Катя ПТИЧКИНА
У меня на руке тикают часики. Очень забавные - маленькая стрелка сделана в виде обнаженного мужчины, а большая - обнаженной женщины. Целый день он пытается догнать ее и добиться близости. И, конечно, он настигает ее - в полдень и полночь - но потом она опять уходит от него, и всё начинается сначала. Как в жизни. Когда-то такие часики можно было купить в минских секс-шопах - их было три. В конце 90-х гг. они тихо закрылись. По утверждению специалистов Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, «их никто не закрывал». Правоохранительные органы установили, что в них продавались порнокассеты, и к магазинам были применены административные санкции, поскольку распространение порнографии у нас запрещено. Интим-шопы закрылись, хозяин одного из них уехал в Чехию, и с тех пор магазинов по продаже сексуальных игрушек в Беларуси нет вообще.
В России сегодня работают 400-500 интим-магазинов, в Москве - около 50, Санкт-Петербурге - 15, областных центрах - по 2-4. Российский секс-бизнес развивается очень активно и, как уверенно заявляет генеральный секретарь Российской сексологической ассоциации «Культура и здоровье» Сергей АГАРКОВ, очень скоро он займет пустующую нишу на белорусском рынке. Но, может, нам это не надо?
СПРАВКА «БГ». Сергей Агарков родился 25 января 1951г. в Ялте. Закончил с золотой медалью среднюю школу, с отличием лечебный факультет Крымского медицинского института в 1974г. В 1975г. прошел интернатуру по психиатрии. В 1975-79гг. врач психотерапевт-сексолог Феодосийского психоневрологического диспансера, в 1979-83гг. научный сотрудник Харьковского научно-исследовательского института неврологии и психиатрии, одновременно - главный сексолог Харьковского городского отдела здравоохранения. В 1984-88гг. - зав. отделением неврозов Центральной Московской областной клинической психиатрической больницы, главный психотерапевт Московской области. В 1988-91гг. старший научный сотрудник Московского научно- исследовательского института психиатрии (отделение сексуальной патологии), в 1991гг. избран генеральным секретарем сексологической ассоциации «Культура и здоровье». Имеет 52 публикации, соавтор четырех монографий. Женат, жена - врач-сексолог. Кандидат медицинских наук (1983г.), член-корреспондент Международной академии информатизации (1995г.).
«СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ - УКРАШЕНИЕ ЖИЗНИ»
- В Беларуси нет ни одного секс-шопа. Это как-то характеризует степень развития сексуальных отношений в нашем обществе?
- Это не говорит о сексуальной неграмотности населения. Люди уже знают, что это такое, могут приехать в Россию и купить то, что им хочется. Это говорит о том, что людям трудно реализовать свои сексуальные права и свободу. Может быть, ваше государство, неверно трактуя идеи развития общества, зажимает этот вид бизнеса и ставит его в особое положение. К человеку приходят и говорят: то, что ты делаешь, это почти преступление, поэтому или давай взятку, или закрывай магазин. А даже если ты дашь очень большую взятку, это не значит, что завтра к тебе не придет другой чиновник и опять не скажет, что, мол, ты занимаешься таким делом, за которое надо руки отрубать. Интим-магазины - это такая же сфера обслуживания потребностей населения, это нормально, если не нарушаются определенные нормы: они не должны находиться возле образовательных и административных учреждений, обслуживать несовершеннолетних и т.д.
Все у вас будет - нельзя, находясь в центре Европы, идти в сторону Азии. Но должно пройти какое-то время, чтобы общество привыкло к этой идее. Когда в Ташкенте открылся первый секс-шоп, толпа забросала его камнями. Так было и в Израиле. А в Тель-Авиве сегодня 13 интим-магазинов, в Иерусалиме (!) 4 секс-шопа.
Сексуальные игрушки на самом деле являются украшением жизни: необычные трусики, сексуальная косметика - все это позволяет создать особую атмосферу праздника. Любовь - лучшая альтернатива войне и ненависти. Мы все страдаем от рутины, тоски - из секса ушла красота, легкость, изящество, игра, тайна... Сексуальные игрушки, если ими умело пользоваться, помогают вернуть очарование интимной близости.
«ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПОРНОГРАФИИ СНИЖАЕТ УРОВЕНЬ СЕКСУАЛЬНОЙ АГРЕССИИ»
- Белорусские сексологи обеспокоены сексуальностью белорусского населения - по мировой статистике, каждый 10-й мужчина имеет те или иные проблемы в сексуальном здоровье, но обращается к специалисту у нас от силы 5-6 тыс. человек в год. А как в России?
- Примерно так же. Все стало дорого. Если у тебя больное сердце и некоторые сексуальные проблемы, человек подумает, что лечить в первую очередь. Между тем сегодня российское общество, если говорить о сексуальной свободе, свободней многих европейских стран - скажем, Австрии, Швейцарии. Степень демократичности любого режима определяется отношением к сексу: это выражается отношением к сексуальным меньшинствам, относительной терпимостью к коммерческому сексу - проституции. Государство как бы не соглашается с существованием проституции, есть законы, прижимающие проституцию, но она, однако, продолжает жить. Все понимают, что это ужас, но все же не ужас-ужас, как в известном анекдоте. Меняется ситуация с порнографией. «Не люблю порнографию, - говорил Ларри Флинт, - но еще больше не люблю правительство, которое мне запрещает делать то, что я хочу, в т.ч. смотреть порнографию». В этом отношении Россия сегодня стала достаточно демократичней. Ведь когда-то запрещалось в принципе распространение порнографии, в 1977г. было запрещено лишь незаконное распространение порнографии. Однако закон, определяющий, что такое законное и незаконное, так и не вышел - лежит уже 4 года на подписи в администрации президента. Однако в нашем законе о СМИ, принятом в 1992г., есть положение об эротических изданиях, посвященных вопросам секса и «эксплуатирующих интерес к сексу». В сущности, в это положение вполне вписывается понятие порнографии. Раньше под эротикой подразумевалось художественное изображение красоты обнаженного тела и интимных отношений. После выхода этого закона эротикой стало именоваться такая полупорнография.
Весь цивилизованный мир переболел переходным периодом, но надо открыть все ворота и все впустить - потом все утрясется, здравый смысл возобладает. Единственное, необходима пропаганда против СПИДа, нельзя идеализировать продажную любовь и другие явные полукриминальные социальные отношения. Все. Больше ничего не надо. Люди не дураки, они прекрасно понимают, как жить, им не нужен дирижер их личных отношений.
- Почему вы выступаете за легализацию порнографии?
- Во всех цивилизованных странах порнография легализована в той или иной степени. Можно обсуждать, в какой степени это необходимо сделать, но в том, что нельзя взрослых людей сажать за то, что они посмотрели по видео в частном порядке голую задницу, - это абсолютно точно. Это не преступление. Можно назвать это аморальным поступком, призывать к их совести, но делать преступниками - нельзя, это нонсенс, это нарушение любых, в т.ч. сексуальных, прав личности. Один шаг до запрета на сексуальность вообще и определения, кто, с кем и как должен жить. Это лишение человека его естественной свободы, дарованной ему природой и Конституцией, кстати говоря.
- Вы как-то сказали, что порнография не представляет угрозы демократии, она является угрозой для тоталитарного режима.
- Желание контролировать мозги - черта деспотичного общества. Получается, что люди - идиоты, скоты, их нельзя спускать с поводка. Стоит спустить - они тут же вываляются в грязи, напаскудят... Если государство относится к человеку как к животному, никогда в этом обществе ничего нормального не будет. Во многих странах порнография легализована десятки лет назад - и что? Они развалились, общество стало аморальным, люди превратились в сексуальных маньяков? Да нет, наоборот - все это есть у нас. У нас заповедник всего этого, где ничего нельзя. В любой стране, где легализована порнография, снижается уровень сексуальной агрессии. Проституция, порнография и сексуальные меньшинства - три болезни общества. Решение хотя бы одной из этих проблем снимает напряженность. Это как разрезать нарыв - ну лопнул он, ну пахнет плохо, а потом рубец зарастает, и человек о нем забывает. Если режим боится голой задницы, то грош цена такому режиму, который можно свалить простой порнографией. Очень многие из тех, кто тоскует по красным флагам, горнам и барабанам, говорят: у нас осталось только одно - наша супердуховность. И стоит к этой духовности протянуть «грязную» руку порнодельца или проститутки, тут же поднимается крик: наше общество рушится. Да ничего не рушится.
