Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Экономика

ДЕНЬГИ НА БОЧКУ!

24.02.2003
Наталья ГРИБ

Россия заставила Беларусь на правительственном уровне запретить бартер и начать платить деньгами. Выражение Виктора Черномырдина в интервью «Белорусской газете» еще в 1999г. «деньги на бочку - и вся любовь» приобрело новое звучание. «Газпром» потребовал своевременной оплаты текущего потребления газа и погашения долга прежних лет. «Итера» вообще запросила предоплату в размере 30%. И премьер-министр Беларуси Геннадий Новицкий обязал потребителей природного газа, тепловой и электрической энергии с 1 февраля платить 90-95% деньгами.

НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

18 февраля президиум Совмина одобрил постановление с непростым названием «О предельных минимальных нормативах денежной формы оплаты и предельных максимальных нормативах использования неденежной формы прекращения обязательств по расчетам за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию в 2003г.». Документ предполагает почти полный отказ от бартера - потребители газа и энергии должны платить 95% деньгами. И лишь четыре ведомства в виде исключения получили возможность сохранить 10% товарных сделок. Избранные - Министерство архитектуры и строительства, концерны «Беллегпром», «Белместпром» и «Белбиофарм».

Однако республиканским органам госуправления, облисполкомам, Мингорисполкому и организациям, подчиненным правительству, дано право самостоятельно (!) увеличить бартерную долю до 20%, а сверх того - по согласованию с Минэнергетики.

К денежной форме расчетов приравнены векселя правительства и Нацбанка, а также три вида зачетов. В первом случае разрешено засчитывать продукцию белорусских предприятий, поступающих в счет уступки требований и перевода долга «Белтрансгаза» и «Белэнерго» перед поставщиками газа. Т.е. «Стекловолокно» может рассчитаться с «Итерой» своей продукцией, и это будет зачтено в качестве денежной составляющей при расчетах предприятия с «Белэнерго», а «Итера» спишет долг «Белтрансгаза».

Во втором случае позволительны списания долгов бюджетных организаций перед «Белтрансгазом» и «Белэнерго» на сумму налоговых платежей газотранспортного предприятия и энергоконцерна в республиканский и местные бюджеты. В третьем случае допустимы зачеты между поставщиками газа и мазута и производителями тепло- и электроэнергии.

Ненормально, что правительство вводит постановление задним числом - с 1 февраля. У потребителей энергии и газа не осталось времени перестроить входящие и исходящие потоки, разработать новые схемы сбыта продукции и увеличить денежную долю в расчетах.

Таблица

ВСЕ ТЕ ЖЕ «ЛИЦА» ДОЛЖНИКОВ

В январе 2003г., сообщил премьер-министр, Беларусь оплатила природный газ и энергию в полном объеме в соответствии с договорами «Газпрома» и РАО «ЕЭС России». Однако срез информации на уровне отдельных ведомств рисует иную картину платежей. В январе потребители заплатили деньгами «Белэнерго» 70%, «Белтопгаз» получил 60%, а «Белтрансгазу» от общего пирога досталось 45%. За первый месяц проведено зачетов на 27 млрд. рублей, из которых 18 млрд. зачтены в счет погашения долгов прошлых лет. По мнению экспертов газового рынка, в феврале потребители не смогут повысить денежную долю в расчетах до 95%.

Среди неплательщиков все те же «лица». В январе концерн «Белместпром» задолжал 10% от потребленного объема природного газа. Колхозы и совхозы Витебской и Минской областей не вернули газовикам 17 и 38% соответственно. В энергетике - аналогичная картина. «Белместпром» не оплатил 7%, колхозы и совхозы Витебской и Минской областей - 55 и 50%. В целом Минсельхозпрод недоплатил «Белэнерго» 12%, бюджетная сфера - 17%, концерн «Белбиофарм» - 20%. Недобор средств в целом по народному хозяйству составил 59 млрд. рублей за месяц.

До конца прошлой недели Минсельхозпрод, Минжилкомхоз, «Белместпром», Витебский и Минский облисполкомы обязаны были полностью рассчитаться по энергодолгам за январь и обеспечить полную оплату потребленных в феврале энергоресурсов. В противном случае «руководители соответствующих организаций» должны быть привлечены «к ответственности вплоть до освобождения их от занимаемых должностей». 25 февраля возможны первые отставки, связанные с энергоплатежами.

Президиум снял с «Белтрансгаза» ответственность за составление программы реструктуризации внешних долгов за газ. И совершенно справедливо: отвечать по долгам должен тот, кто продает газ и энергию потребителям. До 26 февраля Минэнерго, Минфин и Минэкономики должны разработать график погашения задолженности прошлых лет перед ОАО «Газпром» - ежемесячно равными долями в течение 2003г.

Минэнерго предложило правительству пролонгировать возврат долгов отдельных предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, еще на год, с тем чтобы в 2003г. они вернули 60% долга и оставшиеся 40% - в 2004г. Предприятия сельского хозяйства, имеющие право отсрочки, могут вернуть в нынешнем году 20% долгов прошлых лет, в будущем году - 45%, а в последующем - 35%. Должникам прошлого года дана фора - урегулировать вопрос платежей до 1 апреля 2003г.

