Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (384) 05 мая 2003 г. Экономика

РАСКЛАД НЕДЕЛИ: МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

05.05.2003
Сергей ЖБАНОВ

№ 17 [384] от 05.05.03 - Правительство и Нацбанк в условиях сезонного обострения дефицита ликвидности продолжают искать новые источники экономического роста, но только не на пути реформ. Главной целевой установкой действий белорусских властей в 2003г. является обеспечение любой ценой темпов прироста ВВП в размере 6-6,5%. «Власти не желают пересматривать макроэкономическую политику и ее цели, опасаясь подорвать план экономического развития на 2001-2005гг.».

Эти выводы сделаны в ходе последней миссии МВФ, по результатам которой, с согласия официального Минска, был обнародован специальный доклад: «Власти особенно опасаются ликвидации директивного финансирования центральным банком жилищного строительства в 2003г., результатом чего стало бы сокращение реального роста ВВП, утверждая, что требование унификации фискального механизма было бы трудно выполнить без ограничения расходов в политически чувствительных сферах, таких как сельское хозяйство, образование и здравоохранение, где властью заявлены амбициозные цели. Белорусские власти также не совсем убеждены в необходимости гармонизации макроэкономической политики с Россией до жесткой привязки обменного курса».

Процитированный фрагмент позволяет яснее воспринимать как государственные приоритеты в целом, так и текущие экономические решения правительства и Нацбанка. Прогнозируемый рост ВВП в размере 6,5% дает арифметическую надежду исполнения минимальных социальных обязательств государства перед населением, а значит, и внутреннюю политическую стабильность, что представляется куда более важным, чем союз с Россией. Но главную проблему экономического развития западные эксперты видят не в призрачных перспективах валютного союза с Россией, а в чрезмерно оптимистичных оценках белорусского правительства темпов прироста ВВП.

Наперекор скептикам из МВФ правительство и Нацбанк не теряют надежды, принимая день ото дня новые решения, разжигающие экономический рост. С этой целью на прошлой неделе коммерческим банкам от лица правления Нацбанка было предложено жестко ограничить процентные ставки по выдаваемым кредитам с целью увеличения их доступности.

Снижение ставок по кредитам должно быть обеспечено за счет снижения банковской маржи и пропорционального ежеквартального снижения процентных ставок по депозитам физических и юридических лиц. Безусловно, эта мера снизит среднюю цену кредита, но произойдет это за счет доходов банков и участников депозитных договоров. Насколько же действенной окажется предложенная мера для стимулирования экономического роста, однозначно судить нельзя.

Сегодня для большинства клиентов коммерческих банков проблема заимствования свелась не к высоким процентам, а к доступности кредитных ресурсов, из-за нехватки которых даже крупные клиенты «Беларусбанка» вынуждены искать деньги в менее уполномоченных государством банках.

О том, что «банки отказывают клиентам в долгосрочных ссудах, ссылаясь на позицию Минфина, не желающего возвращать банкам проценты по кредитам из бюджета», на прошлой неделе с удивлением узнал премьер Геннадий Новицкий. Тем неожиданнее вспоминать отмеченную президентом (во время селекторного совещания) щедрость банковской системы накануне посевной.

Если учесть, что многие колхозы и совхозы задержались с началом полевых работ из-за отсутствия денег, то капли золотого дождя коснулись немногих, но зато большинством клиентов белорусской банковской системы начало полевых работ было отмечено возникновением внезапных проблем с кредитованием.

 «Слабость и уязвимость» белорусской банковской системы в период активизации полевых работ становится очевидной не только для экспертов МВФ, связывающих ухудшение ситуации в банковском и корпоративном секторах с «вынужденным кредитованием шестью крупнейшими коммерческими банками приоритетных секторов и предприятий, ухудшающих качество кредитных портфелей банков».

Но премьер Новицкий, в отличие от экспертов МВФ, видимо, доверяет банковской статистике, свидетельствующей об укреплении банковской системы страны, а потому и возмутился не фактом дефицита денег, а несогласованностью в их распределении.

Вообще, сложилось впечатление, что если бы члены правительства и руководство Нацбанка внимательнее ознакомились с текстом доклада МВФ, то поводов для удивления у них стало бы значительно меньше.

Взять, например, одобренный на днях Совмином проект «О налоге на добавленную стоимость». Согласно этому документу, НДС за иностранных юридических лиц, осуществляющих операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, будут уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие эти товары (работы, услуги).

Изумляться тут нечему. Ведь белорусские власти задолго до этого проектировали значительное увеличение поступлений в бюджет от взимания НДС в 2003г., что представляется вполне закономерным для экономики с постоянно снижающейся эффективностью. Власти страны, у которой доходная часть бюджета 2003г. напоминает бюджет 2002г. при резко возрастающих расходах в нынешнем году, не могут поступать иначе.

На этом фоне заявленная жесткая привязка обменного курса белорусского рубля к российскому, предполагающая жесткое ограничение бюджетного дефицита, представляется все более сомнительной. Это означает, что интеграция подошла к той черте, когда надо начинать структурные реформы. Но реформы угрожают внутренней политической стабильности, поэтому правительство предлагает вместо реформ экстенсивно нагнетаемый экономический рост.
Добавить комментарий
Проверочный код