Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (380) 07 апреля 2003 г. Общество

ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЙ ШАЛАШ

07.04.2003
Ольга МИКША

В этой женщине словно совместилось сразу несколько разносторонних личностей. Она работала в конструкторском бюро, где все было очень точно и логично, а потом с головой ушла в туризм, в только что созданную компанию «Туссон», где все нужно было начинать с нуля и времени для специального обучения не было. Она энергична, любит жизнь и несет ответственность за свои решения. Более десяти лет успешной работы в турбизнесе директора туристической компании «Туссон Вояж» Людмилы СЫРКИНОЙ красноречиво говорят, что этих качеств в ее случае оказалось достаточно для начала новой карьеры, чему свидетельство - интервью корреспонденту «Белорусской газеты».

СПРАВКА «БГ». Компания «Туссон» основана в 1992г. Сейчас это холдинговая структура, включающая 7 организаций. Основные направления деятельности компании - поставки, установка и техническое обслуживание банковских терминалов, разработка, производство и продажа современных многофункциональных электронных кассовых аппаратов, проекты автоматизации магазинов, поставка полиграфического оборудования и расходных материалов. В 2002г. туристической компании «Туссон Вояж» исполнилось 10 лет. Сначала это было одно из направлений деятельности холдинга, а в 1998г. оформилось в самостоятельную компанию.

- Не надоел ли туризм за столько лет работы?

- Нет, конечно. Туризм дает мне возможность постоянно общаться с людьми и посмотреть мир - это самое главное. Думаю, ни в одной другой профессии этого нет. Сейчас в туризме появилось много новых направлений - например, образовательный, экстремальный, конгрессный, агротуризм. Это дает еще больше направлений для деятельности, для собственного профессионального роста, для моих увлечений. Поэтому я очень благодарна судьбе, что попала в туризм, и надеюсь еще долго работать в этой сфере.

- Как вы пришли в туризм?

- Закончив Политехнический институт, работала в конструкторском бюро систем автоматизированного проектирования. Туризм тогда был увлечением, профессиональная дорога не была легкой. Но это было время энтузиастов, подвижников. Создавалась компания «Туссон», и с легкой руки Якова Трембовольского (генеральный директор компании. - О.М.) я стала руководить туристическим направлением. Мне очень повезло с людьми, которые меня окружали. Так что не я такой стала, а меня такой сделали. Это касается не только людей по бизнесу, но и наших клиентов. Туризм мне нравится общением с людьми. «Заболела» туризмом 10 лет назад, и с тех пор это перешло в хроническую стадию.

- Есть мнение, что работать в турбизнесе легко.

- Если работа делается профессионально, то со стороны всегда кажется, что это легко. Мне бы хотелось, чтобы у наших посетителей складывалось именно такое мнение. Хотя, конечно, легкого хлеба не бывает. Многие фирмы были открыты в 1991-92гг. Тогда один профессионал собирал вокруг себя сподвижников - и с головой в омут. Сегодня любой бизнес, в т.ч. туристический, становится профессиональнее. И когда рядом работают профессионалы, это и сложно, и ответственно. Совершенно другие требования выставляет и клиент. Турист очень четко определяет, что для него важно - призрачная дешевизна или репутация турфирмы. И очень многие сейчас выбирают фирмы, зарекомендовавшие себя на рынке.

- Вы счастливы?

- Да. Радуюсь, когда иду на работу. Мне комфортно в коллективе, где я работаю. За 10 лет работы было множество очень интересных, неординарных людей, общение с которыми дало мне очень многое. Но с другой стороны, любой бизнес - это стресс. Люди чаще всего отдыхают раз в год, и если у человека будут проблемы на отдыхе - считайте, что это испорченный год. Поэтому мы очень стараемся, чтобы клиент вернулся из поездки довольным.

МЯГКИЙ И ГИБКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

- В «Туссон Вояж» работают молодые люди. Как вы подбираете менеджеров в команду?


- Лет пять команда была очень устойчивая, работал практически один состав. А потом ребята «выросли». Я считаю, что менеджер - это начальная стадия карьеры молодого специалиста. И дальше он должен развиваться. Могу сказать, что один менеджер из моей старой команды работает на Кипре, другой в Москве, еще двое в США - один учится в аспирантуре в Солт-Лейк-Сити, другой работает в Силиконовой долине. В таких случаях мы обновляем коллектив. Сейчас, скажу честно, когда фирма имеет определенный уровень и репутацию, мне уже хочется брать на работу только профессионалов.

