Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (382) 21 апреля 2003 г. Тема недели

ОТКРОВЕНИЯ И МИФЫ

21.04.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Наряду с кочующими из послания в послание догмами в очередном президентском послании белорусскому народу и парламенту содержались некие горькие экономические откровения.

ПЯТЬ ПРОЗРЕНИЙ И ОТКРОВЕНИЙ

Экономическую часть послания можно разбить на три части: 1) прозрения и откровения; 2) мифы и заблуждения; 3) догмы и повторения.

Откровение N1. Власть понимает, что без модернизации производств нельзя сделать конкурентный товар. Значит, нужны инвестиции и понимание, куда и на каких условиях их вкладывать. «Но четкой и ясной картины по каждой отрасли и каждому предприятию, что надо делать и за счет каких источников, пока нет ни в правительстве, ни в министерствах». Вот так: сидят несколько тысяч мужиков, исписывают тонны бумаги, проводят сотни совещаний, регулярно докладывают президенту о том, что держат руку на пульсе экономики, - а на самом деле они просто не знают, что делать, и держат руки совершенно в другом месте. Президент очень точно поставил диагноз своему правительству - некомпетентность.

 Откровение N2. «Работоспособный человек должен содержать себя сам. К сожалению, таковы реалии сегодняшнего дня». Непонятно, почему по поводу того, что человек должен работать, надо выражать сожаление. Лукашенко подтверждает свою приверженность социалистам-утопистам, которые мечтали о вечной холяве, скатерти-самобранке и ковре-самолете. Но вот «давление» жизненных обстоятельств не позволяет мечтать. Случайно под руку попался МВФ, который, с позиции А.Г., является чуть ли не главным виновником роста цен на ЖКХ. Не будем забывать, что энергоресурсы поставляет нам Россия, а не МВФ, что жилищно-коммунальную реформу должно делать белорусское правительство, а не эксперты с Запада.

 Откровение N3. «Сегодня в недопустимо запущенном состоянии находится пользование землей». В стране «вообще отсутствует эффективная общегосударственная система регулирования вопросов отчуждения земель». Неужели надо еще 9 лет, чтобы от этой стадии понимания проблемы перейти к принятию аксиомы, что «запущенного состояния» земли не будет, только если она будет в частной собственности? Возможно, нас ждет создание «землеустроительной «вертикали», которая обеспечит единую госсистему управления. Лукашенко предложил решить конфликт между городом и деревней очень просто: забрать все права по распоряжению землей в один центр, который и принимал бы все решения. Если дальше развивать эту логику, нельзя исключать появления управления делами президента по земельным вопросам. Однако прогресс очевиден: Лукашенко признал землю товаром.

 Откровение N4. «Льготы получают 7 млн. человек. Льготников в стране в 1,2 раза больше, чем населения трудоспособного возраста. Это уже не общество социальной справедливости, а полный тупик для его производственной и производительной части». Назвать проводимую последние 9 лет социальную политику «полным тупиком» требует определенной гражданской смелости. Получается, что и государство у нас не социально ориентированное, а то, в котором бедные беднеют, а богатые при помощи власти богатеют. Если уж выходить из социального тупика и перейти, наконец, на адресную помощь пенсионерам, инвалидам, молодежи и многодетным семьям, то для начала надо было бы выйти из экономического тупика. А то ведь толчемся в предбаннике рыночной экономики и все никак не решаемся туда войти.

 Откровение N5. «Еще один фактор нерациональных расходов - раздутые штаты управления». В Минске в 1990г. всего один отдел численностью 9 человек управлял общественным транспортом столицы. Сейчас - четыре структуры. Только в одной из них - управлении транспорта и связи Мингорисполкома работают 300 человек, из которых 73 - аппарат управления. Когда на всех уровнях «вертикали» и в органах госуправления работают около 150 тыс. человек, когда более 1 млн. людей (не считая госпредприятий) получают деньги из бюджета, то сократить эту огромную номенклатурную машину и одновременно сохранить жесткую централизацию страны невозможно.

