Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Тема недели

БИТВА ГИГАНТОВ за место под европейским солнцем

24.02.2003
Вадим ДОВНАР

После референдума 1996г., в результате которого полномочия нынешнего президента были продлены еще на два года, отношения Беларуси с Западом резко ухудшились. Международное сообщество в лице ОБСЕ, Совета Европы и Евросоюза не признало законными результаты ноябрьского плебисцита и заявило о непризнании госорганов, созданных по его итогам. В первую очередь это коснулось Национального собрания. Запад и международные организации первоначально признавали Верховный Совет 13-го созыва как единственный легитимный законодательный орган власти. Теперь ситуация в корне изменилась.

Начиналось все для официального Минска весьма нескладно. Совет Европы приостановил статус Беларуси как специально приглашенной страны, а Евросоюз - действие рамочных соглашений 1995г. США объявили политику «избирательного участия», предусматривающую прекращение контактов с белорусским руководством и поддержку институтов гражданского общества. 17 января 1997г. на заседании Постоянного комитета ПА ОБСЕ было принято решение о сохранении полномочий за Верховным Советом 13-го созыва.

Вспоминает заместитель председателя БСДП (НГ) Владимир Нистюк: «Изначально ни у кого из присутствующих не возникло никаких претензий по поводу такой позиции Парламентской ассамблеи. Однако после тесного общения представителя России Владимира Зорина с белорусским послом тот поднял карточку «против», что, впрочем, уже не могло ни на что повлиять».

Жесткая линия Запада не мешала ему утверждать, что главная цель не изоляция Беларуси, а возвращение ее в лоно цивилизованных европейских стран, на путь демократии и рыночных реформ. Видимо, поэтому власти еще питали иллюзии, что все происходящее - лишь реакция нервных иностранцев на внутриполитические события в стране, а процесс легитимизации вновь созданных структур много времени не займет. Но не тут-то было.

7 июля 1998г. ПА ОБСЕ, хотя и вынуждена была вновь разбираться с тем, какой парламент законный, ВС 13-го созыва во главе с Семеном Шарецким подтвердил свои полномочия. С той лишь разницей, что тогда в пользу ПП НС проголосовали депутаты из Казахстана. Впоследствии нашему МИДу удастся склонить на свою сторону еще некоторых представителей СНГ. Спустя два года в Вене вновь возник вопрос о представительстве ПП НС в ПА ОБСЕ. К Казахстану присоединились Армения и Киргизия. Тогда же впервые глава официальной делегации вице-спикер ПП НС Владимир Коноплев не получил права на выступление, а руководитель рабочей группы по Беларуси ПА ОБСЕ Адриан Северин призвал власти и оппозицию к диалогу накануне парламентских выборов в 2000г. Именно диалог, по утверждению Северина, должен был обеспечить их свободный и справедливый характер.

Тогда же прозвучали и условия признания выборов: доступ политической оппозиции к госСМИ, принятие нового избирательного закона, отказ от практики нерегистрации кандидатов в депутаты по причине совершенных ими административных нарушений.

Это даст повод Коноплеву заявить, что даже позиция Парламентской ассамблеи Совета Европы выглядит более «конструктивной и приемлемой», чем позиция ПА ОБСЕ. Разницу между позициями двух международных парламентских структур Коноплев увидел в том, что ПАСЕ ориентируется на поддержку контактов со всеми политическими силами страны, а ПА ОБСЕ «зациклилась на общении с осколками Верховного Совета». Что же касается диалога, то он, по мнению Коноплева, пройдет со всеми общественно-политическими силами, а не только с небольшой группой оппозиции: «Кучка оппозиционеров, представляющих 5-6% населения, не может диктовать свои условия проведения такого диалога. Мы за диалог, но он должен подчеркивать существующие реалии в нашей стране».

Диалога, впрочем, не последовало. Значительная часть оппозиции объявила бойкот парламентским выборам, что не понравилось Северину: «Очень плохо, если оппозиционные политические партии откажутся от участия в выборах. Прогресс уже есть (имелось в виду спокойное проведение ряда уличных акций и появление некоторых оппозиционеров в СМИ. - В.Д.), но он недостаточен. Конечно, существуют психологические барьеры, однако их надо преодолевать». Говоря о проекте резолюции по Беларуси, которую планировалось принять на очередной сессии ПА ОБСЕ, Северин заявил: «Мы должны заявить что-нибудь позитивное, что способствовало бы проведению выборов, наблюдению за ними и способствовало бы формированию позитивного взгляда Запада на процессы, происходящие в Беларуси. Для этого нужно сформировать определенный политический климат, и в этом мы рассчитываем на поддержку делегации Государственной думы России». Тем временем делегация ПП НС приняла решение не участвовать в работе сессии ПА ОБСЕ в Бухаресте. Туда отправился лишь депутат Александр Шпилевский в качестве члена официальной делегации Межпарламентской ассамблеи СНГ. Этот факт лишь способствовал тому, что делегация ВС добилась на сессии ПА ОБСЕ внесения существенных поправок в проект резолюции по Беларуси.

Решение об отправке международных наблюдателей на парламентские выборы и признание выборов легитимными ставились в жесткую зависимость от выполнения властями Беларуси четырех условий: внесение изменений в законодательство о выборах; расширение полномочий парламента; допуск оппозиции к электронным СМИ; установления климата доверия в обществе, в частности - освобождения политических заключенных. Некоторые поправки в проект были внесены и другими делегациями. В частности, делегация Конгресса США предложила поправку о недопустимости давления властей на политическую оппозицию с целью подталкивания ее к участию в выборах. Позицию белорусской делегации активно поддержали парламентарии из США, Швеции, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии.

В январе 2001г. срок полномочий ВС истек. Мандатная комиссия ПА ОБСЕ рекомендовала оставить место Беларуси вакантным. Не найдя компромисса, Северин объявил, что место Беларуси в ПА ОБСЕ останется пустым.

Концепция «пустого кресла» для Беларуси была подтверждена

6 июля 2001г.
на заседании мандатной комиссии и Постоянного комитета ПА ОБСЕ. Мандатная комиссия предложила резолюцию, в которой признавалось, что представлять интересы республики в ПА не может ни официальная, ни оппозиционная делегация. Спикер Госдумы попытался заблокировать это неудобное для ПП НС решение. Его поддержали представители Молдовы, Киргизии и Узбекистана, «провалившие» резолюцию. Оппозиция не замедлила трактовать провал резолюции как свидетельство сохранения статус-кво, т.е. сохранение места Беларуси в ПА за ВС 13-го созыва. Юридически в такой точке зрения действительно был смысл. Но фактически место нашей страны в ПА ОБСЕ продолжало пустовать.

Однако, как известно, свято место пусто не бывает.
Добавить комментарий
Проверочный код