Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Тема недели

БИТВА ГИГАНТОВ за место под европейским солнцем

24.02.2003
Вадим ДОВНАР

После референдума 1996г., в результате которого полномочия нынешнего президента были продлены еще на два года, отношения Беларуси с Западом резко ухудшились. Международное сообщество в лице ОБСЕ, Совета Европы и Евросоюза не признало законными результаты ноябрьского плебисцита и заявило о непризнании госорганов, созданных по его итогам. В первую очередь это коснулось Национального собрания. Запад и международные организации первоначально признавали Верховный Совет 13-го созыва как единственный легитимный законодательный орган власти. Теперь ситуация в корне изменилась.

Начиналось все для официального Минска весьма нескладно. Совет Европы приостановил статус Беларуси как специально приглашенной страны, а Евросоюз - действие рамочных соглашений 1995г. США объявили политику «избирательного участия», предусматривающую прекращение контактов с белорусским руководством и поддержку институтов гражданского общества. 17 января 1997г. на заседании Постоянного комитета ПА ОБСЕ было принято решение о сохранении полномочий за Верховным Советом 13-го созыва.

Вспоминает заместитель председателя БСДП (НГ) Владимир Нистюк: «Изначально ни у кого из присутствующих не возникло никаких претензий по поводу такой позиции Парламентской ассамблеи. Однако после тесного общения представителя России Владимира Зорина с белорусским послом тот поднял карточку «против», что, впрочем, уже не могло ни на что повлиять».

Жесткая линия Запада не мешала ему утверждать, что главная цель не изоляция Беларуси, а возвращение ее в лоно цивилизованных европейских стран, на путь демократии и рыночных реформ. Видимо, поэтому власти еще питали иллюзии, что все происходящее - лишь реакция нервных иностранцев на внутриполитические события в стране, а процесс легитимизации вновь созданных структур много времени не займет. Но не тут-то было.

7 июля 1998г. ПА ОБСЕ, хотя и вынуждена была вновь разбираться с тем, какой парламент законный, ВС 13-го созыва во главе с Семеном Шарецким подтвердил свои полномочия. С той лишь разницей, что тогда в пользу ПП НС проголосовали депутаты из Казахстана. Впоследствии нашему МИДу удастся склонить на свою сторону еще некоторых представителей СНГ. Спустя два года в Вене вновь возник вопрос о представительстве ПП НС в ПА ОБСЕ. К Казахстану присоединились Армения и Киргизия. Тогда же впервые глава официальной делегации вице-спикер ПП НС Владимир Коноплев не получил права на выступление, а руководитель рабочей группы по Беларуси ПА ОБСЕ Адриан Северин призвал власти и оппозицию к диалогу накануне парламентских выборов в 2000г. Именно диалог, по утверждению Северина, должен был обеспечить их свободный и справедливый характер.

Тогда же прозвучали и условия признания выборов: доступ политической оппозиции к госСМИ, принятие нового избирательного закона, отказ от практики нерегистрации кандидатов в депутаты по причине совершенных ими административных нарушений.

Это даст повод Коноплеву заявить, что даже позиция Парламентской ассамблеи Совета Европы выглядит более «конструктивной и приемлемой», чем позиция ПА ОБСЕ. Разницу между позициями двух международных парламентских структур Коноплев увидел в том, что ПАСЕ ориентируется на поддержку контактов со всеми политическими силами страны, а ПА ОБСЕ «зациклилась на общении с осколками Верховного Совета». Что же касается диалога, то он, по мнению Коноплева, пройдет со всеми общественно-политическими силами, а не только с небольшой группой оппозиции: «Кучка оппозиционеров, представляющих 5-6% населения, не может диктовать свои условия проведения такого диалога. Мы за диалог, но он должен подчеркивать существующие реалии в нашей стране».

Диалога, впрочем, не последовало. Значительная часть оппозиции объявила бойкот парламентским выборам, что не понравилось Северину: «Очень плохо, если оппозиционные политические партии откажутся от участия в выборах. Прогресс уже есть (имелось в виду спокойное проведение ряда уличных акций и появление некоторых оппозиционеров в СМИ. - В.Д.), но он недостаточен. Конечно, существуют психологические барьеры, однако их надо преодолевать». Говоря о проекте резолюции по Беларуси, которую планировалось принять на очередной сессии ПА ОБСЕ, Северин заявил: «Мы должны заявить что-нибудь позитивное, что способствовало бы проведению выборов, наблюдению за ними и способствовало бы формированию позитивного взгляда Запада на процессы, происходящие в Беларуси. Для этого нужно сформировать определенный политический климат, и в этом мы рассчитываем на поддержку делегации Государственной думы России». Тем временем делегация ПП НС приняла решение не участвовать в работе сессии ПА ОБСЕ в Бухаресте. Туда отправился лишь депутат Александр Шпилевский в качестве члена официальной делегации Межпарламентской ассамблеи СНГ. Этот факт лишь способствовал тому, что делегация ВС добилась на сессии ПА ОБСЕ внесения существенных поправок в проект резолюции по Беларуси.

Решение об отправке международных наблюдателей на парламентские выборы и признание выборов легитимными ставились в жесткую зависимость от выполнения властями Беларуси четырех условий: внесение изменений в законодательство о выборах; расширение полномочий парламента; допуск оппозиции к электронным СМИ; установления климата доверия в обществе, в частности - освобождения политических заключенных. Некоторые поправки в проект были внесены и другими делегациями. В частности, делегация Конгресса США предложила поправку о недопустимости давления властей на политическую оппозицию с целью подталкивания ее к участию в выборах. Позицию белорусской делегации активно поддержали парламентарии из США, Швеции, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии.

В январе 2001г. срок полномочий ВС истек. Мандатная комиссия ПА ОБСЕ рекомендовала оставить место Беларуси вакантным. Не найдя компромисса, Северин объявил, что место Беларуси в ПА ОБСЕ останется пустым.

Концепция «пустого кресла» для Беларуси была подтверждена

6 июля 2001г.
на заседании мандатной комиссии и Постоянного комитета ПА ОБСЕ. Мандатная комиссия предложила резолюцию, в которой признавалось, что представлять интересы республики в ПА не может ни официальная, ни оппозиционная делегация. Спикер Госдумы попытался заблокировать это неудобное для ПП НС решение. Его поддержали представители Молдовы, Киргизии и Узбекистана, «провалившие» резолюцию. Оппозиция не замедлила трактовать провал резолюции как свидетельство сохранения статус-кво, т.е. сохранение места Беларуси в ПА за ВС 13-го созыва. Юридически в такой точке зрения действительно был смысл. Но фактически место нашей страны в ПА ОБСЕ продолжало пустовать.

Однако, как известно, свято место пусто не бывает.
Добавить комментарий
Проверочный код