Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (370) 27 января 2003 г. Тенденции

ОТ «Г…НА» ДО «ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ»

27.01.2003
Родион РАСКОЛЬНИКОВ

№ 3 [370] от 27.01.03 - Со времен Владимира Ильича Ленина, высказавшегося, как известно, в пользу того, что интеллигенция не мозг нации, а «г…но», каждый видный политический лидер зарекомендовал себя самобытным отношением к интеллигенции.

В советской политической иконографии было достаточно апокрифичных живописных изображений на тему единения партии и творческой интеллигенции: Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена, Ленин в гостях у Горького на Капри или тот же Горький, но уже со Сталиным - вождь сидит у постели больного писателя.

Позднее партия и интеллигенция в состоянии единства стали запечатлеваться уже на фотопленку. Скажем, известный снимок: Никита Хрущев и Андрей Вознесенский на официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией. Вознесенский на трибуне, Хрущев - за его спиной.

Впрочем, история - дама избирательная. Хрущев вошел в нее отнюдь не этим идиллическим эпизодом, а погромом выставки художников-авангардистов на Манеже в Москве. Один из организаторов выставки Элий Белютин так вспоминал об этом эпизоде: «Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Со стороны это выглядело, как в комедийном фильме времен Чаплина и Гарольда Ллойда. Начав с портрета девушки А.Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л.Грибкова «1917 год». «Что это такое»? - спросил Хрущев. Чей-то голос сказал: «1917 год». «Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?» Люциан Грибков вышел вперед. «Вы помните своего отца?» - начал Хрущев. «Очень плохо». - «Почему?» - «Его арестовали в 37-м, а мне было мало лет». Наступила пауза. «Ну, ладно, это неважно, но как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!».

Борис Ельцин относился к интеллигенции спокойнее и ровнее всех своих предшественников. 9 лет его властвования не породили ни одного яркого сюжета на эту тему. И даже если «зацепить» более ранние, допрезидентские, годы, то каких-то ярких «картинок» общения Ельцина с мастерами искусств это не принесет. Разве что не слишком достоверную историю - о переезде в Москву свердловского режиссера Курочкина, который стал руководить Московским театром оперетты после того, как горком партии возглавил Борис Ельцин. Знаковыми для темы «Ельцин и культура» окажутся два известных сюжета: Ельцин в Берлине дирижирует оркестром, и Ельцин отплясывает на эстраде что-то несусветное на одном из концертов предвыборного марафона «Голосуй или проиграешь!». Оба эпизода его отношения к интеллигенции никак не раскрывают.

Все время «царствования» Б.Н. российская интеллектуальная элита отвечала президенту на свое игнорирование полной взаимностью. Его рейтинг в этой среде был крайне невысок.

А вот Владимир Путин интеллигенцию к себе расположил. Роль сыграли хорошее образование, знание языков, близкая дружба со Спиваковым и частое посещение театров (Ельцин за 9 лет правления в театрах побывал дважды, в «Современнике» и «Ленкоме»).

Александр Лукашенко тоже не особый любитель театров, а вот об интеллигенции поговорить мастер. В начале своего правления он не слишком отделял ее от «рабочих и крестьян». Во время выборов в депутаты в 1990г. А.Г. низверг своих оппонентов по Шкловскому избирательному округу тем, что обратился через местную газету «Ударный фронт» к «рабочим, крестьянам, интеллигенции, всем тем, кто не облечен властью». Как видно, уже тогда президент понимал, что интеллигентов властью облекать опасно.

В 1998г. к Лукашенко пришла мысль о том, что он сделал для интеллигенции достаточно. Теперь настало время интеллигенции бороться за своего президента. Отвечая на вопросы журналистов в рамках дней культуры Беларуси в России, президент отметил: «Творческая интеллигенция «делает» нынче нас, политиков. Ну зачем мне, политику, воевать с творческой интеллигенцией, которая меня должна «делать»? Такая война - пустое дело. Не надо слушать тех, кто утверждает, будто Лукашенко не поддерживает творческую интеллигенцию, что не находит с ней общего языка. Я с творческой интеллигенцией более откровенен, чем прошлые руководители, не практикую политику подачек, как это было когда-то. Когда мне говорят, что президент должен бороться за творческую интеллигенцию, я соглашаюсь. Это и вправду надо. Но правда и то, что творческая интеллигенция должна бороться за президента. Я не стремлюсь, как другие, использовать творческую интеллигенцию в политических целях, никогда не торгуюсь: ты меня поддержал, я тебе отплачу, и наоборот».

Видимо, понимая, что не вся интеллигенция довольна тем, как ей «отплачивает» президент, 8 февраля 2001г., незадолго до вторых президентских выборов, Лукашенко созвал республиканское совещание «О мерах по решению проблем культуры и искусства». Именно там он высказал мнение, что денежки, которые оппозиция получит от своих западных спонсоров, хорошо бы употребить на развитие культуры.

25 мая 2001г. Лукашенко встретился с педагогами и студентами Белорусской академии музыки. Здесь интеллигенция была названа визитной карточкой Беларуси, а молодые музыканты - борцами за президента. «Пусть говорят, что на Западе никто не хочет разговаривать с президентом Беларуси. Пускай говорят, - заявил Лукашенко, - вы являетесь моей визитной карточкой на Западе… Я семь лет боролся за творческую интеллигенцию. Сейчас вы должны за меня бороться».
Добавить комментарий
Проверочный код