Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (370) 27 января 2003 г. Радости жизни

КНИЖНЫЙ УГОЛ

27.01.2003
Александр ГРИЦАНОВ

СОЛЖЕНИЦЫН А.И. Двести лет вместе.

Часть I. - М.: Русский путь, 2001. - 512 с.

Выход этой книги ожидался. Ожидался весьма настороженно. Причем рецензируемая первая часть, посвященная истории евреев в России с конца XVIII века (начиная разделами Польши и включением массы еврейского населения в состав империи) до 1917г., лишь раззадорила любопытство читающей публики.

Солженицын оказался на редкость беспристрастен: не отличаясь энциклопедическим знанием талмудических текстов данного периода, он стремится предоставить слово всем сторонам (посредством документов, конечно). И деятелям царской администрации, искренне желающей научиться управлять (к выгоде государства) «беспокойным хозяйством» еврейского предпринимательства в границах «черты оседлости» на Украине и в Беларуси (того рубежа, восточнее которого не дозволялось евреям селиться). И самим евреям, внешне принимающим придуманные не ими правила игры, но способным отстроить под себя любой экономический уклад, сохраняя при этом духовную самобытность. И наконец, - в несколько меньшей степени - представителям местного населения (нашим предкам), насильственно выдернутого из спокойно-приватного существования европейских Польши и (ранее) ВКЛ и все более вынуждаемого жить в режиме «северо-западного края» евро-азиатской империи.

Солженицын - очевидный фаталист, ибо постоянно на уровне контекста книги звучит скрытый вопрос: «Когда именно апокалипсис октября 1917г. стал неизбежен?» Когда евреи внутренне отвергли царскую власть и оказались готовы массово примкнуть к международной террористической организации, именовавшей себя РСДРП(б)? Могли ли сами великороссы (без еврейского фермента) создать на костях истребленных в гражданской войне империю Сталина - столь же космополитичную, сколь и не гуманную? Насколько весомым в историческом плане является то, что в высших структурах ленинской власти евреи составили абсолютное большинство (от 70 до 90%)?

Обо всем этом Солженицын повествует во второй части книги (Москва, 2002), но первая - не менее интересна.

Автор в ряде случаев (не всегда вполне сам ощущая это) поставил интереснейшую проблему. Как могут существовать: 1) культура консервативная, культура ретроградная, культура охранительная, культура слегка хмельной вечно-душеспасительной проповеди (тогдашнее насаждаемое официальное православие) и 2) культура еще более традиционалистская (иудаизм - безусловно, древнейшая из мировых религий), но при этом книжная, болезненно рефлексирующая и, главное, предвосхитившая многие духовные достижения, кои Европа - в самонадеянной гордыне - полагала своими?

Достаточно вспомнить историю раби Гиллеля, современника Иисуса Христа, ответившего варвару, который просил изложить ему суть Торы («пятикнижия Моисеева», целиком вошедшего в состав Ветхого Завета христианской Библии) в течение того времени, каковое он (варвар) будет способен выстоять на одной ноге. Раби сказал: «Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Вот суть Торы. Все остальное - комментарии».

Еврейство царской России не только сумело выжить на западных задворках Российской империи, но, более того, сумело частично вскрыть рубежи «зоны оседлости», начав в массовом порядке оседать в русских столицах. Солженицын впервые сумел обозначить следующее: на вопросы русско-еврейских отношений не существует легких ответов. Достаточно сначала почитать совершенно беспомощные рескрипты различных императорских комиссий, стремившихся в разное время приохотить евреев к земледелию на чуждой для них земле и приучить к военной службе на пользу чуждым им властям. А потом оценить масштаб винокурения, мелкой и средней торговли, а также специальных ремесел, обустроенных евреями в Беларуси и на Украине в XIX - начале XX веков. А ведь и воевать, и землепашествовать в Израиле умеют - свидетельствовом тому выступает вся вторая половина ХХ столетия.

Общий вывод из первой книги, сделанный автором данной рецензии (смысл любого текста вновь и вновь рождается при прочтении его новым любопытствующим), таков: евреи, как и любой народ, неизменно имеют право на собственных героев; давайте-ка оставим им право также и на собственных подлецов; не будем деяния этих последних распространять на весь народ. (О чем-то похожем заявлял некогда известный еврейский идеолог Зеев Жаботинский.)

Но о героях и подлецах в ХХ столетии, столь близком нам, Александр Исаевич вещает во втором томе. И об этом - в следующий раз.
Добавить комментарий
Проверочный код