Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№3 (370) 27 января 2003 г. Визави

«ДЕСЯТКА» ДЛЯ ГЕНИЯ. Остальным - спасибо

27.01.2003
Вероника ЧЕРКАСОВА

Уже две учебные четверти наша школа учится по законам школьной реформы. Тем не менее споры вокруг нее не утихают, и недовольных нововведениями, кажется, становится не меньше, а даже больше. Что стоит за этим недовольством? Здоровый консерватизм родителей, которые хотят, чтобы их дети учились по тем же правилам, по которым когда-то учились они, или то, что реформа не была до конца подготовлена, и трудности из-за этого сегодня испытывают и ученики, и учителя, и родители? О причинах, по которым сегодня «буксуют» нововведения в белорусской школе, корреспонденту «Белорусской газеты» рассказывают учитель высшей категории русского языка и литературы 211-й минской школы Любовь ГУЛЯЕВА и главный инспектор Главного управления общего среднего образования Министерства образования Наталья ГОРОВАЯ.

Любовь ГУЛЯЕВА: «НАС РОДИТЕЛИ НАЗЫВАЮТ ВЫМОГАТЕЛЯМИ»

- Как вы по прошествии двух учебных четвертей можете оценить ход школьной реформы?


- Мне неоднократно приходилось слышать выступления министра образования Петра Бригадина, где он говорил, что реформа - это не только десятибалльная система и пятидневка. Но, к сожалению, пока в своей школе я вижу, что реформа ограничивается именно этим. Больше она пока ни в чем не проявилась.

- Именно десятибалльная система сегодня вызывает больше всего нареканий. нужна ли она была вообще?

- Конечно, нужна, потому что с помощью пятибалльной системы мы оценивали не то, что знает ученик, а то, чего он не знает. Было очень трудно отследить количество знаний между тройкой и четверкой. Десятибалльная система дает возможность конкретно и правильно оценить знания ученика. Другое дело, что теперь самые блестящие знания учебника оцениваются всего лишь в 7-8 баллов. А если ученик хочет получить 10 баллов, то кроме знания учебника он должен продемонстрировать знания, добытые им самостоятельно. 10 баллов по русскому языку и литературе ставятся, если ученик «свободно, правильно, в соответствии с нормами литературного языка исчерпывающе излагает учебный материал, демонстрирует высокую степень осознанности изученного материала, умеет аргументированно, доказательно излагать, делать самостоятельные выводы, самостоятельные обобщения, теоретические сведения иллюстрировать необходимыми примерами не только из учебника, но и самостоятельно подобранными».

- Получается, что сегодня «десятку» получить гораздо сложнее, чем раньше «пятерку»?

- Очень трудно. И совсем не потому, что учитель, как нередко говорят, боится ставить 9 и 10. Мы с удовольствием поставим эти отметки, но у нас есть нормативные документы, которые выпустило Министерство образования. В них написано, что так оценивается «творческая самостоятельная работа». За великолепное знание учебника можно получить только 6-7-8 баллов. А теперь представьте себе, что такая самостоятельная творческая работа должна быть по каждому предмету - географии, истории, биологии, химии, физике, двум языкам и двум литературам. И мы говорим о том, что разгрузили ученика, сделали его более свободным для занятий спортом, культурного досуга. Неправда! Хорошего ученика мы не разгрузили, мы его загружаем все больше и больше. Десятибалльная система защищает не отличника, а ученика неуспевающего. Потому что у нас в школе теперь нет неуспевающих, нет двоечников, не будет второгодников, не будет работы на лето. Отстающий ученик 12 лет будет учиться в школе с отметкой 1-2-3 балла. Эти же отметки будут стоять в его аттестате.

- В чем, на ваш взгляд, сегодня больше всего нуждается школа?

- Cовершенно нет учебной базы. Все учебники для пяти уровней знаний старые. Они не рассчитаны на новую систему оценок. Судите сами: низкий уровень достижения учащегося оценивается 1-2 баллами. Значит, на этот уровень у нас должны быть упражнения, соответствующие задания, домашние в т.ч. Свои задания должны быть для удовлетворительного уровня и т.д. Но мы учимся по старым учебникам, у нас старое методическое обеспечение. О том, что у нас будет десятибалльная система, нам говорили почти полтора года. За эти полтора года можно было хорошо подготовиться к ее введению. У нас же методические указания под названием «Временные нормы оценки учебных достижений учащихся» (по этим «временным» нормам мы работаем до сих пор) были присланы в школу лишь 25 августа, буквально за несколько дней до начала нового учебного года. Я считаю, что это преступное опоздание. Мы целую четверть учились по этому документу. В конце его записано, что «четвертная оценка выставляется как среднее арифметическое результатов промежуточных самостоятельных работ и тематических контрольных». Мы и выставляли оценку за четверть как среднее арифметическое. И тут нас ждал сюрприз. 31 октября мы должны были выставить оценки за первую четверть, а 29-го мы получили в «Настаўнiцкай газеце» разъяснение того, как выставляются четвертные отметки. Там было написано, что при их выставлении «учитываются текущие отметки промежуточного контроля... и выставляются по наивысшему баллу преобладающего уровня». Неужели единую позицию по этому вопросу нельзя было выстроить в течение тех полутора лет, когда проходил эксперимент в Брестской области?

