Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (376) 10 марта 2003 г. Контекст

МОРКОВКУ СЪЕЛИ, ПАЛКУ СЛОМАЛИ

10.03.2003
Виктор МАРТИНОВИЧ

№ 9 [376] от 10.03.03 - Евросоюз может в ближайшее время подвергнуть ревизии решение об ограничении контактов с Беларусью, принятое в сентябре 1997г. В марте-апреле комиссар Еврокомиссии по внешним связям Крис Паттон представит доклад о новой долгосрочной стратегии развития взаимоотношений со странами - соседями ЕС. Не исключено, что линия Евросоюза в отношении правительства Беларуси после этого станет более мягкой. Среди всех европейских институтов, пожалуй, только Европарламент сохраняет прежний жесткий подход к белорусскому режиму. Все остальные либо колеблются, либо уже корректируют свою политику. Таковы основные выводы, которые можно сделать из серии встреч, прошедших в ЕС, Европейской комиссии и Европарламенте в Брюсселе в рамках поездки, организованной для группы белорусских журналистов Европейским центром журналистики EJC.

Все прошедшие годы разнообразные европейские структуры, от Совета Евросоюза, Совета Европы до ПА ОБСЕ и Европейского парламента, имели совершенно четкую точку зрения на процессы, происходившие в нашей стране после референдума 1996г. Европа при всем своем многообразии представляла по отношению к Беларуси абсолютный монолит: комментарии, звучавшие в отношении режима из самых разнообразных кабинетов, практически дублировали друг друга. Сейчас же всё пришло в движение, каждый день высказываются всё новые точки зрения, вырабатываются всё новые подходы, с тем, чтобы уже завтра подвергнуться критике и смениться еще более сложными концептами и стратегиями. Нет больше монолита. Каждая европейская организация имеет свою точку зрения на стратегию контактов с белорусским режимом. И если это какая-то новая комплексная тактика, координируемая из какого-то одного центра (Москвы?), постичь ее решительным образом невозможно. Ведь ее логичным завершением станет то, что одни европейские структуры полностью признают режим и установят с ним «нормальные деловые контакты», в то время как другие станут относиться к Лукашенко с еще большим презрением. Сам президент станет преподносить мнение первых как доказательство правильности своей политики, а о вторых в Беларуси просто никто не узнает.

ГЕРХАРД ЛОЭН О МОРКОВКЕ И ПАЛКЕ

Основной смысл сказанного на тему взаимоотношений с нашей страной Герхардом Лоэном, представителем отдела Украины, Молдовы и Беларуси комиссариата внешних сношений Европейской комиссии, сводился к тому, что привычный набор преференций и санкций Евросоюза по отношению к Беларуси уже исчерпан. Лоэн объяснил, что для стран, не входящих в союз, ЕС имеет два рычага воздействия: «морковку и палку». И оба рычага одинаково неприменимы к Беларуси. Так как, с одной стороны, «самая большая морковка» (т.е. вступление в Евросоюз) нам пока даже не обещана и неизвестно, когда этот вопрос в принципе может возникнуть в повестке дня. С другой стороны, прежний «палочный» подход также не принес результатов.

Характеризуя состояние отношений между Беларусью и ЕС, Лоэн отметил: «Если кратко, то мы в ситуации ограниченных контактов. Это по крайней мере справедливо в отношении власти». По словам Лоэна, такой подход стал следствием антидемократических действий белорусского правительства в 1996г., в результате чего Совет Евросоюза принял решение об ограничении отношений с нами. В начале прошлого года Европейская комиссия предполагала обсудить ситуацию с белорусской стороной, но «большая часть 2002г. прошла в дискуссии о статусе КНГ ОБСЕ». И вполне логично, что, «когда мы увидели, что нет выхода из тупиковой ситуации вокруг консультативно-наблюдательной группы, члены ЕС приняли решение ввести визовые ограничения для въезда в страны-члены для ряда белорусских чиновников».

Дальше Лоэн сделал достаточно смелое заявление о том, что «в настоящее время проблема с офисом ОБСЕ в Минске решена». Тем не менее, по его словам, страны - члены ЕС хотят увидеть условия, в которых будет работать офис. И это должно произойти до снятия визовых ограничений.

