Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (372) 10 февраля 2003 г. Радости жизни

КУЛЬТПОХОД

10.02.2003
Янка ГРЫЛЬ

Культура существует в разных форматах: статья в толстом журнале и надпись на спичечном коробке, симфоническая оратория и идеологическая доктрина, фестивальное шоу и диалог на интеллигентской кухне, граффити на мусорном ящике и эпическая поэма, обложка CD и выставка станковой живописи... Целостная картина складывается из деталей, анализ которых и предлагается читателям “Белорусской газеты” в этой колонке.

"БЛЕСК И НИЩЕТА «БЕЛАРУСКАЯ ДУМКI»

Не перестану соглашаться с нашим президентом в том, что в сфере идеологии у нас конь не валялся. Это на Западе прикормленные властью интеллектуалы корпят над перспективными идеологическими делянками, стараясь загодя просчитать все варианты и альтернативы. Наши фукуямы и бжезинские предпочитают, как “Отче наш”, повторять то, что уже было озвучено должностными лицами. Для этого и предназначен журнал “Беларуская думка”, выпускаемый администрацией президента тиражом 4.118 экз.

Самое интересное в печатных СМИ - рубрики и заголовки: первые задают формат и тематику разговора, вторые - его тональность и стилистику. С рубрикацией все просто: “Улада”, “Права”, “Эканомiка”, “Фiласофiя i сучаснасць”, “Навука i тэхналогii”, “Адукацыя i выхаванне”, “Спорт i здароўе”… Эдакая энциклопедия белорусской жизни. Заголовки поражают свежестью и нетривиальностью: “Тры апоры адзiнства”, “Мы избрали цивилизованный путь развития”, “Впереди непочатое море работы”, “Курсом устойчивого развития”, “Гражданином быть хочу! Кто меня научит?”. Русло, по которому струится неиссякаемый родник “Белорускай думкi”, нисколько не напоминает своей формой извилины головного мозга: оно ровное и прямое. От постановки навязшей в зубах проблемы (поиск национальной идеи, развитие белорусской экономики в условиях глобализации, падение престижа интеллигенции, неуставные отношения в армии и т.п.) - к смелому признанию того, что ее нужно срочно решать. Как? Это остается за скобками.

Красной нитью через все страницы журнала проходят темы “конфликта хорошего и еще лучшего”, “отдельных недостатков”, “сложных, зачастую противоречивых процессов”, как болотные пузыри, периодически прорывающихся на поверхность белорусской действительности. Тональность этого серьезного, обстоятельного разговора о наболевшем задается пассажами вроде “Горячо поддерживая возможный ход событий, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул…” DOWN, “Мяркую, БРСМ варта захаваць найлепшыя набыткi папярэднiкаў…” DOWN, “Ее [Надежды Ермаковой] глаза лучились добротой, чистое открытое славянское лицо располагало к откровению (надо полагать, религиозному. - Я.Г.) . Журнал ведет разговор о Беларуси-2003 в стилистике 1970-х, местами опускаясь до уровня “Библиотечки агитатора”, местами воспаряя до высот “Известий ЦК КПСС” раннеперестроечного периода.

70-е избраны в качестве духовного ориентира не только потому, что авторы и редколлегия ностальгируют по эпохе, на которую пришлась их молодость. Дешевизна вареной колбасы вкупе с климактерической социальной стабильностью эры дорогого Леонида Ильича вряд ли способна сама по себе вдохновить докторов всевозможных наук и верхушку “вертикали”. Просто номенклатура всем своим рецепторным аппаратом ощущает сходство нынешней ситуации в белорусском обществе с анабиозом 70-х и, как собачка профессора Павлова, воспроизводит привычные рефлексы.

“Человек - это стиль” , - говаривал мудрый француз Бюффон. За убогими пропагандистскими клише “Думкi” таится столь же архаичная идеологическая начинка. Как явствует из передовицы главного редактора В.П.Величко, ключ к развитию нашей цивилизации (естественно, в планетарном масштабе) - конвергенция “целостно-гуманитарного славянского сознания” и “прагматически-рационалистического западного”. Конвергенции не хочет ни сам Запад, “озлобившийся на Россию после позорного разгрома Фридриха Великого” , ни подконтрольные ему СМИ, отравляющие девственное сознание славян мыльными операми, ток-шоу, Пелевиным, Сорокиным и т.п. Ссылки на русских мыслителей прошлого века и газету “Советская Белоруссия” подводят под эту причудливую идеологическую конструкцию шаткий фундамент.

Есть место и стилистическому изыску - неологизму “тухлеть” , доселе в словарях незамеченному.

Целевая группа “Беларускай думкi” - идеологические кураторы “вертикали” из отдаленных районов, где не вещают ни БТ, ни ОНТ, ни белорусское радио. Рекомендуемый слоган для рекламной кампании - “Верной дорогой идете, товарищи, стоя на месте”. Наиболее вероятный заказчик лобовых PR-атак “Думкi” на давно опустевшие окопы недругов - коварные западные спецслужбы или непримиримая оппозиция. Прав президент: идеология у нас ни к черту не годится…

Оценка: Концепция / Стилистика / Резонанс - 2 / 3 / 0
Добавить комментарий
Проверочный код