Президиум правительства это предложение одобрил. А там можно будет найти стрелочника, свалив на него проблему неплатежей села и пролонгировать возврат долгов, предоставив время очередному министру или вице-премьеру разобраться в проблемах АПК. Неловко даже напоминать, что ни один чиновник не заставит село оплачивать энергоресурсы и удобрения, пока у этого чиновника связаны руки и ему запрещено реформировать АПК.

ВЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЛИ?

Есть три объективные причины, которые не позволят Беларуси в один момент - к примеру, с 1 марта - начать платить 100% деньгами за газ. Возьмем за точку отсчета годовую стоимость поставки газа - $719 млн. «Белтрансгаз» в конце прошлого года использовал технический кредит российского Центробанка в сумме $42 млн. и сейчас должен провести списание долгов с бюджетных организаций внутри страны. Вот вам уже 6% неденежных расчетов. Белорусские строители выполняют заказ «Газпрома», оказывая услуг еще на $25 млн. (или 3,5%). Столько же уйдет на списание задолженности перед «Газпромом» за предоставленные кредиты. Плюс зачет по транзиту газа на сумму $75 млн. в год, а из этих средств «Белтрансгаз» должен уплатить зарплату четырем тысячам работников и налоги в бюджет, что составляет примерно $28 млн. (или 4%). Вот и получается, что Беларусь по максимуму может оплатить деньгами 83%, да и то - в идеале. Потому что «Итера» продолжает переуступать свой долг, и в этом случае никто не может запретить бартерные схемы. Да и мало ли субъективных причин.

Например, вы обратили внимание, что в приведенной выше таблице не указан главный потребитель газа - концерн «Белэнерго», хотя в его сырьевом балансе природный газ составляет 94%? Внутри Минэнергетики есть свои подводные камни, которые мешают становлению денежной формы платежей в рамках топливно-энергетического комплекса Беларуси.

По информации Минэнерго, в январе потребители оплатили текущее потребление электроэнергии на 103%, а природного газа - на 116%. Казалось бы, и на внешнем уровне Беларусь должна вернуть «Газпрому» если не на 16% больше, то хотя бы на 3%. В системе с нормальной дисциплиной платежей в одном ведомстве может быть только так и никак иначе.

Однако в данном случае все значительно сложнее. По информации наших источников, концерн «Белэнерго», собрав 103% платежей за энергию, перечисляет только 98% поставщику газа на внутреннем рынке - концерну «Белтопгаз». Если взять годовой оборот энергосистемы - 2 трлн. рублей, то ежемесячная недоплата 5% в целом по году выводит из оборота около $50 млн. То же самое происходит на этапе расчетов между «Белтопгазом» и «Белтрансгазом», когда процент расчетов еще раз резко снижается и в системе зависает еще около $30 млн. в год. Элементарное наведение платежной дисциплины между предприятиями и концернами одного министерства позволит консолидировать на счету «Белтрансгаза» порядка $80 млн. в год. Прошлогодние долги в $230 млн. могли быть погашены в рабочем порядке - без привлечения российского кредита и политического влияния - в течение трех лет.

Специалисты «Белтрансгаза» неоднократно указывали причины столь плачевного состояния внешних расчетов за газ. Такое специфическое понятие, как «норматив расщепления средств», сегодня работает в пользу первой инстанции и сильно нарушает баланс платежей в системе. Допустим, потребители энергии заплатили «Белэнерго» 70% деньгами. Энергетики перечислят областным газовым предприятиям не всю сумму стоимости природного газа, а 51% от полученной суммы в живых деньгах. «Белтопгаз», в свою очередь, еще раз располовинит поступивший доход и отправит «Белтрансгазу» уже около 20% от суммы, уплаченной промышленными предприятиями. Остальные 49% остаются в качестве оборотных средств энергосистемы и газового хозяйства. В то время как «Белтрансгаз» за счет оставшихся средств должен не только обеспечить существование собственного предприятия, но и рассчитаться с внешними кредиторами - «Газпромом» и «Итерой».

Как считают специалисты «Белтрансгаза», эта система порочна с точки зрения финансовой дисциплины внутри Минэнергетики. Одни предприятия ТЭК находятся в более выгодных условиях, в то время как другие отдуваются за всех. Отдельные чиновники, имеющие прямой доступ к премьер-министру и его заместителям, способствуют сохранению существующего дисбаланса - оберегая резерв, который позволяет латать дыры в энергосистеме за счет тарифов и внешних расчетов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В интервью «Белорусской газете» в 1999г. Виктор Черномырдин, тогдашний председатель правления ОАО «Газпром», в отношении расчетов с Беларусью сказал: «Деньги на бочку - и вся любовь!» Тогда топ-менеджеры «Белтрансгаза» три месяца искали подходы к «Газпрому», чтобы сгладить противоречия на личном и корпоративном уровне с руководством газовой монополии России. С тех пор работа «Белтрансгаза» претерпела серьезные изменения.

Сегодня пришло время менять структуру платежей на уровне субъектов хозяйствования - потребителей энергии и газа. Правительство заставляет потребителей искоренить бартерные расчеты. Кто потребует от энергосисемы и газового хозяйства Беларуси платить полную стоимость газа деньгами? Именно от этого вопроса зависит нормализация внешних платежей Беларуси за газ, а значит, и энергетическая безопасность страны.
Добавить комментарий
Проверочный код