Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Радости жизни

Культпоход: «НАВIНКI» КАК ЗЕРКАЛО КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

24.02.2003
Янка ГРЫЛЬ

Французский антрополог Клод Леви-Строс подразделял культуры на “горячие” и “холодные”. Классификация эта зависит не от динамики поставки энергоносителей, а от того, способна ли культура производить новые формы, жанры, категории, или ей больше нравится варьировать старые. Пока на Западе пририсовывали Джоконде усы и поедали на глазах изумленной публики академическую “Историю искусств”, на Востоке орнамент на арабских минаретах, персидских коврах и белорусских рушниках оставался неизменным. Эстетико-географический парадокс: в плане новых художественных веяний Минск обычно оказывался много восточнее не только Варшавы, но и Москвы.

Поскольку стебом и экспериментаторством традиционно занимается молодежь, тлетворная западная тяга к мировоззренческой раскованности и творческой расхристанности нам долго не грозила: в белорусском искусстве “молодость” начинается после 45. А вне искусства “молодежь” обычно ассоциируется с тридцатилетним выдвиженцем с периферии в пиджачной паре из полиэстера и китайском галстуке, заочно получающим второе высшее образование, дабы в будущем возглавить уездную ячейку БРСМ. Соответственно, ни мая 1968г., ни Берроуза с Маркузе, ни “цветочной”, “сексуальной” и “психоделической” революций у нас не было и не могло быть. Всякая робкая претензия на нечто сопоставимое в Беларуси заканчивалась известным движением указательного пальца у виска и репликой: “Новинки!”

Республиканский психоневрологический диспансер и подарил свое звучное имя газете “Навiнкi”, наметившей контуры белорусской культурной революции. Суть революции сводится к тому, что кроме “прослоечной” интеллигенции, на скудные бюджетные зарплаты учащей разумному, доброму, вечному, но втайне листающей дома Маринину и Дашкову, у нас наконец появился слой интеллектуалов в западном смысле этого слова. Т.е. людей, критически относящихся ко всему, мыслящих самостоятельно, а не в рамках утвержденной Минобразования учебной программы.

Если касаться самой газеты, делающей героями комиксов и коллажей такие разные персонажи, как Лукашенко и Позняк, Масяня и Лебедько, ди Каприо и Шамякин, Ипатова и Буш, с гашековским юмором переосмысливающей новостные сводки и пародирующей аналитические статьи, то она - лишь верхушка того пока еще не ангажированного айсберга, который потихоньку всплывает из мутных хлябей белорусского культурного болота. Недаром с “Навiнкамi” прямо или косвенно связан целый ряд проектов - от одноименного фестиваля перфоманса до легендарного малобюджетного фильма про бесхитростного “прастога пацана”.

Увы, старшее поколение национальной интеллигенции относится к этому достаточно прохладно; знакомый “христианский консерватор” даже высказал предположение, что “Навiнкi” финансируются из рептильных фондов спецслужб с целью компрометации самой идеи белорусского ренессанса.

На самом деле для развития белорусского языка “Навiнкi” сделали гораздо больше, чем все наши толстые журналы, взятые вместе и объединенные в холдинг. Осколки уличного арго вкупе с заимствованиями моделируют тот белорусский язык, на котором нормальный образованный человек, решивший заговорить по-белорусски, действительно сможет изъясняться в быту. Упреки в использовании ненормативной лексики, полонизмов, русизмов, американизмов и т.п. в стране, где даже высшие должностные лица толком не знают, на каком языке говорят, неуместны. За демократизацию белорусского литературного языка лично я бы выдвинул редакцию газеты на пресловутую премию “За духовное возрождение”.

“Навiнкi” становятся скучными лишь тогда, когда пытаются быть серьезными. И еще: когда чересчур сурово ополчаются на глобализацию, неолиберализм и т.п. Опыт Запада (а в последние годы и России) свидетельствует, что юношеские излишки антибуржуазного радикализма исчезают быстро: с покупкой в кредит квартиры в районе новостроек, подержанного “Фольксвагена” и мебели Ikea.

Целевая группа газеты - молодые интеллектуалы (явно младше 40), по большей части белорусскоязычные (русскоязычным чтение газеты показано для преодоления этнокультурных стереотипов), с высоким образовательным уровнем, IQ и чувством юмора. “Узок их круг, страшно далеки они от народа”, как говаривал классик. Тем отраднее, что они все-таки есть.

Концепция / стилистика / резонанс: 4 / 5 / 3.
Добавить комментарий
Проверочный код