Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Экономика

ДЕНЬГИ НА БОЧКУ!

24.02.2003
Наталья ГРИБ

Россия заставила Беларусь на правительственном уровне запретить бартер и начать платить деньгами. Выражение Виктора Черномырдина в интервью «Белорусской газете» еще в 1999г. «деньги на бочку - и вся любовь» приобрело новое звучание. «Газпром» потребовал своевременной оплаты текущего потребления газа и погашения долга прежних лет. «Итера» вообще запросила предоплату в размере 30%. И премьер-министр Беларуси Геннадий Новицкий обязал потребителей природного газа, тепловой и электрической энергии с 1 февраля платить 90-95% деньгами.

НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

18 февраля президиум Совмина одобрил постановление с непростым названием «О предельных минимальных нормативах денежной формы оплаты и предельных максимальных нормативах использования неденежной формы прекращения обязательств по расчетам за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию в 2003г.». Документ предполагает почти полный отказ от бартера - потребители газа и энергии должны платить 95% деньгами. И лишь четыре ведомства в виде исключения получили возможность сохранить 10% товарных сделок. Избранные - Министерство архитектуры и строительства, концерны «Беллегпром», «Белместпром» и «Белбиофарм».

Однако республиканским органам госуправления, облисполкомам, Мингорисполкому и организациям, подчиненным правительству, дано право самостоятельно (!) увеличить бартерную долю до 20%, а сверх того - по согласованию с Минэнергетики.

К денежной форме расчетов приравнены векселя правительства и Нацбанка, а также три вида зачетов. В первом случае разрешено засчитывать продукцию белорусских предприятий, поступающих в счет уступки требований и перевода долга «Белтрансгаза» и «Белэнерго» перед поставщиками газа. Т.е. «Стекловолокно» может рассчитаться с «Итерой» своей продукцией, и это будет зачтено в качестве денежной составляющей при расчетах предприятия с «Белэнерго», а «Итера» спишет долг «Белтрансгаза».

Во втором случае позволительны списания долгов бюджетных организаций перед «Белтрансгазом» и «Белэнерго» на сумму налоговых платежей газотранспортного предприятия и энергоконцерна в республиканский и местные бюджеты. В третьем случае допустимы зачеты между поставщиками газа и мазута и производителями тепло- и электроэнергии.

Ненормально, что правительство вводит постановление задним числом - с 1 февраля. У потребителей энергии и газа не осталось времени перестроить входящие и исходящие потоки, разработать новые схемы сбыта продукции и увеличить денежную долю в расчетах.

Таблица

ВСЕ ТЕ ЖЕ «ЛИЦА» ДОЛЖНИКОВ

В январе 2003г., сообщил премьер-министр, Беларусь оплатила природный газ и энергию в полном объеме в соответствии с договорами «Газпрома» и РАО «ЕЭС России». Однако срез информации на уровне отдельных ведомств рисует иную картину платежей. В январе потребители заплатили деньгами «Белэнерго» 70%, «Белтопгаз» получил 60%, а «Белтрансгазу» от общего пирога досталось 45%. За первый месяц проведено зачетов на 27 млрд. рублей, из которых 18 млрд. зачтены в счет погашения долгов прошлых лет. По мнению экспертов газового рынка, в феврале потребители не смогут повысить денежную долю в расчетах до 95%.

Среди неплательщиков все те же «лица». В январе концерн «Белместпром» задолжал 10% от потребленного объема природного газа. Колхозы и совхозы Витебской и Минской областей не вернули газовикам 17 и 38% соответственно. В энергетике - аналогичная картина. «Белместпром» не оплатил 7%, колхозы и совхозы Витебской и Минской областей - 55 и 50%. В целом Минсельхозпрод недоплатил «Белэнерго» 12%, бюджетная сфера - 17%, концерн «Белбиофарм» - 20%. Недобор средств в целом по народному хозяйству составил 59 млрд. рублей за месяц.

До конца прошлой недели Минсельхозпрод, Минжилкомхоз, «Белместпром», Витебский и Минский облисполкомы обязаны были полностью рассчитаться по энергодолгам за январь и обеспечить полную оплату потребленных в феврале энергоресурсов. В противном случае «руководители соответствующих организаций» должны быть привлечены «к ответственности вплоть до освобождения их от занимаемых должностей». 25 февраля возможны первые отставки, связанные с энергоплатежами.

Президиум снял с «Белтрансгаза» ответственность за составление программы реструктуризации внешних долгов за газ. И совершенно справедливо: отвечать по долгам должен тот, кто продает газ и энергию потребителям. До 26 февраля Минэнерго, Минфин и Минэкономики должны разработать график погашения задолженности прошлых лет перед ОАО «Газпром» - ежемесячно равными долями в течение 2003г.

Минэнерго предложило правительству пролонгировать возврат долгов отдельных предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, еще на год, с тем чтобы в 2003г. они вернули 60% долга и оставшиеся 40% - в 2004г. Предприятия сельского хозяйства, имеющие право отсрочки, могут вернуть в нынешнем году 20% долгов прошлых лет, в будущем году - 45%, а в последующем - 35%. Должникам прошлого года дана фора - урегулировать вопрос платежей до 1 апреля 2003г.

