Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (376) 10 марта 2003 г. Дом

БЕСПЛАТНОЕ ЖИЛЬЕ ВСЕЙ СТРАНЕ... Президент обещает

10.03.2003
Ольга МИКША

Из года в год не становится меньше число белорусов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Система льготного кредитования жилищного строительства давно исчерпала свой положительный ресурс и теперь работает против всей экономики. Очевидно, что Беларуси необходима новая жилищная политика. О том, какой она должна быть, с корреспондентом «Белорусской газеты» беседует заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по жилищной политике, торговле и приватизации Кирилл ХОЛОПИК.

- Как государство планирует решать жилищную проблему своих граждан?

- Концептуального документа, который бы определял стратегию решения этой проблемы на 5-7 лет вперед, нет. Во всяком случае мне как депутату такой документ неизвестен.

- А почему, на ваш взгляд, нет такого документа?

- В компетенцию парламента не входит принимать документы, определяющие концепцию развития. Мы можем говорить только о том, что есть сегодня. А сегодня самый главный недостаток в системе льготного кредитования жилищного строительства - это создание инфляции. Именно жилищному строительству Беларусь обязана самыми высокими в СНГ темпами инфляции и всеми проблемами в экономике. Если говорить о перспективе, то сегодня нет нормативных актов, которые определяют, сколько денег будет выделяться на жилищное строительство в следующем году. Думаю, что их будет значительно меньше.

- Уже в этом году выделили на 5% меньше средств, чем в прошлом, а ведь еще нужно учитывать инфляцию.

- В следующем году с льготными кредитами вообще будет проблема. Как известно, Беларусь взяла на себя обязательства, связанные с введением единой денежной единицы с Россией, и с

1 января 2004г. у нас запрещено кредитование дефицита госбюджета Нацбанком. Фактически запрещена ничем не обеспеченная денежная эмиссия. Печатать деньги на финансирование жилищного строительства будет нельзя, или Беларуси придется в одностороннем порядке расторгнуть договор о введении единой денежной единицы.

У меня нет полной уверенности, что сроки введения единой валюты будут выдержаны. И есть вероятность того, что и в следующем году льготное кредитование будет продолжаться. Но если руководство страны намерено выполнять договор с Россией, думаю, это очень сильно уменьшит объемы кредитования жилищного строительства.

Получается, чтобы сохранить даже нынешний объем кредитования, нужно сократить другие статьи расходов. Но сегодня напряженность возникает практически по всем статьям бюджета. Это связано с внутренними обязательствами неуклонно повышать зарплату и довести ее к 2005г. до $250. Повышение зарплаты сегодня происходит не за счет того, что растет экономика и собирается больше налогов, а за счет сокращения других расходов в каждой сфере хозяйства - например, рост зарплаты медикам обеспечивается за счет нового оборудования, лекарств. Поэтому никто не выдержит дополнительных отчислений еще и на жилищное строительство.

- А может ли помочь в этой ситуации сокращение расходов на госаппарат?

- Сокращение госаппарата - это капля в море. Аппарат уже был сокращен после президентских выборов. Дальнейшее сокращение, на мой взгляд, невозможно. Если бы у нас было государство, ориентированное на рыночную экономику, тогда функции аппарата сокращались бы и его действительно можно было бы уменьшать. У нас роль государства постоянно увеличивается, и сейчас оно само является доминирующим субъектом хозяйствования на рынке.

- Силовые структуры?

- Проводится сокращение армии, но это очень болезненный процесс, ведь военные - это люди, которые были на полном гособеспечении, нельзя же их просто выбросить на улицу. Что касается милиции, то за прошлый год преступность у нас выросла на 18% - разве можно на этом фоне сокращать количество милиционеров?

ЧТОБЫ ВСЕМ

- Осталось не так много времени до 2004г., чтобы решить проблему обеспечения нуждающихся жильем, - раз нельзя давать дешевые кредиты, нужно предложить другой выход. Каким он может быть?


- По имеющейся у меня информации, в правительстве серьезно об этом никто пока не думает. На рассмотрение в парламент внесен новый Жилищный кодекс, он должен приниматься во втором чтении. И здесь есть весьма интересная статья, которую в кодекс внес президент. В ст. 105 прописаны «Категории граждан, имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма». Сейчас это очень узкий круг лиц, и они также присутствуют в проекте. Но затем круг лиц, которые после принятия кодекса получат право претендовать на бесплатное жилье, резко расширяется. Например, «граждане, имеющие доход в расчете на одного члена семьи ниже бюджета прожиточного минимума»; «семьи, в составе которых имеются дети-инвалиды»; «инвалиды I и II групп»; «Герои Беларуси и Герои Советского Союза, ветераны войны, семьи лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей»; «матери, которые удостоены звания «Мать-героиня», ордена Материнской славы, медали материнства; «граждане, взявшие на воспитание не менее двух детей-сирот»; «граждане, заболевшие или перенесшие лучевую болезнь». Т.е. почти вся страна.

