Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (380) 07 апреля 2003 г. Тема недели

«ДЕДНОВО»: ИЗ ШОКА - В ТРЕПЕТ

07.04.2003
Марина ГУЛЯЕВА

№ 13 [380] от 07.04.03 - Полгода коллектив Бобруйского пивоваренного завода «Дедново» и инвестор предприятия американская компания Detroit-Belarus Brewing Company LLC ожидают регистрации «Белорусской пивоваренной компании» на базе «Дедново». Инвестиционный пивной проект в $25 млн. «завис» с осени прошлого года, но после встречи президента компании с Александром Лукашенко, состоявшейся на минувшей неделе, в Detroit-Belarus Brewing Company LLC ожидают перемен.

С обозревателем «Белорусской газеты» глава представительства Detroit-Belarus Brewing Company в Беларуси Сергей ЛЕВИН поделился подробностями встречи с президентом и высказал свое отношение по поводу реальности задач, поставленных перед белорусскими пивзаводами.

СПРАВКА «БГ». Компания Detroit-Belarus Brewing Company LLC (штат Нью-Джерси, США) учреждена в июле 2002г. для осуществления инвестиционного проекта на пивзаводе «Дедново». Основным владельцем DBBC является компания Detroit Brewing Company, учредитель российского пивоваренного холдинга «Пивоварни Ивана Таранова». Холдинг объединяет три завода в Калининграде, Новотроицке и Хабаровске. «Пивоварни Ивана Таранова» выпускают такие известные бренды, как «Три медведя», «ПИТ» и «Доктор Дизель». На долю холдинга приходится 5% российского рынка, в 2003г. планируется увеличить ее до 7%. Годовой оборот компании - около $250 млн. За последние четыре года DBC инвестировала в российский пивной рынок $120 млн. Компания рассматривает Беларусь как самостоятельный рынок с рядом отличительных особенностей от российского. В качестве гаранта обеспечения инвестиций к сотрудничеству привлечена Международная финансовая корпорация, контракты на техническое переоборудование заключены с крупнейшими мировыми производителями пивоваренного оборудования. В настоящее время заканчивается разработка самостоятельного нового белорусского бренда, который, по оценке руководителей компании, должен вытеснить российские марки, продающиеся на белорусском рынке.

- Как вы оцениваете итоги встречи Александра Лукашенко с президентом DBBC Юджином Каспером?

- Встреча с президентом прошла крайне позитивно. Александр Лукашенко сказал, что он не против того, чтобы контрольный пакет акций Бобруйского пивоваренного завода был отдан Detroit-Belarus Brewing Company. Также было заявлено, что никаких дополнительных условий перед нами поставлено не будет. Мы надеемся, что в ближайшие пару недель все точки над «i» будут расставлены и «Белорусская пивоваренная компания» начнет, наконец, работать.

Таблица

- Говоря о перспективах развития отрасли, президент заявил, что нужно рассчитывать на собственные силы, а не на иностранный капитал. Насколько реально, на ваш взгляд, поднять отечественное пивоварение за счет внутренних инвестиций?

- Без инвестиций пивная отрасль не сможет развиваться. Внутренних, внешних - не важно, вопрос в стоимости этих средств. Если стоимость белорусских ресурсов позволит конкурировать со стоимостью внешних инвестиций, тогда все нормально - какая разница, откуда они, важен результат.

- «Государство - банк - предприятие» - схема, которая лежит в основе заявленной структурной перестройки отрасли. Кроме того, предполагается, что каждый завод займет свой сегмент рынка, а некоторые будут обслуживать бары и рестораны. Насколько эффективна такая стратегия развития отрасли?

- Мне сложно давать оценки - мы эту стратегию не разрабатывали. Во всем мире предприятия развиваются за счет привлечения банковских кредитов. Пивзаводам нужны деньги - если «Приорбанк» готов их дать, почему бы нет? Другое дело, что необходимая сумма весьма значительна - для пяти заводов требуется около $150 млн., и, если не ошибаюсь, это больше, чем суммарный кредитный портфель «Приорбанка». Вложить $150 млн. в одну отрасль - по-моему, это очень рискованно. Хотя в России многие банки заработали гигантские деньги на инвестировании пивных заводов. Но банки выступали только финансовыми инструментами, на всех этих заводах были очень сильные команды, которые смогли использовать кредитные ресурсы. Не менее важна покупательная способность населения - готовность покупать пиво по высокой цене. Себестоимость производства голландского пива аналогична качественному российскому пиву. Если «Крынiца» хочет иметь качественное пиво, то, по нашим оценкам, в реконструкцию предприятия нужно вложить не менее $30 млн., и цена пива уже не будет такой, как сегодня.