Президиум правительства это предложение одобрил. А там можно будет найти стрелочника, свалив на него проблему неплатежей села и пролонгировать возврат долгов, предоставив время очередному министру или вице-премьеру разобраться в проблемах АПК. Неловко даже напоминать, что ни один чиновник не заставит село оплачивать энергоресурсы и удобрения, пока у этого чиновника связаны руки и ему запрещено реформировать АПК.

ВЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЛИ?

Есть три объективные причины, которые не позволят Беларуси в один момент - к примеру, с 1 марта - начать платить 100% деньгами за газ. Возьмем за точку отсчета годовую стоимость поставки газа - $719 млн. «Белтрансгаз» в конце прошлого года использовал технический кредит российского Центробанка в сумме $42 млн. и сейчас должен провести списание долгов с бюджетных организаций внутри страны. Вот вам уже 6% неденежных расчетов. Белорусские строители выполняют заказ «Газпрома», оказывая услуг еще на $25 млн. (или 3,5%). Столько же уйдет на списание задолженности перед «Газпромом» за предоставленные кредиты. Плюс зачет по транзиту газа на сумму $75 млн. в год, а из этих средств «Белтрансгаз» должен уплатить зарплату четырем тысячам работников и налоги в бюджет, что составляет примерно $28 млн. (или 4%). Вот и получается, что Беларусь по максимуму может оплатить деньгами 83%, да и то - в идеале. Потому что «Итера» продолжает переуступать свой долг, и в этом случае никто не может запретить бартерные схемы. Да и мало ли субъективных причин.

Например, вы обратили внимание, что в приведенной выше таблице не указан главный потребитель газа - концерн «Белэнерго», хотя в его сырьевом балансе природный газ составляет 94%? Внутри Минэнергетики есть свои подводные камни, которые мешают становлению денежной формы платежей в рамках топливно-энергетического комплекса Беларуси.

По информации Минэнерго, в январе потребители оплатили текущее потребление электроэнергии на 103%, а природного газа - на 116%. Казалось бы, и на внешнем уровне Беларусь должна вернуть «Газпрому» если не на 16% больше, то хотя бы на 3%. В системе с нормальной дисциплиной платежей в одном ведомстве может быть только так и никак иначе.

Однако в данном случае все значительно сложнее. По информации наших источников, концерн «Белэнерго», собрав 103% платежей за энергию, перечисляет только 98% поставщику газа на внутреннем рынке - концерну «Белтопгаз». Если взять годовой оборот энергосистемы - 2 трлн. рублей, то ежемесячная недоплата 5% в целом по году выводит из оборота около $50 млн. То же самое происходит на этапе расчетов между «Белтопгазом» и «Белтрансгазом», когда процент расчетов еще раз резко снижается и в системе зависает еще около $30 млн. в год. Элементарное наведение платежной дисциплины между предприятиями и концернами одного министерства позволит консолидировать на счету «Белтрансгаза» порядка $80 млн. в год. Прошлогодние долги в $230 млн. могли быть погашены в рабочем порядке - без привлечения российского кредита и политического влияния - в течение трех лет.

Специалисты «Белтрансгаза» неоднократно указывали причины столь плачевного состояния внешних расчетов за газ. Такое специфическое понятие, как «норматив расщепления средств», сегодня работает в пользу первой инстанции и сильно нарушает баланс платежей в системе. Допустим, потребители энергии заплатили «Белэнерго» 70% деньгами. Энергетики перечислят областным газовым предприятиям не всю сумму стоимости природного газа, а 51% от полученной суммы в живых деньгах. «Белтопгаз», в свою очередь, еще раз располовинит поступивший доход и отправит «Белтрансгазу» уже около 20% от суммы, уплаченной промышленными предприятиями. Остальные 49% остаются в качестве оборотных средств энергосистемы и газового хозяйства. В то время как «Белтрансгаз» за счет оставшихся средств должен не только обеспечить существование собственного предприятия, но и рассчитаться с внешними кредиторами - «Газпромом» и «Итерой».

Как считают специалисты «Белтрансгаза», эта система порочна с точки зрения финансовой дисциплины внутри Минэнергетики. Одни предприятия ТЭК находятся в более выгодных условиях, в то время как другие отдуваются за всех. Отдельные чиновники, имеющие прямой доступ к премьер-министру и его заместителям, способствуют сохранению существующего дисбаланса - оберегая резерв, который позволяет латать дыры в энергосистеме за счет тарифов и внешних расчетов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В интервью «Белорусской газете» в 1999г. Виктор Черномырдин, тогдашний председатель правления ОАО «Газпром», в отношении расчетов с Беларусью сказал: «Деньги на бочку - и вся любовь!» Тогда топ-менеджеры «Белтрансгаза» три месяца искали подходы к «Газпрому», чтобы сгладить противоречия на личном и корпоративном уровне с руководством газовой монополии России. С тех пор работа «Белтрансгаза» претерпела серьезные изменения.

Сегодня пришло время менять структуру платежей на уровне субъектов хозяйствования - потребителей энергии и газа. Правительство заставляет потребителей искоренить бартерные расчеты. Кто потребует от энергосисемы и газового хозяйства Беларуси платить полную стоимость газа деньгами? Именно от этого вопроса зависит нормализация внешних платежей Беларуси за газ, а значит, и энергетическая безопасность страны.
Добавить комментарий
Проверочный код