Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№9 (376) 10 марта 2003 г. Экономика

Начнем с вокзалов

10.03.2003
Сергей ЖБАНОВ

Новые идеи Нацбанка по формированию единого экономического пространства не нашли поддержки в Москве

На прошлой неделе состоялась дежурная встреча премьеров и руководителей центральных банков России и Беларуси. Ей предшествовали известия о тяжелом, но непродолжительном заболевании гриппом Михаила Касьянова - с российской стороны, а с белорусской - анонсированные Нацбанком новые идеи по формированию единого экономического пространства.

Как заявил накануне встречи начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов: «Это предложения не столько о едином эмиссионном центре, сколько о движении финансовых потоков внутри четырех государств», отметив при этом, что речь идет о перспективах более масштабного объединения финансовых систем. Другие детали новых белорусских предложений накануне встречи в Москве представитель Нацбанка раскрывать не стал.

Сразу после встречи никаких комментариев об оценке россиянами сделанных предложений не последовало. Мало того, об общих итогах состоявшейся встречи в Москве с белорусской стороны раздались два неоднозначных заявления.

Сам Геннадий Новицкий не стал скрывать, что ни по одному проблемному вопросу, связанному с созданием единого эмиссионного центра, не удалось не только договориться, но и добиться прогресса. Москва категорически не желает рассматривать даже возможность создания эмиссионной системы в виде двух центральных банков с Межбанковским валютным советом во главе, на которой упорно настаивает Минск. А в российском варианте единого эмиссионного центра белорусам отказывают в главном - возможности эмитирования безналичных российских рублей в качестве единой валюты союзного государства.

Несколько иную оценку впечатлений белорусского премьера дал первый секретарь посольства Беларуси в России Александр Гордейчик, отметивший наличие удовлетворения у Геннадия Новицкого от итогов встречи с российским премьером. Уточняя причину приятного чувства, посетившего главу белорусского правительства, Гордейчик отметил лишь объем взаимного товарооборота, достигшего почти $10 млрд.

Собственно, ход и результаты обсуждения в Москве белорусских предложений подобных позитивных эмоций вызвать не могут. Премьер Новицкий признал, что российская сторона по-прежнему увязывает решение проблемы косвенного налогообложения с датой введения российского рубля в качестве единого платежного средства союзного государства, означающего согласие белорусов на единый эмиссионный центр. Цель предложенной технической увязки двух проблем очевидна - компенсировать белорусам не только косвенные налоги, но и сговорчивость, однако за счет белоруской экономики.

По российскому сценарию, Центробанк РФ будет производить ежегодную компенсацию в размере $150 млн., но фактически за счет утраченного Нацбанком эмиссионного дохода и «инфляционного» налога. Бесплатное кредитование белорусской экономики едиными рублями предполагается только на переходном этапе, а в перспективе их придется зарабатывать и покупать, кредитуя российскую финансовую систему.

Кроме того, в Центробанке прекрасно осознают, что Беларуси не столько нужен единый рубль, сколько безинфляционный источник увеличения денежной базы, как это было в 1991-1993гг. В этом основная причина якобы компромиссных предложений Нацбанка о введении с 1 июля 2003г. в денежное обращение Беларуси безналичных российских рублей с отсрочкой «жесткой привязки» белорусского рубля к российскому на начало 2004г. или параллельном хождении национальных валют, которое можно было бы начать с вокзалов и аэропортов двух государств.

Что же касается «новой» трактовки идеи единого эмиссионного центра и «движения финансовых потоков внутри четырех государств», то Москва готова «обмениваться мнениями по широкому кругу вопросов» вплоть до выборов президента России - момента максимальной котировки интеграционных разговоров.

Но для государств, не сумевших обеспечить реальную валютную и торговую интеграцию, обсуждение преимуществ финансовой интеграции, представляющей высший уровень межгосударственного экономического объединения, имеет такое же значение, как для лысого - правильный выбор шампуня.

Задачи подобного класса сегодня вправе выдвигать Евросоюз, начавший с европеизации прямых инвестиций в странах - членах ЕС, а к 2005г. наметивший создание единого конкурентоспособного рынка ценных бумаг и полную либерализацию движения капитала. Вот что стоит за реальной финансовой интеграцией, а не смешные заявления об оптимизации движения финансовых потоков внутри четырех бывших советских государств, которые вряд ли смогут стать альтернативой прогрессу в затянувшихся переговорах о будущем единой валюты союзного государства. А если принять во внимание участившиеся заявления главы Нацбанка Петра Прокоповича о возможном долгосрочном параллельном обращении белорусского рубля наряду с российским и после 2005г., то вообще складывается впечатление, что по крайней мере каждая из договаривающихся сторон ищет способы не объединения, а сохранения собственной валюты.

Согласно заявлению пресс-секретаря премьер-министра Беларуси Ивана Знаткевича, российская сторона уже заявила о готовности отложить обсуждение проблем создания единого эмиссионного центра до 2008г. Минск с такой позицией не согласен и настаивает на том, что единый эмиссионный центр должен действовать с 1 января 2005г, но на белорусских условиях.

Москве спешить некуда. У Минска задача сложнее: хочется не потерять ни суверенитет, ни единственного кредитора.
Добавить комментарий
Проверочный код