Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (372) 10 февраля 2003 г. Экономика

Систему будут чистить, а не менять

10.02.2003
Сергей ЖБАНОВ

Президиум Совмина провел генеральную репетицию перед предстоящим отчетом у президента о работе народного хозяйства Беларуси. Вывод неутешителен: не сумев привлечь иностранного инвестора, страна начинает терять внутреннего. От этого страдают все экономические показатели. В такой ситуации надо что-то менять: или концептуальные подходы, или кадры.

О ЧЕМ МОЛЧИТ ЗАПИСКА

Записки о социально-экономическом развитии Беларуси готовятся в правительстве регулярно. Но структура их неоднородна и отражает ежегодные колебания генеральной линии. В 2001г. правительственные аналитики стремились обратить внимание президента на «усиление социальной направленности государственной экономической политики», выделяя эту приятную для президентского глаза фразу жирным шрифтом.

Но в отчете за 2002г. социальная политика подобной чести не удостоилась, а шрифт для слабовидящих использовался исключительно для названия отраслей и главных экономических показателей. Выделяя сегодня сельское хозяйство или розничный товарооборот, правительство просто подтверждает объект будничной заботы, равно как и отсутствие поводов для оформительских излишеств.

В былые времена в отчетных документах такого рода можно было ознакомиться с набором стратегических правительственных планов, связываемых с созданием финансово-промышленных корпораций (ФПК) или свободных экономических зон (СЭЗ). Теперь об этом Совмин предпочитает не вспоминать - ни ФПК, ни СЭЗ возлагаемых надежд на привлечение инвестиций и оживление промышленной активности не оправдали.

2002г., не в пример 2001 социальному году, должен был стать этапом оживления инвестиционной деятельности. Но в итоге показатель роста инвестиций в основной капитал, как и роста производства продукции сельского хозяйства, выпали из числа выполненных важнейших параметров прогноза социально-экономического развития. Результат неожиданный даже в сравнении с первым полугодием 2002г. Таким образом, замена «социального» приоритета на «инвестиционный» обернулась забвением первого и невыполнением второго показателя. Рост инвестиций в основной капитал составил 3,2% по сравнению с 2001г., при прогнозе 6-7%.

СПРАШИВАТЬ НЕКОМУ

Сейчас в правительстве и Нацбанке стало модно говорить о повышении спроса экономики на деньги как о главном источнике будущего экономического роста. Но если посмотреть на итоговые данные развития отраслей промышленности, ориентированных прежде всего на внутренний рынок (пищевой, легкой, деревообрабатывающей и т.д.), призванных «связывать» наличную массу денег населения, то с удивлением обнаруживаешь, что именно концерны «Беллесбумпром», «Беллегпром», «Белгоспищепром» и «Белкоопсоюз» оказались не в состоянии справиться даже с прогнозными заданиями. А такие отрасли, как мясо-молочная или мукомольно-крупяная, еще и убыточны. Чего уж тут говорить о повышении спроса на деньги.

Очевидно, что реальные перспективы роста производства данных отраслей без достаточных инвестиций в основной капитал кроются только в ускоренной девальвации, стимулирующей увеличение экспорта. Свободных производственных мощностей в этих отраслях больше половины, а рост общего объема экспорта подтверждает наличие благоприятной внешнеторговой конъюнктуры для Беларуси, позволяя ей компенсировать падение мировых цен увеличением физических объемов поставок.

ИКРА НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Зато ситуация с реальными доходами населения, которые власти пытаются обеспечить разнообразными товарами народного потребления, менее прозрачная. Если верить правительству, эти доходы возросли за год на 9%. Пусть это меньше в два раза, чем за первое полугодие 2002г., но такого темпа прироста вполне достаточно, чтобы объяснить заметное улучшение структуры потребления в любой стране.

При подобных темпах население начинает потреблять икру и покупать автомобили. Но не у нас. Здесь мы имеем очередной парадокс, когда наше якобы богатеющее население начинает увеличивать долю потребления продовольственных товаров с 61 в 2001г. до 64% в 2002г. Причем происходит увеличение доли потребления далеко не лучших по пищевой ценности товаров. Но оставим этот статистический или методологический феномен на совести Минстата.

Важно другое: в своей подавляющей массе продовольствие импортируется, а раз так, то правительство очевидно преуспело в повышении спроса, но не на свои, а на зарубежные деньги. Сломать эту тенденцию можно только одним способом - создать благоприятные условия для инвестиций, начав с заметного снижения налогового бремени. Но об этом в отчете не говорится ни слова.

ЧАХОТКА ПО-ИНВЕСТОРСКИ

Правительство лишь взяло на себя смелость отметить уменьшение активности внутреннего инвестора. Известно, что больше половины всех капитальных вложений приходится на собственные средства юридических лиц. Но темп их прироста составил всего лишь 1,8% по сравнению с 2001г. Объясняют правительственные аналитики это просто: сложным финансовым положением предприятий реального сектора и высокой стоимостью банковских кредитов.

Но проблема даже не в способности банков снизить стоимость заемных денег, а в невысоком уровне капитализации белорусской банковской системы.

Когда Нацбанк рапортует о резком увеличении собственных чистых иностранных активов - это может означать только то, что у коммерческих банков данный показатель ушел в область отрицательных величин. Этот процесс набирает силу уже третий год - и вот результат. По итогам 2002г. коммерческие банки Беларуси имеют чистые иностранные активы на сумму минус $9,6 млн. Стоит отметить, что примерно такую величину чистых иностранных активов с тем же знаком Нацбанк имел в первые дни работы нынешнего председателя правления главного банка страны Петра Прокоповича.

