Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Радости жизни

Театр: ИСТОРИЯ УПАВШЕГО КАРНАВАЛА

24.02.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

На страницах «Белорусской газеты» я писал о многих спектаклях, хороших и плохих. Но даже когда я писал о хороших и даже очень хороших спектаклях, мне почему-то в голову не приходило применить к ним эпитет «настоящее». Талантливо - да, изобретательно - да, интересно - да, но практически не было действа, о котором я с легким сердцем мог бы сказать: «это - настоящее». Белорусский театр всё равно отдает некой плохо скрываемой искусственностью, иногда более талантливой, иногда менее. Чаще - менее. В моей зрительской практике в Беларуси еще не было спектакля, когда бы я не мог понять и объяснить, как сделан тот или иной элемент спектакля и почему он на меня действует тем или иным образом. Не было до того момента, пока я не попал на спектакль «ДК ДАНС» Вячеслава Иноземцева.

Сцена: театр «ИнЖест»

Спектакль: «ДК ДАНС»

Режиссер: Вячеслав Иноземцев


Мне не хочется писать, что это гениально, что это прекрасно, выдумывать нагромождения всех тех высокопарных эпитетов, в которых изощряешься, описывая просто хороший спектакль. Об этом спектакле я могу написать только одно: это - настоящее. В свое время во Франции великий и безумный гений театра Антонен Арто говорил о необходимости создания театра вне рациональности и обыденного смысла, о создании театра ритуала и одновременно живой, вопиющей эмоции, о театре подсознательной метафоры, которую нельзя объяснить, но можно только пережить (причем пережить как зрителю, так и актеру на сцене), о театре магии. В то же время в России гений режиссуры Всеволод Мейерхольд создавал свою «биомеханику», чтобы новыми пластическими средствами передавать эмоции, метафоры и образы зрителю. Оба они старались уйти от театра «слова», от литературы, которая несла в театр рассудочность и рациональность, быт и то, что можно назвать общепринятым смыслом. Они стремились к тому, чтобы каждый зритель переживал искусство по-своему, отдельно и интимно, что невозможно, когда все одинаково понимают происходящее на сцене. А слово драматурга, сюжет - это то, что объединяет зрителя в интерпретации спектакля, не дает возможности самостоятельного и непохожего понимания истории.

Это я веду к тому, что спектакль «ДК ДАНС» наилучшим образом иллюстрирует мысли и надежды великих теоретиков, т.е. является исключительно пластическим. В нем не звучит ни одного слова, но жест, маска и звук заменяют его полностью.

О чем спектакль? Каждый зритель решает сам. Но то, что это об очень важных и знакомых каждому человеческих взаимоотношениях, это точно. «Это история упавшего Карнавала, который пытается подняться снова», - написано в программке. Действительно, тема человеческого падения и последующего возрождения красной нитью тянется через все действо. Вячеслав Иноземцев разработал странную и парадоксальную систему образов, которая корнями тянется и в старинный японский театр, и в театр Дель Арте, и в классическую пантомиму. Но его маски при этом получились ни на что не похожими. Их движения тоже представляют собой удивительную смесь разнообразных этнических форм пластики. Но особенно действует то, что их существование на сцене происходит под живое сочетание звуков и мелодий, которые порождают для спектакля музыканты группы «Плато». Тонкий плач пилы, ритм барабана, переливы гитары, настолько же настоящие, как и страдания актера на сцене, заставляют зрителя ловить каждый момент спектакля, потому что в таком театре каждый момент уникален, реален и неповторим. «Прекрасное - это экстаз. О н-м, в сущности, ничего не скажешь. Оно - как аромат розы: его можно понюхать, и всё. Вот почему так утомительны все критические рассуждения об искусстве, - писал Сомерсет Моэм. - Все, что может сказать критик по поводу «Положения во гроб» Тициана, это посоветовать вам пойти и посмотреть на нее». Поэтому единственное, что я могу еще написать о спектакле «ДК ДАНС» Вячеслава Иноземцева, - это посоветовать пойти и посмотреть его. И еще то, что безумный и отчаянный танец обнаженного человека на сцене является одним из самых сильных моих театральных переживаний за всю жизнь.

Режиссура / актерская игра: 8 / 10.
Добавить комментарий
Проверочный код