Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (374) 24 февраля 2003 г. Арт

АМЕРИКАНСКИЕ ДУРАКИ: Увидишь безумца - сядь рядом

24.02.2003
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

Видеодром

Максим: Голливуд - вечная тема споров киноманов. Для одних это исправный поставщик дорогостоящих пустяков, для других - смертный враг европейского кино, для кого-то еще - огнедышащий змей, пожирающий независимые таланты. А вот возьмешь в руки наугад каких-нибудь свежих «Отмороженных» или «Парней из женской общаги» - и подумаешь светло и ясно: «Ну и народ, просто страна дураков!» А каков, на твой взгляд, киношный Американский Дурак?

Андрей: Давай вспомним, что в средние века дурак имел тройной статус. С одной стороны, шут - пересмешник бытового абсурда, жилец «мира наизнанку». С другой - юродивый, «блаженненький», напрямую говорящий с Богом. И, наконец, - «простец», бестолковый обыватель, пытающийся выгадать и постоянно попадающий впросак. Американские Дураки в кино присутствуют именно в таком ассортименте. Примерная схема: Вуди Аллен - Форрест Гамп - Чарли Чаплин.

М.: А с какой стати, собственно, ты записал в дураки Вуди Аллена? Вот уж умник, циник и записной книгочей!

А.: Верно, но он комичен. Это забавный персонаж, избавляющий обывателя от страха перед интеллектуалом. Простец традиционно боится умника. Умники изобрели атомную бомбу, СПИД и мировую войну. В классических «Бондах» злодей - всегда технический гений! А тут мы видим суетливого многословного неудачника, укрощенного бытом. Когда умника хочется пожалеть - он становится грустным шутом, одной из масок Американского Дурака.

М.: Хорошо, а как насчет второй маски - «божьего человека»?

А.: Ну, это полностью отвечает канонам протестантской религии. Человек живет, слушая радио Всевышнего. Просто некоторым больше везет с приемом. В успешном фильме Роберта Земекиса умственно отсталый Форрест Гамп поднят до символа нации. Выходит, что американская история ХХ века - это не президенты, генералы и рок-герои. Мир вращается вокруг Простака, битловского Глупца на Холме, который видит звезды и слышит музыку сфер.

М.: Что же, дурак оказывается образцовым гражданином?

А.: В общем-то, да. Дураковатость - это безопасная странность, тихая бестолковость и общее дружелюбие.

М.: Но в истории Штатов и в американском кино были и совсем другие персонажи, одураченные жизнью. Сперва грустный комик Бастер Китон, а затем злые парни из ганстерских лент 40-х годов. Прекрасные лузеры Хэмфри Богарта и Джеймса Кэгни оказывались в дураках, играя по правилам с реальностью, правил не признающей. «Победитель не получает ничего». Вот тебе еще один лик Американского Дурака: человек, живущий по никому не нужному кодексу чести. Так сказать, Дурак против Америки. Именно отсюда ведет свое происхождение знаменитый гимн американским дуракам - формановский «Пролетая над гнездом кукушки».

А.: Действительно, с точки зрения системы любой бунтарь просто болен или элементарно глуп! Потому, что он слышит свою музыку.

М.: Вот именно поэтому мой самый любимый фильм про американских дураков 60-х зовется «Беспечный ездок». Пара легких парней с расслабленной пластикой катит на «Харлеях» по бескрайним трассам, приторговывает кокаином, рыбку ловит, хороших людей привечает, плохих воспитывает. Тихие пророки, клоуны солнечного света. А потом их расстреливает в упор случайный встречный лох. Так сказать, подлечил ребят. Такое вот кино.

А.: Ну, Америка уже давно своих дураков не убивает, а бережет и радостно демонстрирует всему миру. В современном американском кино странные люди, провинциальные «чудики» весьма успешно вовлекаются в разнообразные арт-проекты. Не успели мы задумчиво продегустировать «Безумного Сесила Б», а вот уже приспел «Мир призраков». Мягко говоря, тоже о людях незаурядных.

М.: Знаешь, мне «Мир призраков» понравился. Он тронул меня, как давно не трогало кино. Хорош общий замысел, интересен подбор актеров, есть славное настроение… Да и Тора Бёрч в главной роли провинциальной девчонки с запросами вполне хороша. Хорошая история и правильное кино.

