Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Тема недели

КОНОПЛЕВ В ЕВРОПЕ

24.02.2003
Ярослав РОМАНЧУК

20 февраля 2003г. наверняка войдет в историю белорусской внешней политики. В результате голосования в Постоянном комитете Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вене Палата представителей получила членство в этой международной организации. Шесть лет ПП НС безрезультатно добивалась этого статуса. Сначала место оставалось за Верховным Советом 13-го созыва. Затем на протяжении более двух лет в отношении Беларуси проводилась политика «пустого кресла», когда ни власти, ни оппозиция не имели права голоса на заседаниях ПА ОБСЕ. И только на прошлой неделе в канун Дня защитника Отечества в результате реализации сложных и запутанных схем с участием целого ряда парламентариев Европы делегация ПП НС во главе с вице-спикером Владимиром Коноплевым принимала поздравления. Это событие отражает не только суть отношений Европы, США и стран СНГ к Беларуси, но и указывает на новые закономерности в мировой внешней политике.

СОПРОТИВЛЯЛАСЬ КАК МОГЛА

Для посвященных в перипетии отношений между ОБСЕ и властями Беларуси такое решение не было неожиданностью. Еще в январе 2003г. «Белорусская газета» спрогнозировала, что вопрос о статусе ПП НС практически решен. Это вытекало из характера дискуссий на берлинской сессии ПА ОБСЕ в июле 2002г., из процедурной нормы, согласно которой по месту национальной делегации парламента не может быть голосования (оно занимается практически по умолчанию), а также из-за усталости Европы от бесконечного разрешения пресловутого «белорусского вопроса».

На характер голосования, безусловно, оказало влияние открытие офиса ОБСЕ в Минске, что в докладе ПА ОБСЕ расценивается как шаг, который «существенно улучшил отношения между ОБСЕ и Беларусью». Российская делегация, ведомая Геннадием Селезневым, по сути поставила руководству ПА ОБСЕ ультиматум: либо примете Палату представителей в ассамблею, либо мы заблокируем деятельность ПА из-за несоблюдения правил своей собственной процедуры.

Чтобы прошло предложение делегации США отложить рассмотрение вопроса о предоставлении места ПП НС в ПА ОБСЕ до лета, за него должны были проголосовать 2/3 национальных делегаций. За предложение Швеции не предоставлять место палате в ассамблее нужно было получить «консенсус минус один». Уместно напомнить выдержки из Правил процедуры. В соответствии с правилом 1.1., ассамблея состоит из «членов парламентов, представляющих страны, подписавшие Хельсинкский Заключительный акт (1975) и Парижскую хартию (1990) и участвующие в ОБСЕ». Как сказано во «Внутреннем меморандуме», подготовленном секретариатом, «правило 1.2. отсылает к Добавлению к правилам процедуры, где дается перечень стран и количество представителей, которые эти страны могут направлять в Парламентскую ассамблею ОБСЕ. Беларусь удовлетворяет требованиям правила 1.1. и, как упоминается в Добавлении, может быть представлена шестью представителями. В этом контексте необходимо указать, что, в соответствии с правилом 1, качество выборов не является критерием членства». На зимнем заседании ПА ОБСЕ 2002г. была предпринята попытка изменить эту норму, но Постоянный комитет отклонил «поправку, предполагающую, чтобы только парламенты, избранные демократическим путем, могли быть представлены в ассамблее». Тот факт, что ПА ОБСЕ на протяжении 6 лет (2,5 года для палаты нынешнего созыва) не предоставляла места Национальному собранию, говорит о том, что парламентарии не могли смириться с политической составляющей данной проблемы. С другой стороны, зачем стрелять в пианиста, который играет, как умеет? ОБСЕ не сидит на мешке с деньгами или на квотах по торговле дешевой нефтью. Если правительство страны подписало Хельсинкскую хартию и Парижскую декларацию, её законодательный орган автоматически становится членом ПА ОБСЕ. Принято считать, что ОБСЕ - это организация, которая занимается защитой прав и свобод человека, отстаиванием основ демократии. Как правило, отмечали представители Словении и Словакии на заседании Постоянного комитета, ассамблея беззащитна перед авторитарными правительствами. По формальным правилам процедуры они могут быть ее членами, выступать под знаменем ОБСЕ, а при этом нарушать всё, что можно.

ПРИНЯТЬ И ЗАБЫТЬ?

...Заседание началось в 8.30. На протяжении 40 минут делегаты выясняли, что произошло на берлинской сессии по «белорусского вопросу»: был ли он отложен до данного заседания, либо же предстоит новая дискуссия по сути проблемы. В результате препирательств по смыслу слова «отсрочка, перерыв» (английское слово adjournment) дискуссия началась по предложенному секретариатом порядку. Сначала глава шведской делегации Тоне Тингсгард внесла предложение не представлять место делегации Палаты представителей. Затем председательствующий на заседании Постоянного комитета Брюс Джордж открыл дискуссию, предоставив для начала слово главе рабочей группы по Беларуси Уте Цапф (об откровениях немецкого депутата - ниже).

