Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (382) 21 апреля 2003 г. Экономика

ПРАВИЛА ИГРЫ

21.04.2003
Наталья ГРИБ

* «Итера» добывает газ * 65% налогов

«ИТЕРА» ДОБЫВАЕТ ГАЗ

В середине мая российская нефтегазовая компания «Итера» начнет добычу газа на Береговом месторождении на полуострове Ямал. Тем самым коммерческий оператор газа фактически восполнит промышленные объемы добычи, которые прошлой весной потерял вместе с возвратом «Газпрому» добывающего предприятия «Пургаз».

16 апреля «Итера» завершила подготовку к работе первого «куста» газовых скважин Берегового месторождения (пробурены эксплуатационные скважины, построен и испытан газосборный коллектор, газовый промысел подключают к системе магистральных газопроводов «Заполярное-Уренгой»). 16 мая Береговое месторождение планируется ввести в промышленную эксплуатацию с ежегодной добычей 11 млрд. куб. м природного газа. Для сравнения, «Пургаз» приносил «Итере» до 15 млрд. куб. м газа в год.

«Итера» планирует в 2003г. поставить в Беларусь около 6,5 млрд. куб. м природного газа. Она является крупнейшим после «Газпрома» (10,2 млрд. куб. м) оператором газового рынка нашей страны. На прошлой неделе предполагалось подписать долгосрочное соглашение с правительством Беларуси о поставках газа на ближайшие три года. Однако подписание не состоялось. Главной проблемой «Итеры» эксперты называют перестройку отношений с «Газпромом». Если компании удастся отстоять право на экспорт природного газа, ей есть что предложить Беларуси, Армении и странам Прибалтики.

65% НАЛОГОВ

18 апреля Минфин совместно с Министерством по налогам и сборам ввел новый налог на оптовую продажу бензина в размере 10%, доведя налоговую составляющую в цене бензина до 65%. А с нынешнего понедельника концерн «Белнефтехим» распорядился снизить цены на бензин в розничной торговле на 2-3%.

Весь нынешний год рынок нефтепродуктов лихорадит - в феврале автозаправки работали с колес, ощущая дефицит бензина при оптовой закупке, в марте-апреле сделки по оптовой и розничной продаже топлива балансируют на грани убыточности. «Вот уже три месяца, как экономика уходит в ноль», - говорит директор сети коммерческих автозаправок Минска, пожелавший остаться неназванным. Он поясняет, что дизтопливо, которое составляет до 40% в обороте продаж его компании, приносит одни убытки, и только за счет незначительной прибыли от элитных марок бензина АИ-92 и АИ-95, доля которых приближается к 50% оборота, удается «не уйти глубоко в минус». Положение дел на автозаправках государственного концерта «Белнефтехим» также оставляет желать лучшего.

Причина финансовых тупиков кроется в том, что резко подскочившие цены на нефть на мировых рынках, спровоцированные кризисом в Персидском заливе, привели к повышению закупочных цен на нефть для Беларуси. В январе-феврале она покупала нефть по предельно высоким за последние годы ценам - $150 за тонну, в марте-апреле - по $120. На фоне установленной «Белнефтехимом» предельной ценовой планки на продажу топлива доходность по операциям с нефтепродуктами резко упала и в отдельных случаях стала нерентабельной. Заморозить запасы нефтепродуктов на несколько месяцев также не представляется возможным, поскольку цены на сырую нефть на мировых рынках уже падают и закупочные цены на май ожидаются ниже апрельских, т.е. и бензин должен подешеветь.

Первыми в тисках жесткой фискальной политики оказались мелкие и средние операторы рынка, чья доходность напрямую зависит от заводской цены на топливо и допустимого максимума в «рознице». Вертикально интегрированные компании имеют большую доходность, но и они вынуждены сводить издержки к минимуму.

10 марта правительство вывело бензин из перечня социально значимых товаров, что автоматически повысило стоимость топлива на АЗС на 10%. Чиновники одним выстрелом убили двух зайцев - увеличили поступления в местные бюджеты и не нарушили мораторий на введение новых налогов. А с минувшей пятницы введена аналогичная ставка налога на оптовую продажу (до сих пор она не облагалась налогом).

В итоге 65% в цене бензина занимают налоги. Налог с продаж автомобильного топлива равен 20%, налог с продаж в торговой сети - 10%, акциз - примерно 10%, НДС - 20%. Добавим к этому налог в фонд поддержки сельхозпроизводителей - 4,5% и получим 64,5%. Конечно, НДС впоследствии возвращается нефтетрейдерам, однако владельцы АЗС этот налог платят.

В итоге бензин в Беларуси в два раза дороже, чем в России, где налоги не превышают 50% в цене топлива. А наши автовладельцы, имея в среднем более низкий доход, чем российские, дважды платят фактически один и тот же налог на топливо: в республиканский бюджет 20% и в местный - еще 10%. И 2-3-процентное снижение конечной цены бензина никак не меняет общей картины для покупателя. Государство - самый успешный бизнесмен в Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код