ПЯТЬ МИФОВ И ЗАБЛУЖДЕНИЙ

На самом деле мифов и заблуждений в послании было гораздо больше. Мы выбрали наиболее яркие.

 Миф N1. «Прийти к нам просто так, взять предприятие и барахтаться на том уровне, на котором оно сегодня развивается, - смысла в такой приватизации нет... На первом этапе контрольные пакеты акций будут сохраняться в собственности, как правило, государства при любых вариантах реформирования». Власть не понимает смысла понятия «собственность», и в этом ее самая большая опасность для страны. Убеждение в том, что инвесторы придут в страну на условиях власти, без правовых гарантий, с постоянно меняющимися правилами игры - это результат отсутствия реальных экономических и правовых знаний.

 Миф N2. «Задача и правительства, и парламента - к началу будущего года принять продуманные законы, предусматривающие поэтапное снижение уровня налогообложения». Белоруской налоговой системе косметические поправки не помогут. Без снижения совокупной налоговой нагрузки на 20-25 процентных пунктов в течение первого года реформ не стоит ожидать стабильного экономического роста и новых рабочих мест. Опасное убеждение, что реформы можно делать постепенно, доминирует не только в администрации президента, но и во всех структурах правительства.

 Миф N3. «Мы будет поддерживать только тот бизнес, который прежде всего связан с производством и оказанием услуг людям, особенно на селе». Убеждение, что торговля является чем-то постыдным, вторичным, сформированное под воздействием трудов Маркса, Ленина и Сталина, все еще устойчиво и не подвержено влиянию времени. Если торговля устойчиво приносит добавленную стоимость, если сфера услуг способна дать больше рабочих мест и в перспективе налогов в бюджет, зачем поддерживать именно производство и именно на селе? Сам Лукашенко отметил, что у предприятий нет конкретных планов реструктуризации. Сколько можно выбрасывать на ветер бюджетные деньги под маркой поддержки отечественного товаропроизводителя?

 Миф N4. «Сотрудничество с Беларусью, предоставление кредитов фонд [МВФ] жестко увязал с требованием «отпуска» цен на коммунальные услуги. Не знаю, полюбил ли бы нас МВФ, пойди мы на такой шаг. Но один результат был бы достигнут точно - социальный взрыв и полная дестабилизация внутриполитической системы с неизбежной сменой власти. Похоже, именно такого исхода тогда добивались».

Лукашенко по-прежнему не верит экспертам авторитетных международных организаций, считая, что даже рекомендации по экономической политике можно рассматривать как часть тайного заговора против власти. Он все еще считает, что МВФ, Всемирный банк или любой другой кредитор навязывают стране свои решения. Это Беларуси нужны кредиты. Это Совмину и Нацбанку нужны консультации. Сама Беларусь по доброй воле стала членом МВФ.

Не соответствует действительности также то, что условием предоставления кредита от МВФ была полная либерализация тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Сами эксперты фонда не ожидали, что Совмин решится на такие быстрые темпы либерализации в 2002г., а миф о вреде Запада активно поддерживается окружением Лукашенко, которому выгодна интеллектуальная монополия вокруг него.

 Миф N5. «Активизировать региональную и местную специализацию растениеводства, а также интенсифицировать промышленное производство мяса на животноводческих комплексах и птицефабриках... Революций здесь и революционных шагов быть не должно. Типа того, что вместо клевера, других травяных культур посеем зерно и этим самым решим проблему молока-мяса...» Лукашенко все еще считает, что из своей рабочей резиденции можно управлять каждым колхозом и заводом. Если глава государства вместо выработки стратегии развития страны, повышения авторитета Беларуси в мире занимается клевером или переработкой окорочков, то Республику Беларусь надо переименовать в ЗАО «РБ АГ». Но даже в рамках современной корпорации председатель правления не занимается проблемой покупки скрепок и бумаги.

...Главный позитивный результат от послания почувствовали на себе чиновники. Их в очередной раз пронесло от массовых отставок, изменения экономического курса и установления жестких требований к работе.
Добавить комментарий
Проверочный код