Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (372) 10 февраля 2003 г. Тема недели

ХЛЕБ ДЛЯ БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ

10.02.2003
Ярослав РОМАНЧУК

4 февраля президиум Совмина одобрил постановление, согласно которому хлеб и хлебобулочные изделия будут исключены из перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются государственными органами. Разум восторжествовал и глупость наказана? Как это нередко бывает в нашей стране, лишь частично. Один из рудиментов социалистической экономики - прямое ценовое регулирование - медленно уходит в небытие. Перечень данных товаров был утвержден 18 июня 1999г. и включал 35 позиций. Без хлеба в нем останется десять. Цели государственной политики, которые ставило правительство, не достигнуты.

«ЦЕНОВОЙ ЗАПОЙ»

"Правительство, выполняя указ президента от 19 мая 1999г. N285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», 18 июня приняло постановление N943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом». Напомним, что целью данных документов были социальная защита малообеспеченных граждан, поддержание национальных производителей и, конечно, справедливое распределение дохода. От таких обещаний белорусская экономика похолодела. Почти четыре года продолжается антиэкономический ценовой эксперимент. За это время правительство несколько раз вносило изменения в перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством. Постановления N1561 от 11 октября 2000г., N858 от 8 июня 2001г., N1381 от 19 сентября 2001г., N680 от 27 мая 2002г. - такова хронология отрезвления после «ценового запоя». 11 декабря 2002г. из списка исключили молоко и кефир (жирностью до 2,5% включительно, без добавок), сметану (жирностью до 20% включительно), творог (жирностью до 9% включительно). Очевидно, правительство реагирует по мере того как доходят до банкротства производители регулируемых государством товаров.

ВСЕ ГЛУБЖЕ И ГЛУБЖЕ. В КАРМАН

Так получилось и с хлебом. Сегодня белорусы вынуждены покупать отечественный хлеб по ценам на 4-50% выше, чем в соседних регионах России и Украины. Эксперты Совмина пишут, что «на хлеб ржаной и ржано-пшеничный цены в Беларуси выше цен в Брян-ской области России на 42%, в Смоленской - на 23, на Украине - на 8. При этом рентабельность хлебопекарной промышленности за 11 месяцев 2002г. не превысила 6,9% на предприятиях системы Минсельхозпрода и 2,8% - Белкоопсоюза». Вместо защиты доходов бедных государство поглубже залезло в их карманы. Таким образом, первая цель ценовой политики Лукашенко и его правительства не достигнута. Каждая белорусская семья имела бы возможность гораздо большего выбора качественных и дешевых хлебобулочных изделий, если бы ценовых ограничений не существовало. Так может, производителям ценовое регулирование пошло на пользу?

Посмотрим сначала на динамику производства. В 1990г. в Беларуси выпекли 1 млн. 583 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий. В 1999г., когда было принято первое из данной серии постановление Совмина по ценовому регулированию, объем производства составил 967 тыс. тонн, в 2001г. - 769 тыс. тонн. В 2002г. пекари произвели своей продукции на 8,2% меньше, чем в предыдущем. Это если верить цифрам Минстата по итогам 2002г. А если вы сравните объем производства хлебобулочных изделий по сборнику «Промышленность Республики Беларусь», то падение составит 14,8%. Ценовое регулирование не спасло отрасль от резкого ухудшения количественных и качественных показателей. С момента, когда цены на хлеб попали в разряд непосредственно регулируемых государством, его производство сократилось на 32,2%. В 1999г. рентабельность в пищевкусовой промышленности была 13,4%, а в 2002г. она приблизилась к нулевой отметке. В мукомольно-крупяной (мука все еще входит в злополучный перечень) она составила минус 0,6%.

Конечно, одним ценовым регулированием нельзя объяснять динамику объемов производства. Но если производителю навязывают цену, которая не отражает его реальные издержки и положение на рынке, если ему запрещают самостоятельно проводить снабженческую и сбытовую политику, то он не может уберечь предприятие от банкротства, а отрасль - от глубокого кризиса. Динамика производства товаров, цены на которые регулировало или продолжает регулировать государство во имя экономического роста, создания рабочих мест и социальной защиты, доказывает достижение правительством прямо противоположного результата. В данном контексте сахар и яйца являются исключениями, которые объясняются скорее режимом торговли с Россией, чем благоприятным воздействием ценового регулирования.

Таблица

ЦЕНОВОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НЕТ ПРЕДЕЛА

Таков генезис и последствия ценовой вакханалии, затеянной почти четыре года назад. Оптимист может возразить, что осталось всего-то 10 позиций для прямого ценового регулирования. Это так, но не будем забывать о других формах ценового контроля, которые выполняют все ту же функцию, - не допустить роста цен выше установленного потолка. Помимо социально значимых у нас в стране есть еще категория фиксированных цен. Это когда государство прямо говорит производителю или импортеру, какова должна быть продажная цена. К ним относятся бензин, жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, гостиниц, дошкольных учреждений, пассажирского транспорта и учреждений культуры. Удельный вес данных товаров и услуг в индексе потребительских цен (ИПЦ) составляет более 7%.

И это не последний вид ценового регулирования, который используется в Беларуси. Не менее вредным для производителя является ограничение нормы рентабельности. По сути дела, чиновник навязывает предприятию структуру издержек и заставляет его прибегать к различным ухищрениям, чтобы без модернизации производства не вылететь в трубу. Как правило, директор шел на ухудшение качества продукции, отказ от известных брендов или сокращение объемов производства для внутреннего рынка. В эту категорию ценового регулирования попадают сахар, хлеб и мука, крупы, макароны, алкогольные и кондитерские изделия, ткани и пряжа, обувь, мебель, ковры, электро-, теле- и радиотовары, медикаменты, товары бытовой химии и бытовые услуги. В ИПЦ эта группа товаров составляет более 28%. Таким образом, даже без группы социально значимых товаров в ИПЦ 35% цен регулируются государством. О какой ценовой либерализации может идти речь? О какой победе над инфляцией докладывает Нацбанк президенту?

Рано радоваться тому, что хлеб уходит из одной категории регулирования. Никто не отменял нормирование рентабельности при его производстве. Никто не давал право хлебопекарням самостоятельно закупать муку (которая, кстати, остается в двух списках ценового регулирования). Ни правительство, ни облисполкомы и не думают снимать административные ограничения на продажу хлеба и хлебобулочных изделий. Производители хлеба все еще остаются заложниками мышления военного времени когда, кроме хлеба есть было нечего. Зато в графе «либерализация» чиновники с облегчением поставили жирную галку. И волки сыты, и овцы целы. Только от такой политики на нашем внутреннем рынке не станет больше конкурентных отечественных товаров. А за очередной эксперимент, нанесший огромный ущерб экономике, опять никто не заплатит ни деньгами, ни хотя бы освобождением от должности.

В народе говорят: хлеб - всему голова. Белорусская «голова» сильно болит. Жуткая мигрень не дает спокойно спать производителям и тревожит потребителей. Предложенное правительством лечение будет так же эффективно, как таблетка аспирина при гангрене. А нам, простым потребителям, предстоит ждать очередного роста цен на белорусский хлеб и булочки, потому как от олигополистов (их узкий круг известен всем) ценовой милостыни по поставкам данного социально значимого товара ждать не приходится.
Добавить комментарий
Проверочный код