Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№9 (376) 10 марта 2003 г. Экономика

Начнем с вокзалов

10.03.2003
Сергей ЖБАНОВ

Новые идеи Нацбанка по формированию единого экономического пространства не нашли поддержки в Москве

На прошлой неделе состоялась дежурная встреча премьеров и руководителей центральных банков России и Беларуси. Ей предшествовали известия о тяжелом, но непродолжительном заболевании гриппом Михаила Касьянова - с российской стороны, а с белорусской - анонсированные Нацбанком новые идеи по формированию единого экономического пространства.

Как заявил накануне встречи начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов: «Это предложения не столько о едином эмиссионном центре, сколько о движении финансовых потоков внутри четырех государств», отметив при этом, что речь идет о перспективах более масштабного объединения финансовых систем. Другие детали новых белорусских предложений накануне встречи в Москве представитель Нацбанка раскрывать не стал.

Сразу после встречи никаких комментариев об оценке россиянами сделанных предложений не последовало. Мало того, об общих итогах состоявшейся встречи в Москве с белорусской стороны раздались два неоднозначных заявления.

Сам Геннадий Новицкий не стал скрывать, что ни по одному проблемному вопросу, связанному с созданием единого эмиссионного центра, не удалось не только договориться, но и добиться прогресса. Москва категорически не желает рассматривать даже возможность создания эмиссионной системы в виде двух центральных банков с Межбанковским валютным советом во главе, на которой упорно настаивает Минск. А в российском варианте единого эмиссионного центра белорусам отказывают в главном - возможности эмитирования безналичных российских рублей в качестве единой валюты союзного государства.

Несколько иную оценку впечатлений белорусского премьера дал первый секретарь посольства Беларуси в России Александр Гордейчик, отметивший наличие удовлетворения у Геннадия Новицкого от итогов встречи с российским премьером. Уточняя причину приятного чувства, посетившего главу белорусского правительства, Гордейчик отметил лишь объем взаимного товарооборота, достигшего почти $10 млрд.

Собственно, ход и результаты обсуждения в Москве белорусских предложений подобных позитивных эмоций вызвать не могут. Премьер Новицкий признал, что российская сторона по-прежнему увязывает решение проблемы косвенного налогообложения с датой введения российского рубля в качестве единого платежного средства союзного государства, означающего согласие белорусов на единый эмиссионный центр. Цель предложенной технической увязки двух проблем очевидна - компенсировать белорусам не только косвенные налоги, но и сговорчивость, однако за счет белоруской экономики.

По российскому сценарию, Центробанк РФ будет производить ежегодную компенсацию в размере $150 млн., но фактически за счет утраченного Нацбанком эмиссионного дохода и «инфляционного» налога. Бесплатное кредитование белорусской экономики едиными рублями предполагается только на переходном этапе, а в перспективе их придется зарабатывать и покупать, кредитуя российскую финансовую систему.

Кроме того, в Центробанке прекрасно осознают, что Беларуси не столько нужен единый рубль, сколько безинфляционный источник увеличения денежной базы, как это было в 1991-1993гг. В этом основная причина якобы компромиссных предложений Нацбанка о введении с 1 июля 2003г. в денежное обращение Беларуси безналичных российских рублей с отсрочкой «жесткой привязки» белорусского рубля к российскому на начало 2004г. или параллельном хождении национальных валют, которое можно было бы начать с вокзалов и аэропортов двух государств.

Что же касается «новой» трактовки идеи единого эмиссионного центра и «движения финансовых потоков внутри четырех государств», то Москва готова «обмениваться мнениями по широкому кругу вопросов» вплоть до выборов президента России - момента максимальной котировки интеграционных разговоров.

Но для государств, не сумевших обеспечить реальную валютную и торговую интеграцию, обсуждение преимуществ финансовой интеграции, представляющей высший уровень межгосударственного экономического объединения, имеет такое же значение, как для лысого - правильный выбор шампуня.

Задачи подобного класса сегодня вправе выдвигать Евросоюз, начавший с европеизации прямых инвестиций в странах - членах ЕС, а к 2005г. наметивший создание единого конкурентоспособного рынка ценных бумаг и полную либерализацию движения капитала. Вот что стоит за реальной финансовой интеграцией, а не смешные заявления об оптимизации движения финансовых потоков внутри четырех бывших советских государств, которые вряд ли смогут стать альтернативой прогрессу в затянувшихся переговорах о будущем единой валюты союзного государства. А если принять во внимание участившиеся заявления главы Нацбанка Петра Прокоповича о возможном долгосрочном параллельном обращении белорусского рубля наряду с российским и после 2005г., то вообще складывается впечатление, что по крайней мере каждая из договаривающихся сторон ищет способы не объединения, а сохранения собственной валюты.

Согласно заявлению пресс-секретаря премьер-министра Беларуси Ивана Знаткевича, российская сторона уже заявила о готовности отложить обсуждение проблем создания единого эмиссионного центра до 2008г. Минск с такой позицией не согласен и настаивает на том, что единый эмиссионный центр должен действовать с 1 января 2005г, но на белорусских условиях.

Москве спешить некуда. У Минска задача сложнее: хочется не потерять ни суверенитет, ни единственного кредитора.
Добавить комментарий
Проверочный код