Впрочем, возможный пересмотр отношения ЕС к белорусскому режиму связан скорее с не зависящими от внутриполитической ситуации в Беларуси факторами. В настоящее время комиссар Еврокомиссии по внешним связям Крис Паттон работает над новой концепцией сотрудничества с восточными соседями, первая дискуссия по которой может состояться уже в марте-апреле. Программа Паттона отвечает на вопрос о том, как ЕС должен строить свои взаимоотношения со странами, которые не имеют близкой перспективы вступления в Европейский союз. В рамках этой программы предусмотрена интенсификация контактов с Украиной и Молдовой. Чем обернется программа Паттона для белорусского режима, пока можно только гадать. Но Лоэн весьма неоднозначно высказался в пользу того, что после принятия этого документа возможности для двустороннего сотрудничества могут быть увеличены. Объясняя происходящее, представитель Еврокомиссии отметил: «В настоящий момент позиция ЕС состоит в том, что необходимо давление на Лукашенко». Улучшение взаимоотношений с режимом, таким образом, рассматривается как механизм подобного давления. В рамках этого улучшения Евросоюз, возможно, пойдет настолько далеко, что аннулирует свое решение об ограниченных контактах с правительством Лукашенко.

ДВА РАЗА «НЕТ»

Комментируя решение ПА ОБСЕ о восстановлении статуса ПП НС в Ассамблее, представитель Европейской комиссии высказался в пользу того, что Ассамблея, как и любая парламентская организация, имела полную свободу, т.е. решение не было навязано какой-либо другой европейской структурой.

Касаясь перспективы снятия визовых ограничений, Лоэн подчеркнул: «Возможно, что члены ЕС пересмотрят отношение к данному вопросу. Этому способствуют два фактора: во-первых, можно ожидать ответных позитивных шагов со стороны Беларуси. Во-вторых, это позволит пересмотреть прежний подход, практиковавшийся начиная с 1997г. и оказавшийся неэффективным». При этом Лоэн очень интересно прокомментировал заявление действующего руководителя минской группы ОБСЕ Эберхарда Хайкена, сказавшего, что визовые ограничения могут быть сняты в ближайшее время: «Решение о снятии визовых ограничений - это не его решение. И даже не решение ОБСЕ. ЕС вводил, ЕС и снимет».

Лоэн не уверен, что ЕС выработает четкую линию в отношении Беларуси даже по итогам доклада Паттона о взаимоотношениях с восточными соседями. Впрочем, уже сам факт, что Евросоюз ставит вопрос об интенсификации контактов с Беларусью наводит на мысль, что вокруг нашей страны ведется некая геополитическая игра. Ведь восстановление места ПП НС в ПА ОБСЕ по итогам года, в течение которого три журналиста были осуждены за клевету на президента, а независимых газет закрылось больше, чем когда бы то ни было, достаточно странно. Тем более странно звучит информация про возможный пересмотр отношений между Беларусью и ЕС на фоне заявления Лоэна о том, что свобода СМИ является одним из столпов двусторонних контактов.

Первой в списке закулисных геополитических игроков, могущих добиваться не совсем своевременного признания белорусского режима в обмен на исполнение им неких неизвестных нам условий, стоит Россия. Вполне естественно, что Герхард Лоэн был спрошен: «Решается ли белорусский вопрос в Кремле? Существует ли какая-нибудь договоренность между ЕС и Россией о единой стратегии по отношению к Беларуси?» Ответ был краток: «Два раза «нет».

ЕВРОПА БОЛЬШЕ НЕ ПОМОЩНИК

Герхард Лоэн заявил также, что «никакие внешние вливания не трансформируют страну до такой степени, чтобы она смогла вступить в ЕС». Однако к демократизации существующего в стране режима донорские деньги иногда приводят. При том, разумеется, условии, что они, с одной стороны, достигают адресата, а адресат, в свою очередь, пускает их на демократизацию общества, а не на инсталляцию системы видеонаблюдения в своей личной квартире. Всем известно, к каким потрясающим результатам привело финансирование оппозиции в Югославии. Но гражданское общество Беларуси возможности получения донорской помощи от Евросоюза, похоже, уже исчерпало. Тимоти Кларк, представитель отдела по правам человека организации Europe Aid, непосредственно координирующей выделение средств ЕС, заявил, что Беларуси нет в списке стран фокус-группы на приоритетное финансирование проектов в 2003г. При этом в списке focus group есть даже Грузия. Т.е. помощь Беларуси со стороны Евросоюза в текущем году ограничится теми 5 млн. евро, которые выделяются по программам Tacis и распределяются при участии нашего правительства преимущественно на образовательные нужды.

