Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
1.036.3-1 ziskon.ru.
№16 (383) 28 апреля 2003 г. Тенденции

ПОХВАЛА «ЧЕРНОМУ РОДЖЕРУ»

28.04.2003
Виктор МАРТИНОВИЧ

Люблю я вас, аудиопираты. Я готов повторить слова, сказанные о вас Робби Уильямсом на ярмарке MIDEM в Каннах: «Это прекрасно, и никто ничего с ними не сделает». Я отношусь к вам так же, как музыканты System of a, оформившие свой последний диск как CD-r и назвавшие его Steal this album - «Укради этот альбом». Я ценю вас как любой постсоветский меломан, еще помнящий, как плохо было, когда вас не было. Наконец, я понимаю вас как всякий бывший пионер, который, готовясь стать комсомольцем, переписывал на родительском кассетнике «Atom heart mother» Pink Floyd для себя и десятка своих друзей и как-то совершенно не задумывался, что нарушаю чьи-то авторские права.

Говорят, годовой оборот в легальном секторе музыкальной индустрии в 2002г. составил $2,4 млрд. Пираты якобы продали продукции на $800 млн. Если учесть, что стоимость лицензионного диска во всех странах, кроме бывших социалистических, примерно в 8 раз выше цены пиратского, получается, корсары и флибустьеры сделали для распространения и популяризации записанных мелодических звуков куда больше, чем те, кто занимается этим законно. Говорить, что они ворюги, наживающиеся на чужом труде, - значит, по словам одного московского музыкального критика, «укреплять поверхностно справедливое мнение о том, что экономика важнее, чем духовность, языкознание и философия».

Среди наших людей, слушающих серьезную музыку, презрение к правилам западной музыкальной индустрии на Западе - такая же органичная и неотъемлемая черта, как ненависть антиглобалистов к McDonalds. Слишком хорошо помнится время, когда магазинов, торгующих дисками в Минске, было всего с десяток и все они предлагали исключительно «фирменные носители». «Кострома mon amur» «Аквариума», купленный мной за $24 в те смутные времена, отличается от аналогичного диска, за который во всех минских киосках просят $3, исключительно количеством страниц в буклете. Я лично покупаю диски из-за музыки, а не из-за буклетов.

На современных дисках «Кострома mon amur» стоит пометка «Не для продажи на территории Москвы», название фирмы правообладателя и номер лицензионного соглашения. Он - тоже фирменный. Почему же он стоит в 8 раз меньше, чем в «допиратскую эпоху»? Благодаря вам, дорогие флибустьеры.

Вы - вездесущи и всеобъемлющи. Вы встречаетесь в Азии и Европе, в Австралии и обеих Америках. Важно уметь вас найти. Будучи в Варшаве, чуть было не купил диск одной местной команды за $20. Знаете, у них там в магазинах совсем нет пиратской продукции, все строго, как в Германии. Это и ввело в заблуждение. Спасла одна местная дама, отправившая на рынок, где тот же диск был приобретен вчетверо дешевле.

Есть, конечно, проблема производителя аудиопродукции, который сильно страдает из-за того, что его могут услышать сотни тысяч, купившие диск у пиратов за $3, а не тысячи, потратившие $20 на сделку с правообладателем. Но здесь не все так однозначно.

Москва, например, который год борется с любовью к пиратам. Время от времени звукозаписывающие компании устраивают концерты «звезд», которые ездят по контрафактной продукции асфальтоукладчиками. Но сложно сказать, что они кого-то разубедили. После Хрущева катком российского интеллигента ни в чем не разубедишь. На подсознательном уровне вся околомузыкальная тусовка мегаполиса презирает тех, кто трясется над деньгами, уходящими к пиратам. Красноречивый пример такого подспудного презрения - две выдержки из статьи Никиты Алексеева в продвинутом журнале «Иностранец». В корреспонденции с выставки Record он пишет: «На стенде «Гжельского рока» - плошки, расписанные героями русского рок-н-ролла. Рисуют Кинчев, Гребенщиков и Макаревич хуже, чем мастера народного промысла, но зато как трогательно смотреть на сине-белую тарелочку с коряво накарябанной «звездой Алисы». Дальше Алексеев описывает одну из пресловутых акций по искоренению пиратов. Умиленная интонация внезапно сменяется злобно-раздраженной: «На стене висели визуализации страданий наших поп-звезд по поводу звукового пиратства. Киркоров, Расторгуев, Никольский что-то нарисовали по поводу уплывающих под «Черным Роджером» кровных бабок. Художники из наших идолов - никакие, но их рисунки трогательны, как продукция воспитанников младшей подгруппы детского сада: «Тетя Маша, а чего он в мой горшок покакал?» Кто после этого скажет, что Москва сочувствует производителям и правообладателям?

Ситуация у нас еще интересней. В России хотя бы есть Киркоров и еще сотня друзей Аллы Борисовны, которые популярны среди рабочей молодежи. Творчество этих «пуделей» (термин Юрия Шевчука) прибыльно воровать. Белорусские группы, за редкими исключениями в виде «Ляписов», «Леприконсов» и, может быть, «Дюбелей», делают музыку слишком элитарную, чтобы зарабатывать на ней пиратские миллионы. Какой смысл печатать стотысячный котрафактный тираж минского музыканта Пукста, если у него пока нет 100 тыс. слушателей? В результате бьют наши пираты прежде всего по кошелькам все той же российской попсы, а также заграничным толстосумам, которым от потери $10 тыс. на нелегальном приобщении простого и трудолюбивого народа к своему музыкальному наследию поплохеть не должно. Тот же Робби Уильямс, перед тем как про пиратов загнуть, с EMI контракт подписал аж на $126 млн.

Леониду Кучме в свое время США даже санкциями грозили в случае, если Украина не присмирит нелегалов. У нас санкций не боятся, а пиратов любят и берегут. Точечные удары по ларькам с пиратскими дисками производят впечатление банального сведения личных счетов (вспомните недавний инцидент с группой «Краски») на фоне существования целых районов в городе, где совершенно открыто продают контрафакт. Бороться с этим значит бороться с системой. Победить это можно только увеличив благосостояние белорусов. В те 8 раз, которые отличают пиратский диск от фирменного на Западе. Вот тогда и побалуемся буклетами.
Добавить комментарий
Проверочный код