Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (382) 21 апреля 2003 г. Экономика

ПРИЧЕМ ТУТ ДЕНЬГИ? МЫ ЖЕ СЛАВЯНЕ!

21.04.2003
Сергей ЖБАНОВ

На истекшей неделе правительство Беларуси решительно продвинулось на пути строительства экономического фундамента союзного государства, создав межведомственную рабочую группу по предотвращению негативных для национальной экономики последствий перехода к единой с Россией валюте.

После того как премьер-министр Геннадий Новицкий объявил в Москве о срыве графика реализации плана мероприятий на 1,5-2 года, ведущего к светлой мечте двух братских народов - объединению валют, итоги каждой недели приобретают особое значение для строительства будущего союзного государства.

Новую межведомственную рабочую группу возглавил заместитель премьер-министра - министр экономики Андрей Кобяков. И первое, что стало известно о характере полномочий созданной группы, - это «право вносить в правительство предложения об изменении сроков плана подготовки к введению российского рубля в качестве единой валюты, а также о принятии иных мер по предотвращению негативных последствий расширения сферы использования российского рубля на территории республики».

Очевидно, время восторженных оценок прошло, и спустя 7 лет после начала объединительного процесса белорусские власти решили подсчитать не только потенциальную прибыль, но и возможные убытки от грандиозного проекта «Интеграция славян». Для чего даже воспользовались услугами инородцев - миссии МВФ, представившей белорусским властям (на минувшей неделе) свои осторожные рекомендации и оценки возможных последствий создания будущего валютного союза с Россией. О результатах работы миссии было заявлено 14 апреля - за два дня до решения правительства о создании рабочей группы.

Что характерно: до сих пор подобные рекомендации или игнорировались, или подвергались беспощадной критике со стороны белорусского президента. Ближайший пример тому - послание парламенту, заслушанное также на богатой событиями прошедшей неделе.

По словам Александра Лукашенко, если бы Беларусь последовала рекомендациям МВФ по проведению коммунальной реформы, то из-за резкого удорожания стоимости жилищно-коммунальных услуг могла произойти «полная дестабилизация внутриполитической ситуации с неизбежной сменой власти». Таковы были коварные замыслы западных экспертов.

Поэтому нет никакой уверенности, что и на этот раз белорусские власти прислушаются к рекомендациям МВФ. Сомневаться в этом заставляет и комментарий, сопровождавший сообщение о создании межведомственной рабочей группы. Со ссылкой на неизвестных специалистов в нем было заявлено, что в первую очередь «возможные негативные последствия обусловлены тем, что в настоящее время российский рубль переоценен на внутреннем рынке Беларуси на 15% относительно его покупательной способности». Во избежание негативных последствий для ценовой конкурентоспособности экспортных белорусских товаров необходимо обеспечить «постепенный рост реального курса белорусского рубля к российскому. Однако, учитывая параметры инфляции и девальвации на 2003г. и предстоящую жесткую фиксацию с середины 2004г. курса белорусского рубля к российскому, эксперты констатируют невозможность плавного роста реального курса». От себя стоит добавить, что от резкого роста курса национальной валюты ждать хорошего тоже не приходится.

Таким образом, уже сегодня существуют принципиальные расхождения со взглядами миссии МВФ, изложенными на страницах «Белорусской газеты» главой миссии Анн-Мари Гулде (см. N14), предупредившей, что завышенный курс белорусского рубля, безусловно, позволит единовременно поднять уровень жизни жителей Беларуси, хотя и потребует снижения цен на белорусскую продукцию. Но дефляция - процесс гораздо более болезненный для производителей, чем инфляция, и может в конечном счете привести к обратному эффекту для домашних хозяйств - неизбежному падению уровня жизни. Поэтому вариант с заниженным курсом национальной валюты менее опасен.

Но это лишь советы и не более того, а потому белорусские власти вправе делать собственный выбор. Хотя соблазн резко увеличить уровень жизни белорусов к президентским выборам 2006г. может оказаться столь велик, что предостережения МВФ могут быть не услышаны, точно так же, как они уже не были приняты во внимание в 2001г. И тогда ничто не остановит правительство на пути к среднемесячной зарплате в $250: ни низкая производительность труда, ни пресловутая конкурентоспособность белорусских товаров, ни проблемы с выплатой зарплаты и стремительно растущей безработицей. Нас этим не запугать - ведь мы это уже проходили на пути к зарплате в $100.

И все же предстоящее объединение валют тревожит правительство, но только тем, что придется снизить инфляцию до уровня не более 10% в год и работать в условиях прекращения финансирования госпрограмм и кредитной поддержки предприятий реального сектора за счет эмиссионного источника. Тогда перемены затронут не только жилищное строительство, сельское хозяйство или тарифы на коммунальные услуги, главное - они неизбежно вызовут общее снижение темпов роста экономики и увеличение безработицы. И вновь нависнет угроза социального взрыва в Беларуси, которая может стать препятствием не только для проведения экономических реформ по сценарию МВФ, но и на пути воссоединения двух единокровных славянских народов.

Непростая ситуация. Смятение в интеграционных кругах. К сожалению, ни опыт Евросоюза, ни китайцы с их одной страной и двумя системами не дают ответа на вопрос: «Как объединиться, не меняя ничего, кроме денег?»

Остается робкая надежда на то, что Александр Лукашенко в ближайшее время раскроет тайну нового варианта объединения, предложив нечто более оригинальное, нежели схему: один рубль - два станка.
Добавить комментарий
Проверочный код