Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (370) 27 января 2003 г. Радости жизни

ТЕАТР

27.01.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Сцена: Государственный молодежный театр

Спектакль: «Трамвай «Желание» Т.Уильямса

Режиссер: В.Тарнаускайте

Художник: З.Марголин


В своей театральной колонке я обнаружил одну вопиющую несправедливость. Я почти не писал о минском Молодежном театре, а ведь этот театр сильно выделяется на равнинном ландшафте белорусского искусства. Прежде всего театр этот удивителен тем, что сумел воспитать свою особенную публику, причем публику интеллигентную, неглупую и сравнительно молодую. Каким-то образом театру удалось сделать так, чтобы его обходили и слезливые тетки неопределенно-средних лет, и «свядомая» интеллигенция, и жлобье. Может, это связано с тем, что театр имеет самый сильный с точки зрения драматургии подбор репертуара, где представлен почти весь возможный диапазон драматургии от средневековых французских фарсов до пьес Эжена Ионеско. Несомненной жемчужиной этого драматургического созвездия является спектакль «Трамвай «Желание» по пьесе американского драматурга Теннеси Уильямса в постановке Виргинии Тарнаускайте.

Пьеса Уильямса «Трамвай «Желание» во всем мире считается едва ли не самой великой пьесой ХХ века и уж точно самой значительной пьесой американского театра. Именно ею был установлен новый стандарт человечности драматургической истории, до невероятных высот поднята планка качества той самой пресловутой «архитектуры души». Эта простая и трогательная история стала главным оружием «человечного» театра с гидрой холодного, всеразрушающего и безжалостного авангарда, пожравшего традиционные человеческие отношения в искусстве в течение ХХ века.

Надо сказать, оружие получилось очень мощным. Оказалось, что обыденные и простые человеческие истории, судьбы людей, их отношения могут быть намного интереснее, сложнее и глубже, чем безумствующая фантазия авангардистов и постмодернистов.

Ставить такую драматургию безумно тяжело. Она проверяет режиссера на душевную чуткость, человечность, знание наиболее простых и важных человеческих истин. Здесь вряд ли удастся скрыться за изощренный антураж, сложную «метафору» или аллегорию, изысканную эстетику. Всякая неестественность сразу полезет наружу. Практика театра показывает, что сделать хороший спектакль о человеческих отношениях значительно сложнее, чем об отношениях «божественных». Виргинии Тарнаускайте это удалось, и удалось замечательно. Более того, может быть, именно потому, что режиссером этого спектакля была женщина, так пронзительно и точно прозвучали главные женские роли пьесы, которые, в общем, и составляют одно из главных достоинств творения Уильямса. Впрочем, иногда во время спектакля актрисы играют даже слишком старательно, радуя зрителя чересчур хорошей дикцией и произношением.

Все действо происходит на фоне маленького трогательного трамвайного депо, похожего то ли на чей-то игрушечный домик, то ли на заброшенную церквушку. Как ни странно, это милое, немножко детское строение вызывает смутные, но необычно сильные ассоциации с чем-то близким и знакомым, отчего вся история становится еще ближе и проникновеннее. По сцене идут рельсы трамваев… А на переднем плане живут люди… Этот спектакль еще раз доказал, что Зиновий Марголин - самый сильный театральный художник Беларуси, способный создать гармоничный и настоящий мирок для любой истории. Создается впечатление, что его декорации способны самостоятельно общаться со зрителем, рассказывая какие-то важные вещи помимо текста.

Таким образом, у минчан есть уникальная возможность посмотреть величайшую пьесу прошлого века в очень честном, добром и трогательном прочтении режиссера Виргинии Тарнаускайте и художника Зиновия Марголина. Если бы не разрушительный конфликт внутри театра, между «российским субстратом» (в лице директора и приглашенного им из России молодого режиссера) и труппой, способный уничтожить нынешнюю уникальную ауру Молодежного театра и превратить его в самый заурядный провинциальный балаган, таких спектаклей могло быть больше…

Оценки: Драматургия / режиссура / игра актеров - 10/7/7.
Добавить комментарий
Проверочный код