Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№3 (370) 27 января 2003 г. Тенденции

ОТ «Г…НА» ДО «ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ»

27.01.2003
Родион РАСКОЛЬНИКОВ

№ 3 [370] от 27.01.03 - Со времен Владимира Ильича Ленина, высказавшегося, как известно, в пользу того, что интеллигенция не мозг нации, а «г…но», каждый видный политический лидер зарекомендовал себя самобытным отношением к интеллигенции.

В советской политической иконографии было достаточно апокрифичных живописных изображений на тему единения партии и творческой интеллигенции: Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена, Ленин в гостях у Горького на Капри или тот же Горький, но уже со Сталиным - вождь сидит у постели больного писателя.

Позднее партия и интеллигенция в состоянии единства стали запечатлеваться уже на фотопленку. Скажем, известный снимок: Никита Хрущев и Андрей Вознесенский на официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией. Вознесенский на трибуне, Хрущев - за его спиной.

Впрочем, история - дама избирательная. Хрущев вошел в нее отнюдь не этим идиллическим эпизодом, а погромом выставки художников-авангардистов на Манеже в Москве. Один из организаторов выставки Элий Белютин так вспоминал об этом эпизоде: «Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Со стороны это выглядело, как в комедийном фильме времен Чаплина и Гарольда Ллойда. Начав с портрета девушки А.Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л.Грибкова «1917 год». «Что это такое»? - спросил Хрущев. Чей-то голос сказал: «1917 год». «Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?» Люциан Грибков вышел вперед. «Вы помните своего отца?» - начал Хрущев. «Очень плохо». - «Почему?» - «Его арестовали в 37-м, а мне было мало лет». Наступила пауза. «Ну, ладно, это неважно, но как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!».

Борис Ельцин относился к интеллигенции спокойнее и ровнее всех своих предшественников. 9 лет его властвования не породили ни одного яркого сюжета на эту тему. И даже если «зацепить» более ранние, допрезидентские, годы, то каких-то ярких «картинок» общения Ельцина с мастерами искусств это не принесет. Разве что не слишком достоверную историю - о переезде в Москву свердловского режиссера Курочкина, который стал руководить Московским театром оперетты после того, как горком партии возглавил Борис Ельцин. Знаковыми для темы «Ельцин и культура» окажутся два известных сюжета: Ельцин в Берлине дирижирует оркестром, и Ельцин отплясывает на эстраде что-то несусветное на одном из концертов предвыборного марафона «Голосуй или проиграешь!». Оба эпизода его отношения к интеллигенции никак не раскрывают.

Все время «царствования» Б.Н. российская интеллектуальная элита отвечала президенту на свое игнорирование полной взаимностью. Его рейтинг в этой среде был крайне невысок.

А вот Владимир Путин интеллигенцию к себе расположил. Роль сыграли хорошее образование, знание языков, близкая дружба со Спиваковым и частое посещение театров (Ельцин за 9 лет правления в театрах побывал дважды, в «Современнике» и «Ленкоме»).

Александр Лукашенко тоже не особый любитель театров, а вот об интеллигенции поговорить мастер. В начале своего правления он не слишком отделял ее от «рабочих и крестьян». Во время выборов в депутаты в 1990г. А.Г. низверг своих оппонентов по Шкловскому избирательному округу тем, что обратился через местную газету «Ударный фронт» к «рабочим, крестьянам, интеллигенции, всем тем, кто не облечен властью». Как видно, уже тогда президент понимал, что интеллигентов властью облекать опасно.

В 1998г. к Лукашенко пришла мысль о том, что он сделал для интеллигенции достаточно. Теперь настало время интеллигенции бороться за своего президента. Отвечая на вопросы журналистов в рамках дней культуры Беларуси в России, президент отметил: «Творческая интеллигенция «делает» нынче нас, политиков. Ну зачем мне, политику, воевать с творческой интеллигенцией, которая меня должна «делать»? Такая война - пустое дело. Не надо слушать тех, кто утверждает, будто Лукашенко не поддерживает творческую интеллигенцию, что не находит с ней общего языка. Я с творческой интеллигенцией более откровенен, чем прошлые руководители, не практикую политику подачек, как это было когда-то. Когда мне говорят, что президент должен бороться за творческую интеллигенцию, я соглашаюсь. Это и вправду надо. Но правда и то, что творческая интеллигенция должна бороться за президента. Я не стремлюсь, как другие, использовать творческую интеллигенцию в политических целях, никогда не торгуюсь: ты меня поддержал, я тебе отплачу, и наоборот».

Видимо, понимая, что не вся интеллигенция довольна тем, как ей «отплачивает» президент, 8 февраля 2001г., незадолго до вторых президентских выборов, Лукашенко созвал республиканское совещание «О мерах по решению проблем культуры и искусства». Именно там он высказал мнение, что денежки, которые оппозиция получит от своих западных спонсоров, хорошо бы употребить на развитие культуры.

25 мая 2001г. Лукашенко встретился с педагогами и студентами Белорусской академии музыки. Здесь интеллигенция была названа визитной карточкой Беларуси, а молодые музыканты - борцами за президента. «Пусть говорят, что на Западе никто не хочет разговаривать с президентом Беларуси. Пускай говорят, - заявил Лукашенко, - вы являетесь моей визитной карточкой на Западе… Я семь лет боролся за творческую интеллигенцию. Сейчас вы должны за меня бороться».
Добавить комментарий
Проверочный код