- Каким требованиям должен соответствовать менеджер по туризму?

- Главное - стать частью команды. В команде должна быть взаимозаменяемость, взаимовыручка, поддержка. В офисе тогда легко работать. Люди должны идти на работу с радостью, но должна быть и ответственность. Менеджер, который работает с клиентами, обязан вести себя очень достойно. Так, чтобы это в первую очередь было выгодно клиенту, - если клиент говорит, что ему удобнее прийти в семь вечера или восемь утра, его должны здесь ждать.

- Какой вы руководитель?

- Гибкий, но скорее мягкий. И часто это мешает в работе. Но я знаю свои слабые места и пытаюсь от них избавляться.

- Помогает или мешает в работе то обстоятельство, что вы женщина?

- Мне это никогда не мешает, но и особенно не помогает. Вообще я не делю бизнес на мужской и женский, и если разговариваю с партнером-мужчиной, не стараюсь его очаровывать. Намного лучше выйти на доверительную партнерскую беседу. Так что я рассматриваю бизнес безотносительно к полу.

- К чему вы стремитесь в бизнесе?

- К стабильности. Туристический бизнес очень зависим от геополитики, общественного мнения, СМИ. А поскольку все проблемы нашего бизнеса - это продолжение житейских проблем наших клиентов, хочется стабильности в нашей стране. Хочется перестать каждый день думать, что же случится завтра.

- А в жизни?

- Я хочу, чтобы мое внутреннее «я» всегда жило в согласии с тем, что я делаю.

- Получается? Это от работы зависит?

- Это зависит от жизни. Не всегда, что планирую на неделю, получается. Но очень стараюсь хотя бы сходить в спортзал и встретиться с подругами.

- Вы очень спортивная.

- Я 13 лет отдала гимнастике. Это необыкновенное ощущение, когда чувствуешь все свое тело, без труда делаешь сальто или шпагат. Сейчас это ощущение, к сожалению, бывает только во сне. Но как хочется сохранить это состояние!

- Спортивное прошлое помогает в работе?

- Спорт помогает по жизни. Он мне дал бойцовские качества. Нас с детства учили, что жизнь - штука сложная, многоликая, с разными людьми. И если возникает экстремальная ситуация, я группируюсь и концентрируюсь, пусть на короткое время, но достаточное для принятия решения. Если в тебе есть ответственность за свои решения - значит, ты лидер. Лидер занимается и стратегией, и тактикой. Кстати, в этом мне помогла и моя работа на заводе. Я писала алгоритмы для различных процессов. Логическое мышление позволяет мне видеть разные варианты развития ситуации. Возможно, поэтому мы за 10 лет не сделали крупных ошибок. Но, с другой стороны, теряется дух авантюризма, что тоже не очень хорошо. Хотя авантюризм должен быть здравым. Всегда надо просчитывать последствия. Туризм, как никакой другой бизнес, подвержен моде. Интерес к странам то повышается, то пропадает. Иногда бывают понятные причины: например, сейчас из-за войны в Ираке все ждут низких цен в Турции. А вот лет пять был моден Тунис, и внезапно интерес к нему исчез.

ОТДЫХ ОТ ОТДЫХА

- Поддерживает ли семья ваше долгосрочное увлечение туризмом?


- Сначала было роптание, но теперь семья уже смирилась. Я ужасно благодарна мужу и сыну, которые сейчас меня очень поддерживают в моей работе.

- Как вы отдыхаете с семьей?

- Обычно вместе мы путешествуем только до дачи и обратно, на большее просто не хватает времени. Наша дача мне нравится потому, что там все строилось своими руками, я сама делала проект дома, каждый гвоздь забит именно там, где он должен быть.

- Вы столько лет посвятили организации отдыха для других людей, а что для вас - идеальный отдых?

- Мне нравится смена видов деятельности. Я люблю активные виды спорта. Играю в теннис, если получается, хожу с подругами в баню, люблю просто посидеть, пообщаться. Мы встречаемся, чтобы узнать что-то новое: если есть новый рецепт салата - мы попробуем, если новый коктейль с подходящими компонентами - тоже. С удовольствием хожу в театр, кино, стараюсь не пропустить гастроли московских театров.

