Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№15 (382) 21 апреля 2003 г. Экономика

ПРАВИЛА ИГРЫ

21.04.2003
Наталья ГРИБ

* «Итера» добывает газ * 65% налогов

«ИТЕРА» ДОБЫВАЕТ ГАЗ

В середине мая российская нефтегазовая компания «Итера» начнет добычу газа на Береговом месторождении на полуострове Ямал. Тем самым коммерческий оператор газа фактически восполнит промышленные объемы добычи, которые прошлой весной потерял вместе с возвратом «Газпрому» добывающего предприятия «Пургаз».

16 апреля «Итера» завершила подготовку к работе первого «куста» газовых скважин Берегового месторождения (пробурены эксплуатационные скважины, построен и испытан газосборный коллектор, газовый промысел подключают к системе магистральных газопроводов «Заполярное-Уренгой»). 16 мая Береговое месторождение планируется ввести в промышленную эксплуатацию с ежегодной добычей 11 млрд. куб. м природного газа. Для сравнения, «Пургаз» приносил «Итере» до 15 млрд. куб. м газа в год.

«Итера» планирует в 2003г. поставить в Беларусь около 6,5 млрд. куб. м природного газа. Она является крупнейшим после «Газпрома» (10,2 млрд. куб. м) оператором газового рынка нашей страны. На прошлой неделе предполагалось подписать долгосрочное соглашение с правительством Беларуси о поставках газа на ближайшие три года. Однако подписание не состоялось. Главной проблемой «Итеры» эксперты называют перестройку отношений с «Газпромом». Если компании удастся отстоять право на экспорт природного газа, ей есть что предложить Беларуси, Армении и странам Прибалтики.

65% НАЛОГОВ

18 апреля Минфин совместно с Министерством по налогам и сборам ввел новый налог на оптовую продажу бензина в размере 10%, доведя налоговую составляющую в цене бензина до 65%. А с нынешнего понедельника концерн «Белнефтехим» распорядился снизить цены на бензин в розничной торговле на 2-3%.

Весь нынешний год рынок нефтепродуктов лихорадит - в феврале автозаправки работали с колес, ощущая дефицит бензина при оптовой закупке, в марте-апреле сделки по оптовой и розничной продаже топлива балансируют на грани убыточности. «Вот уже три месяца, как экономика уходит в ноль», - говорит директор сети коммерческих автозаправок Минска, пожелавший остаться неназванным. Он поясняет, что дизтопливо, которое составляет до 40% в обороте продаж его компании, приносит одни убытки, и только за счет незначительной прибыли от элитных марок бензина АИ-92 и АИ-95, доля которых приближается к 50% оборота, удается «не уйти глубоко в минус». Положение дел на автозаправках государственного концерта «Белнефтехим» также оставляет желать лучшего.

Причина финансовых тупиков кроется в том, что резко подскочившие цены на нефть на мировых рынках, спровоцированные кризисом в Персидском заливе, привели к повышению закупочных цен на нефть для Беларуси. В январе-феврале она покупала нефть по предельно высоким за последние годы ценам - $150 за тонну, в марте-апреле - по $120. На фоне установленной «Белнефтехимом» предельной ценовой планки на продажу топлива доходность по операциям с нефтепродуктами резко упала и в отдельных случаях стала нерентабельной. Заморозить запасы нефтепродуктов на несколько месяцев также не представляется возможным, поскольку цены на сырую нефть на мировых рынках уже падают и закупочные цены на май ожидаются ниже апрельских, т.е. и бензин должен подешеветь.

Первыми в тисках жесткой фискальной политики оказались мелкие и средние операторы рынка, чья доходность напрямую зависит от заводской цены на топливо и допустимого максимума в «рознице». Вертикально интегрированные компании имеют большую доходность, но и они вынуждены сводить издержки к минимуму.

10 марта правительство вывело бензин из перечня социально значимых товаров, что автоматически повысило стоимость топлива на АЗС на 10%. Чиновники одним выстрелом убили двух зайцев - увеличили поступления в местные бюджеты и не нарушили мораторий на введение новых налогов. А с минувшей пятницы введена аналогичная ставка налога на оптовую продажу (до сих пор она не облагалась налогом).

В итоге 65% в цене бензина занимают налоги. Налог с продаж автомобильного топлива равен 20%, налог с продаж в торговой сети - 10%, акциз - примерно 10%, НДС - 20%. Добавим к этому налог в фонд поддержки сельхозпроизводителей - 4,5% и получим 64,5%. Конечно, НДС впоследствии возвращается нефтетрейдерам, однако владельцы АЗС этот налог платят.

В итоге бензин в Беларуси в два раза дороже, чем в России, где налоги не превышают 50% в цене топлива. А наши автовладельцы, имея в среднем более низкий доход, чем российские, дважды платят фактически один и тот же налог на топливо: в республиканский бюджет 20% и в местный - еще 10%. И 2-3-процентное снижение конечной цены бензина никак не меняет общей картины для покупателя. Государство - самый успешный бизнесмен в Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код