Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (382) 21 апреля 2003 г. Радости жизни

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ

21.04.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

Как приятно совершить в Минске какое-нибудь театральное открытие. Случается это крайне редко ввиду того, что театральная жизнь здесь настолько устоялась и заскорузла, что совершенно перестаешь ждать от нее сюрпризов. И тем не менее, когда такой сюрприз случается, вопреки всем законом белорусского искусства, - моя душа как человека, ищущего талантливый и искренний театр, наполняется ликованием. Да, когда я смотрел спектакль А.Савченко, я ликовал, потому что через никому не нужный и никому не известный Студенческий театр Академии искусств я вдруг прикоснулся к настоящему искусству.

Сцена: Белорусская государственная академия искусств

Спектакль: «Ах, эти свободные бабочки».

Л.Герш.

Режиссер: А.Савченко.


В большей степени этот театр выполняет учебные функции, давая возможность студентам актерского отделения почувствовать «вкус сцены» и привыкнуть к ней, а студентам-режиссерам - поставить свой «первый». Бывает, ставят там спектакли и педагоги. Но театральные откровения, что вполне закономерно, случались нечасто. Во-первых, трудно ждать выдающихся результатов от неопытных и еще непрофессиональных студентов, а во-вторых, учить искусству и непосредственно им заниматься - вещи хоть и близкие, но не тождественные. Тем не менее та молодая, мощная, яркая энергия, которую излучают студенты и которую почему-то теряют профессиональные актеры, та ни с чем не сравнимая свобода и ощущение безграничных возможностей, которые могут позволить себе только люди, не отягощенные опытом и практикой, иногда приводят к настоящим прорывам. Один из таких прорывов, на мой взгляд, - спектакль «Ах, эти свободные бабочки».

Спектакль, потрясающий по уровню искренности и трогательности.

История. Американская по форме и общечеловеческая по сути. Он - молодой, но слепой композитор и музыкант. Она - молодая, взбалмошная, непостоянная, «свободная бабочка», которая хочет стать актрисой. Они живут рядом, почти вместе, потому что стена, разделяющая их, настолько тонка, что позволяет слышать каждое движение друг друга. Они разговаривают и веселятся. У него есть деспотичная мать, которая хочет забрать его домой. А он не хочет жить в «клетке»…

Если описать спектакль одной фразой - то это пронзительная трогательность. Не мелодраматичность, не сказочная детская наивность, от которой капают слезы умиления, не чеховская замысловатая игра на струнах человеческой психологии, а нечто очень простое, почти обыденное, но при этом невероятно красивое и искреннее. Если чаще всего спектакль является некой маской для режиссера, средством мистификации и представления, умноженным на профессионализм, то здесь мы, наоборот, наблюдаем совершенно немыслимую степень откровенности режиссера и всех, кто занят в спектакле. Причем каждая деталь: шкаф, разрисованный под «Битлз», со множеством дверок, живая гитарная музыка, песни Джима Моррисона, - словно рассказывает нам что-то личное и сокровенное. Возможно, это самый честный спектакль этого города…

И еще надо сказать, что этот спектакль состоит из совершенно виртуозных актерских партий. Хотя большую часть ролей в нем исполняют студенты академии, то, как они работают, под силу далеко не каждому народному артисту, и это еще раз утверждает в мысли, что у таланта нет возраста.

Будь у нас объективная актерская театральная награда, этот спектакль должен был бы стать претендентом сразу в нескольких номинациях.

Огорчает другое. Если ничего не предпринять, этот спектакль обречен на печальную участь дипломной работы Студенческого театра. Так что спешите, прекрасное ведь так мимолетно.

 Пьеса / режиссура / актерская игра (без тени сомнений) - 9 / 9 / 9.

Выбор недели:

23.04.
«Прикосновение» П.Марбер, реж. Н.Пинигин (Альфа-радио).

 24.04. «Трамвай «Желание» Т.Уильямс, реж. В.Тарнаускайте (Молодежный театр).

 27.04. «Брат мой Симон» А.Казанцев, реж. А.Гарцуев. (Театр им. Я. Купалы).
Добавить комментарий
Проверочный код