Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (370) 27 января 2003 г. Экономика

«ВЫЯВИЛИ И ПРЕСЕКЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...»

27.01.2003
Ярослав РОМАНЧУК

№ 3 [370] от 27.01.03 - Недавно председатель Комитета госконтроля Анатолий Тозик докладывал президенту о результатах работы своего ведомства за 2002г. Кроме результатов проверок госорганов и предприятий, Александру Лукашенко наверняка было интересно послушать о результатах работы по искоренению явления, которое власти называют лжепредпринимательством.

Совет по координации контрольной деятельности, которым также руководит Анатолий Тозик, уделяет много внимания борьбе с лжепредпринимательством. Фактов контролирующие органы «накопали» очень много. Так, Департамент финансовых расследований КГК за 2001г. и первую половину 2002г. «выявил и пресек деятельность 271 лжепредпринимательской структуры. С них было взыскано в бюджет налогов и штрафов на сумму 2.042,2 млн. рублей». Возбуждено 107 уголовных дел и конфисковано товарно-материальных ценностей на сумму свыше 2,7 млрд. рублей. Другой главный контролер страны - МНС - в 2001г. и за 6 месяцев 2002г. выявил 359 организаций, которые были квалифицированы как лжепредпринимательские. По результатам проверок в доход бюджета обращено 1.006,5 млн. рублей. К примеру, в 2001г. закрыта фирма ТУП «Белпромснаб», которая оказывала финансовые услуги. В 2002г. эта участь постигла УП «ПФАРТ» и УП «Ромикон». В результате бюджет получил 49,2 млн. рублей. В 2002г. Государственный таможенный комитет проверил Полоцкую таможню и выявил факты перемещения в адрес лжепредпринимательских структур товаров на сумму 2 млрд. рублей. ООО «Фике», ПП «Теплоэнергомонтаж», ООО «Рамил» скрыли от уплаты налогов 760 млн. рублей. Знатоки «серой» экономики говорят, что на одну пойманную структуру приходится 100 работающих.

В 2001-02гг. МВД при поддержке КГК и МНС также внес свою лепту в борьбу с лжепредпринимательством. Было обнаружено 60 лжепредпринимательских структур, возбуждено 11 уголовных дел, обращено в доход государства товаров и ценностей на 4 млрд. рублей. Милиционеры и налоговики организовали 8 станционных и 10 мобильных групп, которые контролировали ввоз на территорию Беларуси из России нефтепродуктов. В результате было арестовано 122 тонны бензина и солярки из России. Они ввозились в адрес лжепредпринимательских структур.

КГК озабочен распространением практики, когда коммерческие организации, имеющие задолженность перед «лжепредпринимательскими структурами», вопреки запретам налоговых органов, отчуждают дебиторскую задолженность путем заключения договоров перевода долга (уступки прав требования). Так, «не установленными лицами, действующими от имени ООО «Раэско», был получен доход на сумму более $419 тыс. в виде продукции ОАО «Гомельстекло», которая была реализована как в Беларуси, так и за ее пределами». Такой компании по месту регистрации не оказалось. ДФР предотвратил вывоз из «Гомельстекла» в адрес иностранных лжепредпринимательских структур по договорам перевода долга на сумму 800 млн. рублей. Причем тут лжепредпринимательские структуры, если на заводах Беларуси просто нет хозяина? Ни один собственник в здравом уме не отдаст неизвестно кому продукции на полмиллиона долларов.

Контрольные органы исходят из того, что госпредприятия - это невинные, целомудренные структуры, вокруг которых шастают банды лжепредпринимателей. На самом деле происходит неформальное растаскивание госсобственности при самом активном участии инсайдеров из госпредприятий, а также тех административных структур, которые «крышуют» подобные сделки или даже целые сегменты рынков. Есть только один эффективный способ покончить с этим явлением - быстро продать всю госсобственность и зафиксировать наличие реальных хозяев на предприятиях.

Министерство по налогам и сборам, разработав, очевидно, свою методику, само определяет возможность «возникновения лжепредпринимательской структуры» и затем вводит режим постоянного контроля за ней. Но принимаемые меры - это попытка бороться со следствиями, а не с причинами экономических правонарушений. На 1 августа 2002г. во «Временном порядке заполнения, передачи и использования специальных реестров организации, функционировавших как лжепредпринимательские структуры» содержались сведения о 1.358 таких организациях. Как известно, фискальные органы в стремлении контролировать каждый шаг бизнесменов превратили даже обычные накладные в «ценные бумаги». Сам факт существования реестра бланков строгой отчетности, баз данных и списков - это гимн лжечиновников. При этом КГК уверен, что «назрела необходимость в создании межведомственной базы данных о лжепредпринимательских структурах, деятельность которых была пресечена контролирующими и правоохранительными органами, и оперативной системы оповещения при выявлении их активов».

УДАРИМ РЕЕСТРАМИ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Контролеров возмущает, что гражданин может зарегистрировать компанию на т.н. подставное лицо, открыть счет в банке и через систему удаленного доступа руководить движением денежных средств без непосредственного контакта с представителем банка. КГК делает грозный вывод о том, что «криминальные элементы, осуществляющие незаконные финансовые операции от имени лжепредпринимательских структур, тесно связаны с должностными лицами коммерческих банков, которые зачастую оказывают им содействие в незаконном обороте денежных средств». Так, в отношении директора и главного бухгалтера оршанского филиала N805 «Беларусбанка», который никак частным не назовешь, было возбуждено уголовное дело. В 2002г. открытие подобных счетов наиболее часто производилось в АКБ «Золотой талер» (прикрыто 15 структур), АКБ «Технобанк» (14), АСБ «Беларусбанк» (9), АКБ «Инвестбанк» (6). Вместо того чтобы посоветовать начать приватизацию, переложить большинство возникающих проблем на плечи реальных собственников, КГК предлагает создать «республиканскую межведомственную электронную базу данных о субъектах предпринимательской деятельности негосударственной формы собственности, которые длительное время (3 и более месяцев) не работают, не имеют движения средств по банковским счетам, осуществляют разовые сделки на сумму, превышающую в эквиваленте 20 тыс. минимальных заработных плат, имеют в составе учредителей или руководителей лиц, ранее судимых за преступления против собственности и нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности».

Кроме того, КГК рекомендовал «прокуратуре совместно с Верховным судом инициировать внесение изменений в ст. 234 УК РБ с отнесением данного состава преступлений к категории тяжких», а Нацбанку «в срок до 1.01.2003 обязать банки разработать систему мер, при которой функционирование системы «клиент - банк» было бы возможным исключительно с зарегистрированного банком рабочего места (юридического адреса) клиента».

В общем, у белорусских контролеров еще так много идей о борьбе с лжепредпринимательством, так много возможностей загнать остатки белорусского частного бизнеса в эту категорию, что Беларусь скоро превратится в Лжестрану не только для бизнеса, но и для жизни.
Добавить комментарий
Проверочный код