- Абсурд?

- Эта статья внесена президентом. Министерства работали, правительство работало и внесло предложение президенту о том, что давайте не кредитовать жилье, а бесплатно давать. Я считаю, что это полная утопия. Но из этого документа видна политика правительства и президента. А точнее - полное отсутствие какой-либо политики в жилищном вопросе.

- Может ли парламент противостоять этому?

- К сожалению, на референдуме 1996г. избиратели проголосовали так, что парламент практически лишен возможности вести собственную политику. Я не жалуюсь, так решил народ.

- Но после принятия кодекса народ будет требовать бесплатные квартиры. Когда он будет принят?

- Через пару месяцев мы проголосуем за кодекс - а кто будет против, если статью внес президент? - летом его утвердит верхняя палата, затем подпишет президент, и ориентировочно с сентября кодекс вступит в силу.

- В силах ли парламент подготовить альтернативную программу обеспечения населения жильем?

- Разработать всеобъемлющий документ мы не в состоянии. Даже чисто физически. Кроме того, если раньше при парламенте был институт с большим штатом юристов, который позволял что-то разрабатывать самостоятельно, то теперь нет ни одной подобной структуры - только экспертно-правовое управление, которое и так чрезвычайно перегружено. Более того, такая программа должна быть подкреплена серьезными расчетами, увязана с бюджетом, с налогами. Сегодня таких документов в республике просто нет.

ОБМАНЩИКОВ - В ТЮРЬМУ

- Какой должна быть жилищная политика в Беларуси?


- Я считаю, что за счет бюджета должно строиться бесплатное жилье для тех граждан, которые ни при каких обстоятельствах не смогут обеспечить им себя сами, - это известные категории, которые присутствуют и в действующем законодательстве. Очень правильно введено обязательное страхование жилья: при стихийных бедствиях проблема финансирования в этом случае будет решаться за счет страховых фондов.

Важно, чтобы государство четко определило, кто из граждан нуждается в жилье. Сейчас гражданин, у которого подошла очередь на получение кредита, может его получить независимо от остроты нуждаемости. Например, ко мне на прием часто приходят люди, которые живут втроем в двухкомнатной квартире, формально они нуждаются в жилье и стоят на учете. Или пришел молодой человек и рассказал, как живет его семья, - я потом убедился в этом сам - в двухкомнатной квартире уживаются 14 человек! В обоих случаях люди формально нуждаются, но если первые стали на учет хотя бы на день раньше вторых, то кредит на квартиру первыми получат они. Поэтому я считаю, что нужно ввести эффективные механизмы перераспределения жилья, хотя понятно, что это будет весьма болезненно.

Вторым важным моментом при определении приоритетов господдержки нуждающихся должно стать материальное положение семьи. Надо ввести уголовную ответственность за фальсификацию сведений о степени нуждаемости в жилье и материальном обеспечении. Если гражданин имеет доходы большие, чем он указал, то он должен сидеть в тюрьме, как вор. Если граждане пишут, что у них 14 человек прописаны в квартире, а проверяющая инспекция выясняет, что там проживают три человека, а все остальные прописанные родственники из деревень - такие люди тоже должны сидеть в тюрьме. Нужно писать так, как есть на самом деле. А если окажется, что в декларации данные завышены, это то же самое, что украсть у государства деньги.

Я уверен, что при такой постановке вопроса острота нуждаемости в жилье в стране резко спадет.

- Что государство уже сейчас может предложить людям, которые хотели бы улучшить свои жилищные условия, но не имеют достаточной суммы, чтобы купить или построить жилье?

- Чтобы решить жилищную проблему большого числа населения, во всем мире используются ипотечные схемы кредитования. Но из-за высокой инфляции белорусские банки не могут давать долгосрочные кредиты в рублях. Остаются кредиты в валюте, хотя там довольно высокий процент и количество долларов крайне ограничено. Именно поэтому нам позарез необходим стабильный рубль. Но даже если это произойдет, люди только через 5-7 лет поверят банкам.

Я считаю, печатать деньги на жилищное строительство - это преступление. Государство не дает гражданам решить жилищную проблему.
Добавить комментарий
Проверочный код