляцию в странах СНГ. Этот показатель является результатом слабой макроэкономической политики и является одной из причин потери внешней конкурентоспособности. Финансовая система неустойчива, и особо вызывает сожаление то, что снова возобновилась практика директивного кредитования предприятий правительством. Упразднение таких кредитов было главным достижением Программы мониторинга специалистами фонда в 2001г.». Таким образом, правительство всего лишь два года смогло продержаться в условиях относительно жесткой фискальной политики - и не выдержало. МВФ предупреждает, что «прогнозы властей на 2003г. и слишком оптимистичны, и недостаточно амбициозны. Темпы роста реального ВВП заметно превышают аналогичные показатели основных торговых партнеров. Уровень иностранных инвестиций также кажется неправдоподобным. Более того, текущие темпы снижения инфляции входят в противоречие с запланированной привязкой белорусского рубля к российскому с 1 января 2004г.».

Эксперты фонда вновь подчеркивают, что решение о привязке к российскому рублю и время полного перехода на деньги России - это «принципиально политическое решение, которое должны принять белорусские власти». И далее: «В настоящее время белорусский рубль переоценен. Потеря конкурентоспособности по причине роста реальной стоимости белорусского рубля, что имело место в течение последних 18 месяцев, оказало влияние на рентабельность предприятий и привело к налоговым долгам и задержкам с выплатой зарплаты». С сентября 2001г. по конец февраля 2003г. рубль подорожал на 20% в реальном выражении по отношению к доллару США и на 6% к российскому рублю.

Правительству надо бы срочно принять меры по восстановлению конкурентоспособности реального сектора. Если белорусский рубль привяжут к российскому, то сделать это будет еще сложнее, потому что в среднесрочной перспективе рубль РФ будет дорожать. Таким образом, монетарная политика остается самым главным объектом внимания фонда. Из 13 пунктов оценки текущей ситуации шесть посвящены денежно-кредитной политике, которая пока не поддается эффективной фискальной и институциональной координации. Вместо того чтобы обвинять МВФ чуть ли не в социальной диверсии, белорусским властям следовало бы внять его предупреждению: «Если на данном этапе монетарная и фискальная политика не станет более жесткой, а рубль в реальном выражении продолжит дорожать, привязка 2004г. может стать причиной тех социальных потрясений, которые власти пытались избежать, проводят градуалистскую политику в 1990-х».

За что боролись, на то и напоролись. Российский рубль может стать тем рыночным «кнутом», которого так боятся белорусские власти. Но если все реформы ограничатся только переходом на российский рубль, то, как предупреждает МВФ, это «может углубить слабость банков» в РБ.

«НЕПРАВИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ ИДЕТЕ, ТОВАРИЩИ!»

Изменить политику должен не только Нацбанк, но, в первую очередь, правительство. МВФ призывает сократить объемы бюджетного кредитования и госрасходы, урезав субсидии сельскому хозяйству, программы строительства жилья и дорог. А заодно сократить расходную часть бюджета, поскольку поднимать налоги (госрасходы составляют примерно 50% ВВП) дальше некуда.

Нельзя не согласиться с тем, что для роста производительности и поддержки обменного курса нужны глубокие структурные реформы. Опять же требуется политическое решение властей. Но они не готовы взять на себя ответственность за отказ от прогнозных показателей, заложенных в программе на 2001-05гг. МВФ вновь напоминает, что уровень зарплаты в $250 в месяц к 2005г. «остается нереальным и будет способствовать росту безработицы и снижению темпов экономического роста».

МВФ подтверждает то, что на своей шкуре испытал каждый белорусский предприниматель: в стране доминирует «углубляющаяся культура государственного интервенционизма и контроля». Сравнение содержания послания Лукашенко к парламенту и доклада МВФ позволяют сделать вывод, что эксперты в Вашингтоне гораздо точнее диагностируют болезни белорусской экономики и предлагают более социально ориентированные решения, чем белорусские власти. Почему бы, например, не прислушаться к советам МВФ и не сделать процесс приватизации «прозрачным и конкурентным», «упразднить «золотую акцию» в ее нынешней форме» и «ускорить процесс малой приватизации»?

МВФ не принимает предложение белорусских властей приступить к обсуждению вопроса о предоставлении кредита stand-by без предварительных условий. Беларуси предлагают на протяжении как минимум трех кварталов проводить согласованную с фондом макроэкономическую политику, желательно в рамках программы мониторинга специалистами фонда.

ДВА СЦЕНАРИЯ НА БУДУЩЕЕ

Международный валютный фонд обозначил два сценария развития экономики Беларуси на среднесрочную перспективу: 1) базовый (медленные структурные реформы, потеря конкурентоспособности, импорт российской инфляции); 2) реформаторский (поведение всесторонних, системных рыночных реформ). Оба основаны на том, что в 2004г. состоится либо привязка белорусского рубля к российскому, либо переход на него. Поскольку такой поворот событий в белорусской монетарной политике однозначно не предопределен, то предложенные сценарии могут содержать большую долю погрешности.

Таблица По базовому сценарию прогнозируется снижение темпов экономического роста до 2,5% в год в среднесрочной перспективе, сокращение госинвестиций (привязка к российскому рублю будет дисциплинировать правительство). Денег в бюджете не будет хватать, и внешние долги продолжат свой рост (с примерно 8% сегодня до 16% ВВП). При этом совокупный дефицит бюджета составит 4-4,5% ВВП. Налоговое бремя останется на уровне 42-43% (гораздо выше, чем в соседних странах), а деньги от приватизации так и не появятся. К 2006г. инфляция окажется примерно на уровне российской, а вот доходы населения после возможного одномоментного скачка (в зависимости от курса обмена рублей РБ на рубли РФ) будут стагнировать.

В случае начала системных реформ МВФ прогнозирует следующее развитие ситуации. В период 2003-04гг. темпы роста ВВП снизятся до 2-3% ВВП, но к 2006г. выйдут на уровень 5-6% в год. Экономический рост будет финансироваться как внутренними, так и внешними инвестициями (к 2008г. - $765 млн. в год). Дефицит бюджета на уровне 1% ВВП будет финансироваться за счет выпуска ГКО и поступлений от приватизации. Значительное сокращение госрасходов решит проблему аккумуляции долгов. Их доля в ВВП будет на уровне российского (34-35% ВВП).

Эксперты МВФ выбрали достаточно простую методику построения сценариев развития экономики Беларуси. Привязав ее к России, можно по меньшей мере обозначить макроэкономические рамки, в которых принимаются основные решения. Остается добавить, что следовать в фарватере российских реформ, которые, даже, по мнению многих российских экономистов, серьезно не начинались, - это обречь себя на дальнейшую стагнацию, бюрократизацию и создание мощных олигополистических групп. МВФ не берется и не может рекомендовать белорусским властям переходить на российскую экономическую политику. Однако фонд упорно пытается отговорить Беларусь от совершения тех ошибок, которые типичны для России и других стран Европы. При этом даже в реформаторском сценарии от МВФ заложен целый ряд неэффективных рекомендаций (к примеру, высокие бюджетные расходы и налоги), реализация которых может надолго законсервировать ситуацию в Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код