Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (372) 10 февраля 2003 г. Экономика

ОПАСНЫЙ СИНДИКАТ: ЖКХ как машина по выжиманию денег из населения и бюджета

10.02.2003
Ярослав РОМАНЧУК

В прошлом году Комитет госконтроля проверял жилищно-коммунальное хозяйство - своеобразную «черную дыру» белорусского бюджета. Сегодня в сети его бесхозяйственности все чаще попадают предприятия и население. Одно дело платить за квартиру $5, другое - $30. Практика работы ЖКХ показывает: сколько бы дотаций туда ни вливали, все равно этого мало для производства качественных услуг. А вся реформа ЖКХ сведена к механическому повышению цен.

НА ДВЕРЯХ - ПОДКОВА, В ЗАВЕДЕНИИ - «КОНЮШНЯ»

Ведомство Анатолия Тозика проверило 195 из 925 входящих в систему ЖКХ организаций и само министерство, поэтому выводы КГК смело можно распространить на весь сектор. По упорным слухам, циркулирующим в кабинетах Совмина и отраслевых министерств, глава Минжилкомхоза Александр Милькота вскоре лишится своего поста. Этот прогноз сделать несложно, прочитав заключение госконтролеров: «Минжилкомхоз не обеспечил должного руководства системой жилищно-коммунального хозяйства, из-за чего значительная часть финансовых и материальных ресурсов отрасли используется неэффективно и с нарушением требований законодательства».

Не будет преувеличением допустить, что могут последовать не только отставки, но и тюремные сроки. За 2001г. и за 9 месяцев 2002г. в ЖКХ «было неоправданно или неэффективно израсходовано 112 млрд. рублей государственных средств». Это чуть меньше, чем прибыль всего сектора за аналогичный период.

«Финансово-экономическое состояние организаций Минжилкомхоза неудовлетворительное», - читаем мы в отчете КГК. Доля убыточных предприятий за 11 месяцев 2002г. составила 35,4%, что только на 0,2 процентных пункта меньше, чем в прошлом году. И это при том, что за прошлый год цены на ЖКУ выросли на 247,7%. Газоснабжение подорожало на 246,1%, водоснабжение - на 205,1%, отопление - на 273,5%, пользование жилыми помещениями - на 470%. Выручка от реализации ЖКУ выросла на 29,8%, а затраты - на 32,9%. Рентабельность составила минус 8,8% (год назад за 11 месяцев было минус 9,2%). Это наихудший показатель среди всех секторов экономики. ЖКХ увеличило долги за энергоресурсы с 627,5 млрд. на 1 января 2002г. до 865,5 млрд. на 1 декабря 2002г. Платежеспособность (денежные средства на счетах предприятий в % к просроченной кредиторской задолженности) в ЖКХ составила мизерную величину - 2,6% (в начале 2002г. было 2,7%), что в 5 раз меньше, чем в среднем по экономике, и на 0,3 процентных пункта меньше, чем у безнадежного сельского хозяйства. По итогам 2001г. в жилищно-коммунальном хозяйстве убыточными были 175 организаций. В начале 2003г. их количество перевалило за 300.

Несмотря на ужасные финансовые показатели отрасли, блокировку реформ, сами чиновники системы живут лучше многих бизнесменов. Чтобы эффективно управлять такой сложной махиной, как белорусское жилищно-коммунальное хозяйство, надо быть очень высококлассным менеджером. Минжилкомхоз с 1999г. увеличил число организаций с 628 до 925. В ряде организаций численность административно-управленческого персонала составляет до 41,9% от численности работников, а в целом по отрасли - 20,3%. Трудно себе представить частную фирму, где каждый второй был бы начальником. А вот руководство Минжилкомхоза за счет бюджетных денег и средств домашних хозяйств себе это устраивает запросто. Сокращение только на 15% управленческого персонала за 2001г. и за 9 месяцев 2002 г. сэкономило бы бюджету 46,5 млрд. рублей. Это на 3,5 млрд. больше, чем финансирование всего Таможенного комитета в 2003г.

ЖАРЕНЫЕ ФАКТЫ - ОТ СЫРЫХ МЫСЛЕЙ

Жилищно-коммунальный сектор Беларуси превратился в своеобразный синдикат, который пытается жить по своим законам. Казалось бы, все жилищно-коммунальные организации у нас в стране бюджетные и должны подчиняться нормативам для госструктур. Президент запрещает частным фирмам платить своим сотрудникам больше, чем в госучреждении. А вот ЖКХ Пинска установило ставку первого разряда, в 3,2 раза превышающую уровень для организаций, финансируемых за счет средств бюджета. Бывший гендиректор Гомельского управления ЖКХ Морозов получал 1 млн. 975 тыс., директор «Витебскводоканала» Саховский - 1 млн. 319 тыс. В Жодинском водоканале директор Чередник назначил себе 1 млн. 338 тыс. «Высокий уровень зарплаты руководителей организаций ЖКХ во многом обусловлен несовершенством контрактов, заключаемых с ними местными органами власти».

