Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (376) 10 марта 2003 г. Радости жизни

ТЕАТР: ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА?

10.03.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

"Перед заходом солнца» - это единственная премьера Русского театра за последние годы, которую по-настоящему ждали. Ждали все: недруги главного режиссера Бориса Луценко, предвкушавшие окончательный коллапс когда-то мощного и прославленного коллектива; ждали «сочувствующие» с робкой надеждой на то, что этот спектакль позволит, наконец, театру подняться с колен. В последние годы театр, следуя медицинской терминологии, находился в состоянии «средней тяжести»: некоторые спектакли Русского театра напоминали город после эпидемии чумы, народные артисты играли при полупустых залах и почти без резонанса в прессе.

Сцена: Национальный театр им. Горького

Спектакль: «Перед заходом солнца»

Режиссер: Б.Луценко

Художник: А.Костюченко


Нужен был спектакль, способный вытянуть театр из ямы и доказать, что его творческий коллектив в состоянии создать мощное и интересное зрелище, способное вернуть зрителя в зал и дать повод для серьезного анализа критикам. Для этих целей была выбрана пьеса ни больше ни меньше, как классика немецкой литературы начала ХХ века Герхарда Гауптмана «Перед заходом солнца», пьеса гигантская как по объему, так и по мысли. На создание этого «Титаника» были брошены все силы театра. Потрачены огромные по его меркам деньги, созданы сложнейшие декорации, закуплены костюмы, заново сделан перевод пьесы, организована широкая реклама вплоть до установки щита в метро. В спектакле была задействована почти вся труппа, и в качестве «тяжелой артиллерии» - ударный дуэт народного артиста СССР Ростислава Янковского и молодой «звезды» театра Анны Пинкевич. Для Янковского роль Маттиуса Клаузена имеет особое значение, как и любая главная роль после семидесяти. Ростислав Иванович готовился к ней на пределе своих физических и актерских возможностей, выкладываясь так, словно это главная роль его жизни.

Может быть, так и получилось. Несомненно, эта роль является своеобразным бенефисом мэтра, через которую он демонстрирует весь свой актерский диапазон и опыт. Это своеобразный парад творческих достижений Янковского, где он демонстрирует и Янковского-философа, и Янковского-любовника, и Янковского-трагика, причем последняя ипостась, на мой взгляд, является наиболее мощной. Более того, финальная сцена спектакля, где обезумевший Матиас покидает этот мир, является одной из самых пронзительных в белорусском театре вообще и может быть названа действительно великим искусством трагедии. Вокруг этого центра и заплетаются линии остальных ролей.

По сути, пьеса Гауптмана - это новая вариация на тему «Короля Лира» Шекспира, история величайшей семейной драмы. Богатый и умный старик влюбляется в молодую учительницу, но его дети против этой связи, так как боятся, что теперь всё состояние отца перейдёт его новой жене и они останутся ни с чем. Мотивируя свои действия заботой об отце, они пытаются выжить его избранницу. Тогда отец выгоняет их из дома. В ответ дети объявляют отца безумцем. Не выдержав удара со стороны самых близких людей, старик действительно сходит с ума, и даже любовь верной Инкен (так зовут учительницу - Пинкевич) не смогла спасти его… История по-настоящему трагическая и современная.

Луценко постарался как можно более аутентично рассказать эту историю, встраивая режиссуру в ткань пьесы, которая к тому же была немного дописана. И тем не менее именно в этой постановке как нигде заметны все черты режиссуры Бориса Луценко, его стиль работы с пространством, актерами, музыкой.

В итоге уже непонятно, благодаря чему: постановке Луценко, игре Янковского, широкой рекламе, публика пошла на спектакль. В дни спектакля театр вдруг погружается в атмосферу почти ажиотажа, что можно считать главным достижением этой постановки. Впрочем, зрительский успех никак не повлиял на мнения поклонников и недоброжелателей. Первые были счастливы за наконец-то получившую зрительский и критический успех труппу. Для вторых (их значительно меньше) этот спектакль стал окончательным доказательством деградации театра. У вас есть шанс понять, на чьей вы стороне…

Драматургия / режиссура / игра актеров - 9 / 7 / 8
Добавить комментарий
Проверочный код