Отдыха в традиционном варианте практически не бывает: летние месяцы для нас - активный сезон. Но если бы была возможность, побывала бы в круизе. Сочетание высокой комфортности судна с богатым выбором экскурсионных программ по нескольким странам и регионам. Пляжный отдых я не люблю, мне хватает пяти дней.

- Что особенно запомнилось в поездках?

- Мне удалось побывать во многих местах. Но особенно острые впечатления были от далеких стран, где культура, ритм жизни, достопримечательности совсем не похожи на наши. В первый раз такой страной для меня стал Таиланд, затем Мексика, особенно святыни майя и ацтеков. Очень запоминающимся был сплав по подземной реке в национальном заповеднике Шкарет в Мексике. Надеваешь спасательный жилет, трубку, маску и спускаешься в карстовый колодец. Плывешь и иногда в разломах видишь свет. Иногда в расщелину можно выйти - и так все предусмотрено, что, где вышел, будет висеть гамак, можно отдохнуть и согреться, а потом плыть дальше. Вода холодная, полумрак, но затем появляются теплые течения, неожиданно пещера размыкает свой свод, ты видишь свет, и тебя уже ласкают теплые воды Карибского моря.

МОДА НА СТРАНЫ

- Какие страны входят в моду сейчас?


- Есть традиционно популярные страны - Испания, Турция, Болгария. Сейчас возрождается спрос на Тунис, но в несколько измененном виде: туда едут из-за талассотерапии. Активизируется спрос на классические туры по странам Юго-Восточной Азии - Китай, Индия. Прошедшая недавно в Москве туристическая выставка показала направления, которые становятся модными в России, а значит, спустя некоторое время придут и к нам. Например, морские круизы. Как оказалось, это доступно не только очень богатым людям. По цене это приблизительно на 20% дороже обычного пляжного отдыха. Но ведь круизы дают гораздо больше впечатлений - средиземноморский круиз дает возможность за две недели посмотреть такие места, куда обычно турист не заезжает. Кроме того, круизный корабль - это как очень хороший большой отель - десятипалубное судно, рассчитанное на две тысячи пассажиров, с разнообразными ресторанами, киноконцертным залом, дискотекой, казино, бассейнами, с очень профессиональной анимационной программой.

Еще очень многие путешественники, которые побывали в традиционных местах отдыха, хотят совмещать отдых на море с богатой экскурсионной программой. И даже если не говорить о дальних странах, то многие предпочитают не просто лежать на пляже, а заниматься дайвингом, совершать велосипедные прогулки. Некоторые интересуются просто пешеходными походами - например, по Кавказу.

Еще одна тенденция: много путешествующие люди повернулись к близким и родным достопримечательностями бывшего Советского Союза - их интересуют Байкал, Камчатка, Грузия, Сибирь. И московская выставка показала, что россияне готовы удовлетворить и этот спрос. Хочешь экстрима - будешь ездить на оленях, спать возле костра и жить в юрте. Причем, если надо, юрта будет пятизвездочной.

- А есть ли интерес к отдыху в Беларуси?

- Да, и это правильно. Но у нас есть две вещи, которые не позволяют полноценно развивать это направление туризма. Санатории и дома отдыха никак о себе не заявляют. Нет единой базы информации об условиях, свободных местах. Думаю, что туры выходного дня и каникулярные туры были бы весьма популярны у нас: многие поехали бы отдохнуть недалеко от Минска. К примеру, мы отправляем своих клиентов отдыхать в санаторий БАТЭ под Борисовом. Там прекрасные условия, но возможно это только в межсезонье, а летом там все занято.

Очень надеюсь на успех создаваемого под Логойском заповедника, как его называют - «белорусской Швейцарии», где будут строиться горнолыжные трассы. Подобные вещи очень нужны. Я за то, чтобы наша туристическая инфраструктура развивалась, причем по европейским стандартам. К сожалению, всегда не хватает денег. И я приветствую те турфирмы, которые занимаются въездным и рекреационным туризмом. Как только туристы повернутся в эту сторону, деньги у нас появятся. У нас есть что показать, главное - как это сделать.
Добавить комментарий
Проверочный код