После ее выступления воодушевились представители СНГ. Казахстан, Украина, Молдова в один голос выступили за предоставление палате места. Эти страны получили мощную поддержку от немецкой делегации в лице Риты Зюсмут, твердо заявившей, что процедурные вопросы для ОБСЕ имеют более важное значение, чем политические, поэтому Беларусь должна получить место. Немецкая делегация накануне провела совещание по «белорусскому вопросу» и решила на этот раз не нарушать правила процедуры. К тому же новый офис ОБСЕ и его глава Эберхард Хайкен - это также во многом «немецкий проект». Германии было важнее обеспечить успешную работу офиса в Минске, чем в очередной раз не замечать юридические аспекты проблемы. Известный защитник прав обездоленных английских шахтеров Терри Дэвис высказал мнение, что, не принимая палату в ПА ОБСЕ, «мы наказываем не тех людей». Старый лейборист убежден, что после венской встречи ПП НС способна на многое в борьбе за демократию Беларуси, права человека и свободу СМИ.

В итоге непродолжительной дискуссии предложение делегации США отложить рассмотрение белорусского вопроса было поставлено на голосование. 18 делегаций поддержали предложение американцев, 20 выступили против и 5 воздержались. Поскольку предложение не получило 2/3 голосов, ПП НС автоматически стала членом ПА ОБСЕ.

Голосование показало целый ряд интересных закономерностей. Во-первых, евроатлантическое сообщество сильно расколото. Раньше страны - члены НАТО голосовали более или менее консолидировано. Сейчас проблема Ирака резко усилила антиамериканские настроения.

Во-вторых, четко обозначились контуры «новой» и «старой» Европы. «Новая» - это страны Центральной и Восточной Европы, кандидаты на вступление в ЕС. Они поддерживают США. Старая Европа представлена прежде всего Германией и Францией. Такой расклад получился и в голосовании по «белорусскому вопросу».

В-третьих, налицо отсутствие координации действий стран ЕС во внешней политике, а также между законодательной и исполнительной властью стран - членов ЕС. В докладе рабочей группы по результатам визита в Беларусь представлены позиции разных структур, с которыми встречались представители ОБСЕ. Вот точка зрения посольства, представляющего интересы ЕС: «Национальное собрание доказало, что оно является интересной структурой. Отдельные ее члены показали определенную смелость, поднимая потенциально опасные вопросы, такие как исчезновение оппозиционных политиков. Однако данная структура в целом не является независимой. Было бы неразумно предоставлять место Национальному собранию в ПА ОБСЕ, особенно сейчас, когда политическая ситуация ухудшается».

«ОНИ СТАРАЮТСЯ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ»

Глава рабочей группы по Беларуси Ута Цапф удивила многих участников заседания Постоянного комитета. На своей недавней пресс-конференции в Минске она убеждала белорусскую публику, что при явном ухудшении политической ситуации, нарушении прав человека и СМИ палата статуса не получит. Выступление же Цапф в Вене сильно отличалось от представленного рабочей группой доклада (кстати, этот орган проголосовал против предоставления палате статуса соотношением голосов три к двум). Среди негативных моментов Цапф отметила проблемы демократичности в кампании по проведению местных выборов, взаимоотношения лидеров оппозиции с властью, а также СМИ. По ее мнению, позитива в Беларуси гораздо больше, чем негатива. И оппозиция в палате появилась, и «они [депутаты] стараются что-то делать», и офис ОБСЕ в Минске открылся. «Обе палаты интенсивно работают, чтобы расширить свои полномочия, чтобы получить право законодательной инициативы. Но высшая власть говорит «нет»... Отменен указ Лукашенко. Группа «Республика» пытается проводить самостоятельную политику. Ставится вопрос по исчезнувшим. Надеемся, что на уровне местных выборов будет прогресс. Очень активно работает российский посол. Есть и другие позитивные изменения». И далее: «ОБСЕ - это организация, которая ориентируется на диалог, а не на изоляцию. Работа нового офиса ОБСЕ в Минске будет легче, если парламент получит место в ассамблее».

В этих словах кроется позиция немецкой делегации в ОБСЕ по отношению к Беларуси. Все было бы объяснимо, если бы Цапф делала акцент на процедурные нормы, выступая за предоставление места палате. Но заявила иное: «По юридическим и политическим соображениям я за предоставление места Национальному собранию... Их надо включить и критически следить за их действиями. Важно, чтобы они были внутри нас, а не вне».

Так что официальный Минск сейчас имеет все основания вообще не принимать рабочую группу и требовать ее расформирования. Ведь подобные структуры создаются для разрешения споров. В нашей ситуации проблема по формальным признакам решена, а Цапф вообще может оказаться без работы на белорусском направлении. В общем, европейский пацифизм в контексте борьбы против войны с Ираком в отношении официального Минска возобладал.

ПОЧЕМУ СЕЙЧАС

Конечно, большую роль сыграла международная обстановка и конфликт США и «старой» Европы по Ираку. «Новая» Европа перестала с пиететом смотреть на ЕС, который никак не может выработать единую внешнюю политику. Но это, как говорят, их проблемы. Особо стоит отметить позицию отдельных белорусских структур. В последнее время наметился очевидный раскол между оппозиционными политическими партиями. Лидер социал-демократов Николай Статкевич полагает, что в Вену и Страсбург могут ехать только представители единого органа, объединяющего все политические партии. По его логике, после развала КСООП с международными структурами вообще никто не имеет права работать. На прошедшую сессию не поехал и Винцук Вячорка. Усилий же ОГП по информированию международного сообщества, особенно по работе с левыми партиями Европы, оказалось недостаточно. В ситуации, когда власти пытаются сформировать лояльную себе оппозицию, когда лидеры отдельных оппозиционных партий пытаются договориться об условиях избрания в палату следующего созыва, деятельность одной-двух структур на международной арене можно легко свести к отстаиванию партийной позиции.
Добавить комментарий
Проверочный код