ДРАКУЛЫ ИЗ НАЦБАНКА

Как видим, хозяйственная сметка не подвела нового руководителя, и дела в главном банковском учреждении пошли на лад. Поэтому советникам главного банкира стоит потрудиться и объяснить банкиру поневоле, что без системы коммерческих банков Нацбанк не нужен. Продавая последнюю валюту Нацбанку в обмен на рубли, банки получают возможность выполнить поручение президента и произвести кредитование предприятий для расчетов по заработной плате. Использование вампирской стратегии Нацбанком может продолжаться ровно до той поры, пока валютная кровь гуляет по жилам коммерческих банков. Как следует из статистики, кровушку уже повыпили.

Вывод о чрезвычайной слабости белорусских банков можно сделать и не из статистики. Просто нужно понаблюдать, как обслуживаются в белорусских банках такие крупные клиенты, как, например, Белорусский металлургический завод (БМЗ), вынужденный для кредитования под оборотные средства открывать счета во всех ведущих банках. Потому что нет ни одного банка, который способен в одиночку удовлетворить потребности данного предприятия.

Но даже ресурсов всех банков, у которых БМЗ состоит в клиентах, предприятию хронически не хватает, а говорить о способности белорусских банков кредитовать модернизацию основного капитала БМЗ вообще не приходится. Увеличить же внешние заимствования при существующем в Беларуси инвестиционном климате и полном отсутствии кредитного рейтинга страны - задача не для средних умов из правительства.

Долгосрочное кредитование коммерческими банками страны производится только из-под палки. В общем объеме кредитных вложений краткосрочные кредиты составляют 57% по итогам за 2002г.

МОНЕТИЗАЦИЯ И СОВЕТИЗАЦИЯ

Но по-другому и быть не может, так как соотношение между денежной массой и ВВП в Беларуси где-то на уровне 7,45%, т.е. коэффициент монетизации, за рост которого когда-то боролся глава Нацбанка, все так же ничтожен. Но теперь Петр Прокопович предпочитает рассказывать о росте депозитов населения в банковской системе страны, а не о коэффициенте монетизации. Хотя смысл данного показателя и состоит в демонстрации долгосрочного доверия внутренних инвесторов к банковской системе и их склонности к накоплению. А иначе все эти депозиты населения по чисто экономическим соображениям не могут быть использованы для долгосрочного кредитования и трансформируются только в короткие займы.

Для создания стимулов к долгосрочному, т.е. инвестиционному, кредитованию в основной капитал этот коэффициент должен перевалить хотя бы 50-процентную отметку, не говоря уже о 100%, имеющихся в экономически развитых странах. В Беларуси коэффициент монетизации неизменно низок с первых дней ее государственности и никогда не достигал даже 10%. Поэтому ждать добровольного изменения отношения банков к долгосрочным инвестициям пока не приходится.

Государство заинтересовано сегодня только в государственных банках типа АСБ «Беларусбанк», имеющем 55,6% всех вкладов населения и возможность ежегодно оказывать кредитную поддержку правительству, а также продавать валюту из чистых иностранных активов Нацбанку. Отсюда привилегии, имеющиеся у данного банка, с одной стороны, и полное отсутствие заинтересованности в развитии банковской системы в целом - с другой.

Остальным коммерческим банкам отведена роль обслуживания мелких частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сломать эту тенденцию, благодаря современному стилю менеджмента, проповедуемому руководством, оказался способен только «Приорбанк». Впрочем, это приятное исключение, лишь подтверждающее общее состояние коммерческих банков республики.

Покупка акций данного банка на сумму всего лишь $30 млн. позволила ему уверенно занять третью строчку в списке ведущих банков страны. Поэтому несложно представить и масштаб грандиозного инвестиционного проекта, который способен прокредитовать лучший коммерческий банк страны.

ОТЦЫ ПОЛИТИКИ И ПАСЫНКИ ЭКОНОМИКИ

Бедный фондовый рынок Беларуси вообще не может быть рассмотрен как серьезный фактор инвестиционного процесса. Правительство, очевидно, осознает подобное состояние дел на рынке финансовых ресурсов и, следовательно, свою неспособность в кратчайшие сроки улучшить инвестиционную ситуацию в Беларуси, поэтому цель генеральной репетиции отчета в Совмине не инвестиционный климат, а попытка так расставить акценты, чтобы разогнать тучи предстоящих кадровых перемен.

Подсказкой для кадровых решений президента должно стать определение персонально ответственных должностных лиц за отдельно взятые экономические показатели. Нам тоже будет нелишним узнать, что в правительстве введена персональная ответственность за сохранение темпа инфляции в размере не выше 1,8%. Отвечать за инфляцию будет не Петр Прокопович, печатающий деньги, а вице-премьер Кобяков.

Теперь мы знаем, с кого спросить за инфляцию и за темп роста инвестиций в основной капитал в размере 12-13%, как, впрочем, и за наши с вами реальные доходы. За всю макроэкономику ответит Андрей Кобяков. Таков удел исполнителя, а не автора белорусской экономической концепции, которая сомнений у народа вызывать не должна.
Добавить комментарий
Проверочный код