- Эксперты полагают, что в будущем на рынке из 17 останется всего 5-6 заводов, - вы согласны?

- Есть определенные стандарты развития современного завода. Чтобы иметь нормальную рентабельность, предприятие должно выпускать 5 млн. дал в год. Если каждый из 17 ныне существующих заводов будет делать столько пива, то весь объем рынка составит 90 млн. дал, или 90 л на человека в год, - это просто нереально. Чтобы достигнуть такого уровня потребления, должно пройти не менее 10-15 лет.

- Перед заводами поставлена задача к 2005г. производить 60 млн. дал.

- Это довольно сложная задача. Не уверен, что ее возможно выполнить в указанные сроки. Потребление пива не может сразу вырасти, это связано с многими причинами. Даже если удастся за счет пропаганды убедить население отдавать предпочтение не крепким алкогольным напиткам, а пиву, покупательная способность не вырастет так быстро, как хотелось бы. Полагаю, что 60 млн. дал к 2007г. - это более реальные сроки.

- Почему Detroit-Belarus Brewing Company выбрала именно Бобруйский пивзавод?

- Решение принималось не только по экономическим мотивам, но и, можно так сказать, политическим. Мы не просили «Крынiцу», «Оливарию», Речицкий пивзавод - мы сознательно решили взять убыточный завод, который близок к банкротству, чтобы сделать из него хорошее предприятие, которое будет приносить прибыль.

- Тогда почему проект до сих пор не начал работать? «Если вы идете в нашу страну и хотите работать, то должны относиться к нашим людям, нашему государству, как к своему... Мы не ставим каких-то исключительных условий», - заявил на совещании президент. Вы как-то не так отнеслись к белорусскому государству и не выполнили некие условия?

- Мы выполнили все условия, а дополнительных нам не ставили. Со стороны президента было поставлено только одно условие: если мы обещаем инвестировать в завод определенную сумму, обещаем, что завод будет прибыльным, то мы должны это сделать. Сегодня наш проект в России - «Пивоварни Ивана Таранова» - самый динамично развивающийся проект, его амбиции очень высоки. Мы строим новые заводы, которые работают на локальные рынки, как в Калининграде, Хабаровске, Новотроицке. Помимо выпуска пива в этих городах мы занимаемся разными программами - в Хабаровске, например, спасаем амурских тигров. Точно так же мы хотим прийти в Бобруйск. Тем более что у президента компании Detroit-Belarus Brewing Company Юджина Каспера прадедушка из Бобруйска, и для него реализация проекта - своеобразная дань своим корням.

По большому счету, ни один крупный приватизационный проект в Беларуси не реализован. Этот процесс пока созревает - как только осуществится первый проект, сразу начнется движение.

- Президент сказал, что необходимо сохранить «белорусскость» отечественного пива. В чем она выражается, на ваш взгляд?

- Белорусскость должна присутствовать. Но, как мне кажется, она должна выражаться не только во вкусовых качествах - вопрос в бренде. Должен быть белорусский пивной бренд, известный как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но чтобы быть успешным в экспорте, нужно понимать, что тебя примут на других рынках при условии, если ты откроешь свой рынок. Если ты хочешь быть успешным в России, нужно открыть дорогу российскому пиву. Многие мировые пивные марки пытаются быть первыми по экспорту, но объемы наращивают далеко не все - только те, кто выбирает правильную стратегию. Но самостоятельно ни одно предприятие этого не добьется, если страна не обеспечит условий для экспорта. И речь не идет только о какой-то дотационной поддержке, самое главное - насколько цивилизованно государство будет вести себя по отношению к тем странам, куда хочет экспортировать свое пиво. Если Беларусь ввела пускай завуалированный, но запрет на ввоз российского пива, то не думаю, что Россия позволит хоть одному белорусскому бренду быть лидирующим на своем рынке.
Добавить комментарий
Проверочный код