А.: Так тебе понравилось? Впрочем, мне тоже… Но вот я считаю, что на самом деле «Мир призраков» - фильм компромиссный. Он слишком гладок для записок взъерошенной малолетки. Мы получаем, так сказать, «дурака в законе». Юродивый оказался Рональдом МакДональдом.

М.: Да, а иначе и не бывает. Кино - это условность в кубе, и ничего тут не поделать. В любой американской клинике можно, думаю, отыскать немало реальных, не киношных, Форрестов Гампов. Но попробуй сделать о них кино! Боюсь, блокбастера не выйдет. И, к тому же, я в фильме особого пережима не усмотрел. Напротив, кино местами просто жесткое. Вспомни финал: девочка с серьезным взглядом садится на автобус, увозящий ее в Никуда. В лучшем случае, на страницы рисованной книжки. Вот это, на самом деле, не смешно. Где ж тут компромисс?

А.: А вот именно в названных вещах я его и вижу! Героиня живет в начисто выдуманном мире старых плакатов, шершавого винила, нелепых планов и неуправляемой личной энергии. Когда-то безумные «маленькие люди» сбивались в толпы и делали революции. Сегодня героиня Бёрч просто идет покупать виниловую пластинку. И ей хватает.

М.: Однако, некий внутренний трагизм тут есть. Мне «Мир призраков» напомнил пьесы Тенесси Уильямса. Маленький город, маленькие люди, единственный бар на всю округу… Душная жизнь, из которой бежать некуда и незачем: в соседнем баре тоже полно дураков.

А.: Кино про американских дураков воспитывает экстравагантность, некоторую склонность к рисовке и готовность к лабораторным опытам с подручным материалом типа парня из ближайшего супермаркета. Кроме того, это утешительный приз невостребованным одиночкам и нераскрывшимся талантам. И что дальше?

М.: Возможно, мы слишком строги к Американскому Дураку. Его место, по-моему, где-то посередине между Американским Героем и Американским Злодеем. В отличие от Героя и Злодея Дурак живет свободно, он импровизирует и слушает себя. Дурак в кино всегда способен сделать шаг в сторону, он нелогичен и именно поэтому интересен. Он действует по-дурацки - и получает в итоге наше внимание и симпатию.

А.: Но все же грустно наблюдать и Чаплина, и Китона, да и ту же Тору Бёрч. Они, в общем-то, выигрывают фильм, но проигрывают жизнь. Все, что им остается, искусственный мир очередной книжки комиксов или киноафиши. В споре Американского Дурака с Америкой последняя всегда побеждает по очкам. Или по носу. Уж как получится.

М.: Ну да, всё завершается бурным примирением с реальностью. Здесь, кстати, абсолютно сходятся Вуди Аллен, хэнксовский Форрест Гамп и, скажем, персонажи Джима Кэрри. Жизнь свингует, но сохраняет центровку.

А.: И в этом принципиальное отличие Американского Дурака от русского Ивана-дурака, в последнее время активно выходящего на первый план российского кино. «Свойские» разведчики из «Звезды», молодой отморозок из «Брата», боец-одиночка из «Войны», простоватые менты с «Улицы разбитых фонарей»… Американские «чудики» уходят от неинтересного им быта в мир наивной культуры, пишут стихи на зеленых листьях, качаются на качелях под окном любимой и снимают старой фотокамерой соседей и знакомых. Новый Русский Дурак, напротив, приходит в мирную реальность из мифологического пространства военного противоборства. И начинает судить ее по законам военного времени. Жизнь и ближних, и дальних в этом случае подлежит радикальному исправлению.

М.: Российский дурак оказывается, скорее, больным. Но жутко активным.

А.: А это абсолютно естественно. Дурак на экране возникает в результате работы цепочки «дурацкая жизнь - дурацкие ситуации - дурак как бытовой герой - дурак как звезда экрана». Каждый национальный дурак косит в особую сторону. Американский и русский – не исключение.

М.: И что делать зрителю?

А.: Включить видак и получить дозу кино. Чтобы жизнь показалась светлее. Хотя бы на время очередного рандеву с Американским Дураком.
Добавить комментарий
Проверочный код