- Еще одна ваша цитата: «общественная нравственность - это очень абстрактно». Но ведь есть же какие-то ценности?
- На наших глазах общественная нравственность изменилась практически на 180 градусов. И в нормальном обществе мы это почти не замечаем - этот переход совпадает с нашей внутренней динамикой. Если общество пошло в определенном направлении, ему не надо мешать.
«В ЖИЗНИ ЭТО МОЖНО ДЕЛАТЬ,А СНЯТЬ НА ПЛЕНКУ НЕЛЬЗЯ?»
- Что такое порнография?
- Порнография с самого начала неверно позиционировалась - она была отнесена к разряду преступлений против общественной нравственности. Но поступок против нравственности есть аморальный поступок, но не преступление. Я соврал - это аморальный поступок, его нужно осуждать, но не сажать за него в тюрьму. У торговца порнографией нет идеи совратить народ, у него есть задача раскошелить народ.
- Как кто-то торгует яблоками, так он торгует порнокассетами.
- ...И если его продукция не прошла сертификацию, за это можно наказать административными санкциями, но не характеризовать как преступление против общественной нравственности. Во всем мире порнография - сфера бизнеса. И человека судят не за порнографию, а за то, что он нарушает некие установленные правила. Продал несовершеннолетнему - о, здесь ты посягнул на сексуальную невинность. Не хочет старушка по кабельному телевидению смотреть порнографию, а ты ей подло проложил канал, включил порнографию и нарушил ее личную сексуальную свободу. Она хотела смотреть религиозную программу, а ты ей порнуху подсунул. Да, за это в тюрьму - совершенно согласен. Но если ты снял мужчину и женщину, занимающихся оральным сексом и продал эту кассету - а тебя за это в тюрьму - ну что за абсурд! В жизни это можно делать, а снять на пленку нельзя?
Какого-то универсального определения порнографии нет - это только у нас пытаются сделать. Причем до сих пор используется определение из Большой Советской энциклопедии: «Порнография - это грубо-натуралистическое, вульгарно-циничное изображение половых органов и половой жизни с целью вызывания нездорового сексуального возбуждения». В этом определении нет ни слова правды. Что такое «натуралистическое»? Если на половом члене завязать бантик, ни один человек не докажет, что это натуралистическое изображение полового члена - бантики на члене не завязывают. Это художественное изображение. Порнография не направлена на нездоровое сексуальное возбуждение. Нездоровое половое возбуждение - это возбуждение нездорового человека. У него может наступить такое же нездоровое возбуждение при прослушивании гимна, но гимн же не объявляют порнографическим произведением. Вообще, благодаря возбуждению мы все появились на свет и посягать на него - государству, полиции нравов еще кому-то - это преступление против человечества. На самом деле всё очень просто - можно почти всё, но не везде, не всем и не всегда. Во всем мире существуют запреты: педофилия, зоофилия, некрофилия и реалистическое изображение насилия. Гениальный фильм «Калигула» - порнография или нет? Если там исторически достоверно показывается фрагмент групповой оргии, которые были обычным делом в древности?
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Александр Лукашенко заявил, что «все процессы в Минске протекают намного быстрее, чем где бы то ни было». Вы согласны?
да, быстрее, чем в Лас-Вегасе
да, быстрее, чем у кроликов
нет, в Шклове быстрее
нет, из Москвы виднее
мне и так по жизни быстро
Facebook