Беларусь, к счастью, пока щадят теплые зимы и регулярно поставляющие энергоресурсы россияне. Но это не будет вечно. Вместо того чтобы использовать ресурсы на капитальный ремонт жилья, их прячут в запутанных сметах и жировках. КГК установил, что только за 9 месяцев 2002г. без достаточных оснований на капремонт потрачено 14,8 млрд. рублей. Организации ЖКХ почему-то считают, что стройматериалы можно закупать без тендера. УП «Горснаб Мингорисполкома» приобрел у российских фирм ржавую бракованную арматуру 1989-1990гг. выпуска. Взамен россиянам поставлялись новые трактора с оптовой надбавкой 1%. При этом данная структура продавала «ржавчину», накручивая 20% к цене.

КГК сделал вывод, что «для приведения в технически исправленное состояние жилфонда, находящегося на балансе организаций ЖКХ, при нынешних темпах его капремонта потребуется не менее 250 лет. «Рекорд» продолжительности реконструкции жилого дома N15 по ул. Прохорова в Витебске составил 8 лет при нормативе 1 год, а по капремонту жилого дома N44 по проспекту Скорины в Минске - более 6,5 года при нормативе 2 года».

ЗОЛОТАЯ АРЕНДА

Очередной золотой жилой руководителям предприятий Минжилкомхоза является сдача помещений в аренду. Так, на УП «ЖРЭО Первомайского района г. Минска» арендаторы за счет сдачи арендуемых помещений в субаренду получали доход в 5-25 раз больше, чем сам арендодатель. Кто и сколько в этой схеме получал откатов, КГК не выяснял. За 2001г. и 9 месяцев 2002г. потери предприятий ЖКХ от сдачи нежилых помещений в аренду составили 20,5 млрд. рублей. Это 28% прибыли всего ЖКХ страны за 11 месяцев. Единственным выходом в данной ситуации было бы проведение глубокой реформы с образованием товариществ собственников, развитием конкуренции среди компаний по оказанию ЖКУ. Но именно руководство 925 организаций ЖКХ и Минжилкомхоза кровно не заинтересовано в реформах сектора. Зачем что-то менять, если «все издержки государственных жилищно-эксплуатационных организаций, в т.ч. и являющееся следствием бесхозяйственности, по-прежнему покрываются дотациями из бюджета».

И так по всей стране на протяжении уже 10 лет. Например, зачем «Водоканалам» что-то менять, если они до сих пор пользуются нормой суточного потребления 300 литров на человека, установленной еще в 1984г.? В Беларуси отсутствует единая методика определения расхода тепловой энергии, расчетов населения с ЖЭО, а последних - с энергоснабжающими организациями. Если бы приборы учета тепла стояли во всех жилых домах, то потребители экономили бы около 3,8 млрд. рублей в год.

НЕКОТОРЫЕ - РАВНЕЕ

Надо отметить, что далеко не всем семьям грозит резкий рост цен на услуги коммунальщиков. Будучи щедрыми и добродушными (за счет бюджета), начальники исполкомов и ЖКХ с удовольствием раздают льготы по оплате коммунальных услуг. А сколько полезных знакомств можно получить на рынке раздачи таких бонусов! В 2001г. льготы по ЖКУ имели 610,5 тыс. человек. Ради справедливости надо сказать, что иногда контролеры нарушают синдикативное спокойствие жилищно-коммунального сектора. По итогам проверки КГК к административной ответственности было привлечено 424 должностных лица, к дисциплинарной - 300 человек. Свои должности потеряли 5 человек, а против 12 возбуждены уголовные дела. По мнению КГК, предприятия отрасли могут быть оштрафованы на 6,8 млрд. рублей, но что толку давать им штрафы, если формально деньги придется брать из бюджета. При общем объеме откатов, краж, злоупотреблений, которые творятся в ЖКХ, это чрезмерно низкая цена за стабильные заработки десятков тысяч человек, за щедрую помощь далеко не самым бедным гражданам страны.

Многие говорят, что в Беларуси нет экономического кризиса, что президент держит под жесточайшим контролем «вертикаль» и весь госсектор. Состояние ЖКХ убеждает нас, что мы уже давно живем в вялотекущем кризисе. Когда станут разваливаться дома, лопаться трубы, начнется веерное отключение воды и света, а люди будут платить за квартиру на 50% больше, чем сегодня, то для наведения порядка в данном секторе и на улицах городов понадобятся не сантехники и электрики, а омоновцы и сцецназовцы.
Добавить комментарий
Проверочный код