С 17 сентября я была на курсах повышения квалификации три вторника подряд. Я спешила туда, жертвовала уроками, потому что хотела понять, научиться. С нами не встретился ни один из разработчиков этих норм из Министерства образования. Cчитаю, что они просто побоялись прийти к учителям-практикам. Мне страшно от того, что все время обвиняют учителя - учитель не понял, учитель не знает, учитель виноват и т.д. Это неправда. И прежде чем обвинить нас в непонимании, надо учителю все четко, грамотно и обоснованно объяснить.

- Не упала ли в связи с введением десятибалльной системы успеваемость учеников? Есть ли сегодня у вас в школе те, кого раньше называли отличниками?

- В школе, где почти 2 тыс. учащихся, сегодня есть лишь один такой ученик. Многие ученики страдают от того, что не могут получить 9-10 баллов. У меня есть ученица, которая всегда училась только на «5». У нее были блестящие ответы. Сегодня ее отметки колеблются в районе 7-8-9 баллов. Она не отличница.

- Не сократится ли число медалистов?

- Скорее всего, сократится, поскольку, согласно положению о медалях, для ее получения ученик должен получить 9-10 баллов по всем предметам. Но как можно получить 9-10 баллов по всем предметам, самостоятельно добывая знания?

- Оправдала ли себя, на ваш взгляд, пятидневная учебная неделя?

- Мы в шестой день предоставляем ученикам неспециализированных классов возможность заниматься в школе спортом либо привлекаем их к культурно-массовым мероприятиям. Но тот, кто учится в классе с углубленным изучением предмета, занимается шестой день в неделю, хотя я считаю, что это просто наказание для ученика. Почему хороший ученик должен учиться больше, чем отстающий, которому занятия нужнее?

- Что, на ваш взгляд, не было учтено при разработке школьной реформы?

- Я заканчивала школу в прошлом веке. Передо мной стоял учитель, у него в руке был мел, рядом - доска. Я учу в XXI веке. У меня - мел и доска. В этом году у нас в сентябре не было даже мела. Мы сложились и купили его...

Реформа должна быть подкреплена материально. Вы знаете, что нас, учителей, родители называют вымогателями? Только вчера я купила папку для кабинета психологии, которая стоит 5 тыс. Открываю дневники своих учеников и вижу, что напротив графы «Физика» написано «200 рублей», на которые мы покупаем батарейки для лабораторных работ. В этом году мой класс выписал газету в школьную библиотеку, потому что у школы денег на подписку не было. Вы открываете дверь в школьный кабинет - знайте, что ручку двери купили родители, вы открываете замок - его тоже купили родители, шторы на окнах кабинета - тоже они. В этом году во время зимних каникул в одном классе родители положили новый линолеум, купили новые парты и новый стол. Теперь всем остальным классным руководителям администрация будет говорить: «Вы не умеете работать с родителями». В школе темно и холодно. Мы скоро будем просить родителей поменять батареи и купить светильники, чтобы в классе было тепло и не гудели лампы дневного света.

Наталья ГОРОВАЯ: «В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ БЫЛА ОРИЕНТАЦИЯ НА ТО, ЧТО 10 БАЛЛОВ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЛИШЬ ГЕНИЙ, КОЛИЧЕСТВО КОТОРЫХ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 5% ОТ ПОКОЛЕНИЯ»

- Реформа образования по-прежнему вызывает много вопросов. В первую очередь это касается 10-балльной системы оценки знаний. Так уж необходимо было ее вводить?


- Получилось так, что нововведения в школе в процессе ее реформирования вошли в противоречие с 5-балльной системой оценивания, которая не может в полной мере обеспечить объективность оценки как качества учебно-познавательной деятельности учащихся, так и ее результатов учителем и самим учеником. В 5-балльной системе первая положительная отметка была 3 балла. И требования для получения этой отметки для такой категории учащихся были завышены. Почти всегда получалось, что учителя ставили им 3, а подразумевали 2. Поэтому мы расширили баллы от 1 до 10 учитывая, что есть часть детей, которые работают или могут начинать работать именно на самом низком уровне. Если при 5-балльной системе оценка знаний шла как бы от высшего к низшему баллу, то теперь мы начинаем от самого низкого положительного балла и показываем, как постепенно, постигая способы учебной деятельности, можно двигаться от самого низкого к самому высокому уровню.

- Но сегодня 10 баллов получить ученику гораздо сложнее, чем раньше - «пятерку».

- Раньше у нас были несколько расплывчатые нормы для получения отметки 5 баллов. Это приводило к тому, что в одной школе учитель ставил 5, например, за продуктивную деятельность, а в другой школе учитель того же предмета ставил ту же оценку только за репродуктивную деятельность. Иллюзии многих выпускников школ разбивались при поступлении в вуз. Потому теперь мы более четко сформулировали требования для получения высшей отметки. Ее ставят тогда, когда ученик может не только владеть теоретическим материалом, применять на его практике при решении задач стандартного вида, но и умеет применить изученный материал в условиях, когда учебные ситуации изменяются. Поэтому многие сегодня теряются и не могут получить высший балл.