На вопрос, почему Европа помогла Югославии и не хочет помочь Беларуси, представитель отдела Europe Aid по координации в Европе Пер Эклунд ответил: «Основное отличие между Беларусью и Югославией состоит в том, что здесь нет этнических конфликтов с элементами геноцида, основанных на религиозных ценностях». Заданный вслед за этим вопрос: «Неужели нужно довести дело до этнического конфликта, чтобы помочь стране?» - оказался риторическим.

«ДЕПРЕССИВНАЯ» СТРАНА: ИСПОВЕДЬ «ШПИОНА»

«Каждый раз, уезжая из Беларуси, я чувствую огромное облегчение. Потому что ваша страна оставляет очень депрессивное впечатление», - такой откровенной фразой охарактеризовал климат в нашем государстве политический советник фракций социалистов и социал-демократов в Европейском парламенте Роберт ван ден Уотер. И добавил: «Но одновременно с этим я очень печален. Потому что я могу уехать, а многие мои друзья-белорусы - нет».

То ли из-за своих частых визитов в Беларусь, то ли в силу того, что партнерами ван ден Уотера в нашей стране являются социал-демократы, политик репрезентовал наиболее жесткую и последовательную точку зрения на состояние дел в государстве. «Мистера Вика и мистера Виерстму часто обвиняют в том, что они шпионы. Да, я чувствую себя шпионом. Я шпионю в пользу демократии. И я доволен этим», - заявил ван ден Уотер.

«Они говорят, что мы изолируем Беларусь, - продолжил он, - но если страна не уважает права человека, если люди боятся за себя только потому, что их взгляды отличаются от политики правительства, то у меня нет ощущения, что мы кого-то изолируем. Беларусь изолирует себя сама». По словам ван ден Уотера, Евросоюз уже пережил стадию чисто экономического межгосударственного образования. Сегодня это - «союз взаимоуважаемых ценностей». И Беларусь эти ценности не приемлет.

Оригинальную точку зрения представитель Европарламента высказал и по вопросу признания ПП НС в ПА ОБСЕ: «Парламентская ассамблея в конце концов согласилась с тем, чтобы избранные члены белорусского парламента заняли то место, которое юридически и так принадлежит им. Беларусь - член ОБСЕ. Так что я не назову победой то, что спустя 6 лет ПП НС получила статус, который она имеет по праву». Ван ден Уотер напомнил, что решение ПА ОБСЕ было принято по предложению делегации Госдумы России. «Я предполагаю, что решение было реакцией на разрешение открыть офис ОБСЕ в Минске. Я разочарован. Потому, что это торг, как на рынке: мы - вам, вы - нам».

Обмолвившись, что оппозиция допустила несколько ошибок за последние годы, ван ден Уотер прямо заявил: «Я знаю Беларусь и никогда не верил в югославский сценарий. Есть только один человек, который верит в югославский сценарий. Это - Лукашенко. У него есть кошмар, который снится ему по ночам. Этот кошмар - югославский сценарий».

Представитель Европарламента скептически отнесся к возможному участию России в разрешении белорусских внешнеполитических проблем: «Путин не есть величайший сторонник Лукашенко. И это единственный пункт, по которому Лукашенко со мной полностью согласится».

О ПРЕВРАТНОСТЯХ ЛЮБВИ

Неизвестно, насколько серьезны намерения ряда европейских структур продолжить политику, начатую ПА ОБСЕ по постепенному восстановлению контактов с режимом Лукашенко. Неизвестно также, насколько далеко европейцы намереваются зайти в реализации этой политики. В любом случае должен настать момент, когда, пожирая многочисленные европейские «морковки» разных размеров и сортов, белорусский режим должен будет стать белым и пушистым, как кролик. И у нас есть очень большие сомнения в том, что это в принципе может произойти. Скорее, окрепнув на неожиданной халяве, он с новыми силами вонзит свои зубы в дружелюбные руки западных внешнеполитических партнеров.

Брюссель - Минск
Добавить комментарий
Проверочный код