Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (380) 07 апреля 2003 г. События. Оценки

СТРАСБУРГСКИЙ ПАШТЕТ

07.04.2003
Отдел политики

№ 13 [380] от 07.04.03 - Апрельское политическое поле Парламентской ассамблеи Совета Европы можно сравнить со знаменитым страсбургским паштетом. Только в отличие от популярного франко-эльзасского блюда, политическая кухня Европы выдает продукт, который трудно поддается классификации, логике и тем более прогнозу. Политический «паштет» весенней сессии ПАСЕ, которая проходила с 31 марта по

4 апреля в Страсбурге, - это конфликт российской делегации и большинства ПАСЕ по «чеченскому вопросу», какофония взглядов на резолюцию по иракской войне, недоумение по поводу замашек королевской семьи Лихтенштейна править княжеством при помощи указов и декретов, а также попытки втиснуть в рамки стандартов ПАСЕ прошедшие президентские выборы в Армении. «Белорусский вопрос» в этом «блюде» стал не изюминкой, а скорее щепоткой соли: многие приняли ее как данное (много лет жуем - привыкли), другие поморщились от присутствия такого продукта в изысканном блюде, а третьи - возмутившись несбалансированностью рецепта, решили вернуться к серьезному обсуждению белорусской тематики в неопределенном будущем.

Как обычно, на весенней сессии ПАСЕ в Страсбурге работали две делегации из Беларуси. Делегацию Палаты представителей возглавлял вице-спикер Владимир Коноплев, а оппозицию представлял заместитель председателя Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук.

2 апреля во время сессии ПАСЕ состоялось очередное заседание подкомитета по Беларуси Политического комитета ПАСЕ, на котором выступили депутаты ПП НС. Так, Владимир Новосяд заявил о необходимости изменения избирательного законодательства и проинформировал членов подкомитета о том, что собирается начать кампанию по сбору подписей за инициирование этой процедуры. Он рассказал о личном опыте участия в местных выборах, когда члены избирательной комиссии были уличены в махинациях. Виктор Кучинский призвал не смешивать ответственность и компетенцию исполнительной и законодательной власти. «Нельзя решать проблемы на том уровне мышления, на котором они были созданы», - заявил депутат, очевидно, имея в виду решение ПАСЕ о лишении Беларуси статуса специального приглашенного в 1997г. Юрий Морозов высказал понимание позиции депутатов ПАСЕ, которые ждут от Беларуси закона о СМИ, об омбудсмене, а также расширения полномочий парламента. Но указывать на конкретные сроки предоставления этих документов европейским коллегам по понятным причинам он не стал. (Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер уже более года ожидает обещанного проекта закона о СМИ. Наверное, поэтому представители ПП НС встретились с ним только на презентации выставки юных белорусских художниц в здании Совета Европы.)

В общем, депутаты высказались за скорейшее придание палате статуса специального приглашенного и за интенсификацию контактов с европейскими парламентариями. Романчук же рекомендовал несколько иначе рассматривать приоритеты для ПАСЕ: «Сначала надо добиться изменения избирательного законодательства, затем принять демократический закон о СМИ, провести свободные, прозрачные демократические выборы в палату в 2004г. и, наконец, достойно получить статус специального приглашенного в ПАСЕ».

БУДЕТ ЛИ СТАТУС

Ни один из ведущих парламентариев ПАСЕ не поддержал предложение ПП НС о предоставлении этому органу статуса уже в этом году. При этом в кулуарах активно обсуждается реакция официального Минска на решение ПА ОБСЕ о восстановлении статуса палаты. Появилась даже новая аргументация: получение палатой статуса авансом усилит конфликт между этим органом и Лукашенко, повысит его значимость и возможности на белорусском политическом поле. Однако слабости такой аргументации очевидны. Если ПП НС получит статус в ПАСЕ, то официальный Минск сам будет определять состав делегации, и даже мягким оппозиционерам путь в Страсбург будет заказан. Кроме того, какой резон официальному Минску соглашаться на изменение избирательного законодательства, закона о СМИ и на улучшение состояния прав человека, если он, не пошевелив пальцем, получит место в обеих парламентских ассамблеях? Это прагматическая аргументация, но поскольку Европа вступила в полосу сильной политической турбулентности, то при отсутствии четкого плана действий ПАСЕ, ОБСЕ и ЕС по Беларуси и инерционном мышлении занятой своими делами России нельзя исключать любого поворота событий в отношениях между ПАСЕ и официальным Минском.

Между тем после весенней сессии ПАСЕ вполне можно говорить о возникновении нового расклада интересов между политическими силами Беларуси. На встрече Романчука со Швиммером последний посоветовал: «Раз нет в Беларуси одного демократического лидера, который мог бы объединить людей, значит, надо объединяться под одним лозунгом». После местных выборов таким лозунгом может стать призыв к изменению избирательного законодательства. В приведении Избирательного кодекса Беларуси к стандартам ПАСЕ заинтересованы как минимум 80% депутатов ПП НС и представители всех без исключения демократических партий. В кулуарах власти поговаривают, что есть мнение полностью обновить состав палаты и исключить возможность попадания туда людей со своей независимой, тем более оппозиционной точкой зрения. Положение усугубляется тем, что никто (возможно, за исключением 3-5 человек) не знает, кто попадет в те 20%, чьи кандидатуры пройдут согласование на участие в следующем наборе ПП НС с вышестоящей инстанцией. Еще меньше уверенности может быть у демпартий, чьи некоторые представители уже начали предлагать властям свои услуги. Как бы ни любили друг друга депутаты во власти и демократы вне ее, они кровно заинтересованы в том, чтобы объединить усилия по изменению Избирательного кодекса. Очевидно, что в этом направлении работает офис ОБСЕ. Готовы подключиться к выполнению данной задачи ЕС, ПАСЕ и даже Россия. Исход данной кампании будет зависеть от того, кто, кому и за сколько предложит более веские аргументы. Драчка обещает быть очень напряженной и изобилующей неожиданностями. Все понимают, что цена вопроса - это не членство в ПАСЕ, а реальная власть в стране.

ЖЕСТКАЯ ПОЗИЦИЯ ЕС

Несмотря на кажущееся сходство позиций официального Минска и ключевых государств «старой Европы» на развитие событий в Ираке, ЕС придерживается последовательно жесткой позиции в отношении Беларуси. Это еще раз подтвердил Педро Марсет Кампос, докладчик по Беларуси Европейского парламента. Оценивая ситуацию в стране после местных выборов, он заявил, что белорусские власти даже ухудшили положение с правами человека и законностью. Кампос оказался осведомлен о мартовских арестах участников демонстраций, подчеркнув: «До тех пор, пока белорусский режим не предоставит твердых доказательств прогресса в сфере прав человека, свободы СМИ, верховенства закона, избирательного законодательства, ЕС не будет поддерживать отношения с режимом. Европейский союз будет развивать отношения с гражданским обществом, внося свой вклад в развитие демократии в Беларуси».

Риналдо Локателли, исполнительный директор Конгресса местных и региональных властей Европы, который дал достаточно четкую характеристику проведенных в Беларуси местных выборов, разделил мнение своего коллеги из Европарламента. Тем более что сейчас, когда в местных Советах есть представители демократических партий, такое сотрудничество будет очень кстати.
Добавить комментарий
Проверочный код