- Чтобы получить высший балл не по одному, а по всем предметам, теперь нужно работать гораздо больше, чем раньше. Получается, что у школьника значительно прибавилось работы, хотя одна из целей реформы - разгрузить учеников. Как быть с этим?

- Ученик разгружается за счет того, что «разгружается» программа изучения того или иного предмета, поскольку из нее устраняется дублирующий и второстепенный материал. Кроме того, если раньше акцент делался на то, чтобы напичкать школьника большим количеством информации, то сейчас упор делается на ограниченную, но нужную информацию, которая позволяет развить ученика, его мыслительную и учебно-познавательную деятельность, чтобы он не только изучал, но и мог оперировать приобретенными знаниями в различных ситуациях. Посмотрите, сегодня волнуются не столько дети, сколько их родители. Они учились в других условиях, когда перед школой стояли совсем другие задачи, и родители хотят нас заставить продолжать учить детей так же, как когда-то учились они сами. Но жизнь поменялась, и сейчас самое главное - не только владеть определенными знаниями, но и уметь ими оперировать. Да, родители, бабушки и дедушки постоянно нас критикуют, когда читают в новом поколении учебников, созданных у нас для классов реформированной школы, задачи по математике, в условия которых включаются географические объекты, события из истории. И пользуясь всей этой информацией, надо ответить на главный математический вопрос, который заложен в задаче. Им это не нравится, а ведь такая задача учит человека анализировать информацию и выбирать из нее то, что нужно для ответа на поставленный вопрос. Так сегодня учится весь мир. 10-балльная система стимулирует учебно-познавательную деятельность ученика и позволяет учитывать его индивидуальные возможности и способности.

- Но ведь реформа образования, новая система оценивания подразумевают и создание новых учебников и систему измерителей для оценки учебных достижений учащихся. А последних в школах сегодня катастрофически не хватает.

- Все правильно, здесь мы в долгу перед учителями. Сегодня в первую очередь новыми учебниками обеспечены ученики начальной школы, в этом году - и четвертый класс, а также т.н. пятый «штрих-класс», это часть детей, которые шли впереди остальных. Но мы перешли на 10-балльную систему и в одиннадцатилетней школе, где «работает» старое поколение учебников, и те задания, которые в них есть, не рассчитаны на новый подход. Из-за этого в первом полугодии у учителей, конечно, были большие трудности. Но мы через средства массовой информации, через предметные журналы доводили до учителей примерные разноуровневые задания, которые они могут использовать в условиях 10-балльной системы для оценки учебных достижений детей. Постепенно эта ситуация разрешается. Уже по многим предметам появились сборники разноуровневых заданий. Учителя физики к началу учебного года получили сборник самостоятельных и контрольных работ по курсу физики, рассчитанных на 10-балльную систему оценки знаний, такие сборники уже появились по географии, биологии. Мы планируем, что в следующем году сборники появятся по всем предметам, и тогда ситуация стабилизируется.

- А как сегодня выглядит ситуация с шестым учебным (или неучебным) днем?

- Те школы, в которых нет классов с углубленным изучением отдельных предметов, работают в режиме 5-дневной рабочей недели, когда шестой день используется для организации физкультурно-оздоровительных и воспитательных мероприятий. В этом вопросе мы сейчас занимаем жесткую позицию - не должны проводиться в этот день и факультативные занятия, это все надо делать в режиме 5-дневной недели. Но тут есть и свои проблемы. Да, в связи с переходом на пятидневку мы «растянули» учебный год, но резко изменить программу, когда работает старое поколение учебников, очень трудно. При этом мы не можем «перегрузить» ученика, поскольку санитарные нормы ограничивают обязательную учебную нагрузку в течение дня и недели. Из-за этого в гимназиях, лицеях учатся и в субботу.

- В школе, где 2 тыс. учеников, на сегодняшний день имеется только один отличник, который получает 9-10 баллов. Это нормально?

- Думаю, что это ненормально. В школе, где обучается 2 тыс. человек, количество учащихся, которые бы получали 9-10 баллов, должно быть намного больше. Наверное, учителя школы до конца не поняли нормативов. В какой-то момент была ориентация на то, что отметку 10 баллов может получить лишь гений, количество которых в любом обществе не превышает 5% от поколения. Как вы думаете, Министерство образования пошло бы на то, что лишь 5% детей могут иметь 9 и 10 баллов? Это недопонимание и перегибы, неизбежные на начальном этапе. Я не могу сказать, много или мало должно быть отличников. Все зависит от того, какой контингент учащихся в том или ином классе.

Хочу подчеркнуть, что этот год для нашей школы - особенный. Идет обкатка примерных норм оценки результатов деятельности учащихся. Мы ждем обратной связи от учителей, их замечаний и предложений и к следующему году издадим нормативный документ, в котором будут зафиксированы нормы оценок результатов учебной деятельности учащихся.
Добавить комментарий
Проверочный код