Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (370) 27 января 2003 г. События. Оценки

РАСХОДЫ ПРИДЕТСЯ УРЕЗАТЬ, а над жесткой фиксацией курса - хорошенько подумать

27.01.2003
Вероника ЧЕРКАСОВА

24 января состоялась пресс-конференция представителей Всемирного банка и Международного валютного фонда, на которой были подведены первые итоги работы в Беларуси миссии по обсуждению проекта «Обзора государственных расходов».

По словам Виталия Воронина, главы миссии Всемирного банка (ВБ) в Беларуси, проблема эффективности госрасходов присуща не только Беларуси, России и другим переходным странам. Над нею постоянно работают развитые государства. Сегодня проблема повышения эффективности госрасходов очень остро стоит перед Германией. «Особенности Беларуси известны: высокий уровень государственных расходов с учетом не только прямых, но и квазифискальных расходов, которые могут составлять около 60% ВВП. Это очень высокий уровень по сравнению с многими странами, в т.ч. соседями Беларуси. Правительство постоянно обращает внимание на проблемы устойчивости бюджета и контроля, особое внимание уделяется вопросам совершенствования бюджетного процесса. Сегодня мы вместе с правительством пытаемся наметить определенные приоритеты в этой области на ближайшие годы».

По словам Джона Литвака, старшего экономиста ВБ по Украине и Беларуси, несмотря на то, что банк уже давно сотрудничает с белорусским правительством по вопросам бюджетной политики, «это первый раз, когда мы с коллегами из МВФ готовим такой общий обзор государственных расходов». Литвак подчеркнул, что «главная наша цель - дальнейшее сотрудничество с правительством по совместно разработанному конкретному плану действий. Нами достигнуто взаимопонимание по многим вопросам, кроме того, уже разрабатываются и даже применяются меры по устранению проблем, на которые мы обратили внимание в своем обзоре. Белорусское правительство осознает необходимость сокращения общего объема государственных расходов».

Литвак заметил, что огромный объем госрасходов «отражает значительное налоговое бремя и бремя других финансовых обязательств на плечах белорусских предприятий и бизнеса, что ставит под угрозу конкурентоспособность Беларуси и ее дальнейшее экономическое развитие». Возможными путями решения проблемы повышения эффективности госрасходов являются консолидация в бюджете большинства источников госфинансирования, пересмотр и оценка существующих и перспективных госпрограмм с точки зрения достижения определенных социальных целей, а также использование мирового опыта по созданию стимулов для снижения издержек и эффективной работы в бюджетных организациях.

По словам заместителя начальника отдела второго Европейского департамента Международного валютного фонда Томаса Ричардсона, подготовка такого обзора крайне важна для Беларуси, поскольку он позволит правительству сократив общий уровень расходов, снизить слишком высокое налоговое бремя, которое мешает привлечению инвестиций в том объеме, в котором они необходимы стране. «И еще один момент, который делает этот обзор очень важным. Жесткая фиксация курса белорусского рубля, которая обсуждается правительством и Нацбанком Беларуси, - это не панацея». По его словам, опыт других стран, в частности, Аргентины, показывает, что жесткая фиксация курса требует жесткой бюджетно-налоговой политики. А для этого, по словам представителя МВФ, очень важно хорошо понимать, как повысить эффективность госрасходов.

Анатолий Сверж, замминистра финансов и руководитель межведомственной правительственной рабочей группы, отметил, что белорусское правительство осознает, что налоговая нагрузка в стране велика. «Однако перед тем, как снизить налоговую нагрузку, - сказал он, - надо сначала принять решение, где мы должны сократить расходы. В этом году снизить налоговую нагрузку не удалось, но уже принято решение, что с 2004г. дефицит бюджета, который составляет 1,5% от ВВП, что равняется 494 млрд. рублей, не будет финансироваться за счет кредитов Нацбанка (в текущем году это составит 153 млрд. рублей, которые в основном пойдут на кредитование жилья). Проводится также работа по привлечению внебюджетных источников для финансирования социальной сферы, что позволит сократить бюджетное финансирование».

Во время пресс-конференции был затронут вопрос о т.н. президентском фонде, относительно которого замминистра финансов сообщил, что второго бюджета в стране не существует, а есть лишь резервный фонд президента, который находится «внутри» бюджета и составляет 212 млрд. рублей. По словам экспертов ВБ, такая практика существует, однако мировой опыт показывает, что финансирование за счет внебюджетных фондов, как правило, оказывается менее эффективным, нежели финансирование через бюджет. Обычное направление движения в таких случаях - инкорпорирование внебюджетных фондов в бюджет государства.
Добавить комментарий
Проверочный код