Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Только качественные деревянные лестницы из ценных пород древесины в нашем каталоге!
№13 (380) 07 апреля 2003 г. Экономика

НАТЮРМОРТ

07.04.2003
Марина ГУЛЯЕВА

№ 13 [380] от 07.04.03 - В конце марта поведены итоги второго Международного фестиваля-конкурса «Выбор года» - определены товары и услуги N1 на различных сегментах рынка. Результаты исследований этого конкурса и других, прошедших ранее, - «Бренд года» и «Продукт года» - позволяют обозначить самые популярные торговые марки, уже сформировавшиеся на внутреннем рынке Беларуси. Что сложно сказать о внешних - по мнению аналитиков Института конъ-юнктуры аграрного рынка (Москва), «марочной белорусской продукции на российском рынке нет». «Белорусская газета», опираясь на данные Минстата и мнения российских экспертов, представляет собственную версию самых известных продуктов питания за пределами страны.

Если Грузия - это по-прежнему «Хванчкара», Молдова - «Белый аист», то Беларусь - уже давно не картофель. Хотя, вырастив в прошлом году около 7 млн. т картофеля, мы по-прежнему входим в десятку мировых производителей. Но таковыми нас уже можно считать лишь номинально: если когда-то Беларусь экспортировала не менее 1 млн. т картофеля, то в прошлом году было вывезено всего 17 тыс. т. Скорее, в Голландии картофель можно считать национальным продовольственным брендом, поскольку эта страна экспортирует картошку в 100 стран мира. Хотя в Голландии засеяно под картофель 170 тыс. га, а у нас - 600 тыс.

По мнению бывшего директора Белорусского НИИ картофелеводства Алексея Круглякова, «хоть мы и называемся бульбашами, картофель на самом деле разоряет Беларусь, его выращивание превратилось в какое-то издевательство». Достаточно того факта, что белорусский «Макдональдс» отказывается использовать картофель т.н. мирового лидера по его выращиванию из-за низкого качества и делает «фри» все из того же голландского.

Также Беларусь традиционно считалась основным поставщиком мясомолочных продуктов. И сегодня в числе самых известных и оказывающих влияние на российский продовольственный рынок товаров эксперты Московского института конъюнктуры аграрного рынка в первую очередь называют мясо свинины, говядины и мясные консервы, в частности, тушеную говядину. По объемам поставок на российский рынок - главный потребитель белорусского мяса среди стран СНГ - эти позиции занимают лидирующее место. В 2002г. Беларусь экспортировала 23,7 тыс. т говядины и 16,9 тыс. т свинины. После Бразилии (350 тыс. т свинины), Китая (61 тыс. т ), Дании (41 тыс. т) наша страна входит в число лидеров на российском рынке по поставкам свинины. Хотя российские аналитики говорят, что белорусская свинина зачастую уступает бразильской по степени упитанности и качеству обработки.

«Если бразильцы пишут, что жира не больше 3,5 см, так оно будет, отступлений практически не бывает», - говорит эксперт по мясному рынку Института конъюнктуры аграрного рынка Лариса Дорогова.

Высоко оценивают качество белорусской тушенки и даже называют конкретных производителей - к примеру, Гомельский мясокомбинат, давний и традиционный поставщик. В прошлом году экспорт мясных продуктов в Россию составил 7, 4 тыс. т.

После того как Россия с 1 апреля ввела квотирование импортного мясного сырья, которое не распространяется на Беларусь, российские аналитики полагают, что у белорусских производителей есть реальный шанс усилить свои позиции, если, конечно, они смогут значительно нарастить объемы производства. Между тем сегодня крупнейшие белорусские мясокомбинаты загружены далеко не на полную мощность.

Следующий продукт по значимости своих позиций в России - молоко и сливки сгущенные. К слову, если мясо мы не вывозим дальше российского рынка, то сгущенное молоко - в числе основных экспортируемых в страны дальнего зарубежья продовольственных товаров.

По оценке эксперта по молочной продукции Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяны Рыбаловой, «белорусское сгущенное молоко, вне всякого сомнения, очень высокого качества». Самые известные производители – Рогачевский и Глубокский молочноконсервные комбинаты.

В целом наши молочные продукты - масло, творог и сыры - поступают в достаточно большом объеме на российский рынок, чтобы влиять на него, говорит Рыбалова, и «в последние годы определилась тенденция к увеличению». Экспорт масла составил в 2002г - 29,7 тыс.т, сыров и творога - 28 тыс.т.

«Белорусская молочная продукция всегда будет присутствовать на нашем рынке, поскольку традиционно Беларусь кормила Россию - а куда вам еще везти? Если вы и возите в дальнее зарубежье, то за гроши. Мы для вас были, есть и останемся перспективным рынком».

Однако некоторые белорусские переработчики продают молочные изделия по заниженным ценам, что «создает нездоровую конкуренцию и вызывает недовольство российских переработчиков».

Но главным фактором, который препятствует продвижению нашего творога и сыра в России, эксперты называют «эффект Чернобыля». «Это единственная причина, по которой российский покупатель сторонится белорусской продукции».

И все же, называя конкретных белорусских поставщиков молочной продукции, российские эксперты полагают, что марочной продукции у них нет. «Торговая марка - это не синяя обертка на банке. Все российские ведущие производители давно обзавелись собственными торговыми марками. В этом деле вы отстаете и находитесь далеко позади нас, на уровне небольших региональных заводов».

Еще одна белорусская продовольственная позиция на рынках СНГ и в небольшом перечне экспортируемых в страны дальнего зарубежья - кондитерские изделия. Экспорт шоколадных изделий «Спартака» и «Коммунарки» в страны СНГ вырос с 13, 7 тыс. т в 2001г. до 17 тыс. т в прошлом.

Белорусские производители ликеро-водочных изделий убеждены, что нашу водку также по праву можно считать национальным продовольственным брендом. Как говорит заместитель гендиректора РУП «Минск Кристалл» (на его долю приходится четверть рынка ликеро-водочных изделий) Юрий Пилипенко, в 1978г. «Кристалл» получил первую золотую медаль и к сегодняшнему дню, участвуя в различных международных конкурсах, имеет их 74.

Белорусская водка делается по экологичной кремниевой технологии, которую не используют в России и Украине, но сегодня пытаются перенять у белорусов. И, тем не менее, несмотря на все достоинства нашей водки, в прошлом году ни одной бутылки, по данным Минстата, экспортировано в Россию не было. Россия жестко защищает свой рынок. Зато ушла первая партия «Стольградной» минского «Кристалла» в Перу, и говорят, король страны был в абсолютном восторге от своеобразия вкуса нашей водки.

В прошлом году экспорт белорусской водки в страны дальнего зарубежья составил 474,2 тыс. дал.

В Польше, Германии, Вьетнаме, США продается шампанское Минского завода игристых вин - 112,9 тыс. дал. Возможно, его популярность повысит то, что в ноябре этого года завод выпустит шампанское из французского виноматериала - «Радзивилл».

Еще один продукт, который успешно продается далеко за пределами страны, - плоды ягод. Замороженная черника и брусника охотно покупаются домохозяйками в Германии, Австрии и других странах. Но западные фирмы-посредники почему-то предпочитают на лукошки с белорусскими ягодами наклеивать бирку «Made in Poland», и какая-нибудь австрийская семья, разрезая воскресный пирог с великолепным черничным джемом, абсолютно убеждена, что так оно и есть на самом деле.
Добавить комментарий
Проверочный код