Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (370) 27 января 2003 г. Экономика

ПРАВИЛА ИГРЫ

27.01.2003
Наталья ГРИБ

* “Ямал-Европа» откладывается * Акций на миллион двести * Клайпедский порт в Минске

«ЯМАЛ-ЕВРОПА» ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Линейная часть белорусского участка газопровода «Ямал-Европа» будет сдана в эксплуатацию в июне 2003г. С этого момента «Газпром» начнет промышленную эксплуатацию трубопровода от Смоленска до границы с Польшей. Об этом сообщил заместитель генерального директора РУП «Белтрансгаз» Валентин Шваб.

Это уже не первый перенос сроков сдачи линейной части газопровода. Последний раз в декабре 2002г. Шваб называл первый квартал как сроки сдачи и заверял, что в принципе все готово, идет шлифовка отдельных технических деталей. Причину переноса сдачи крупнейшего объекта в Беларуси на квартал представитель «Белтрансгаза» пояснил сменой подрядчика. Компания «Стройтранс-газ», построившая всю линейную часть газопровода «Ямал-Европа» в России и Беларуси, фактически ликвидируется, а «Газпромстройинжиниринг», приходящий ей на смену, только формируется.

На самом деле причина задержки лежит глубже - «Газпром» проводит структурную перестройку и направляет финансовые потоки в зависимости от смены политики компании. Загрузка белорусского участка «Ямал-Европы» не является больше приоритетным направлением, поскольку объем транзита по территории Беларуси в нынешнем году возрастет незначительно: с 27,5 до 31 млрд. кубометров с учетом белорусских магистральных газопроводов.

Для вывода «Ямал-Европы» на проектную мощность (32 млрд. кубометров в год) необходимо построить еще четыре компрессорные станции. По словам Шваба, в апреле начнется строительство ГКС в Крупках, а в IV квартале - в Слониме. Первоначальные сроки вывода первой белорусской нитки «Ямал-Европы» на проектные мощности к 2005г. фактически сорваны. Сегодня «Газпром» развивает два альтернативных маршрута - украинский и северобалтийский.

АКЦИЙ НА МИЛЛИОН ДВЕСТИ

Приватизация на предприятиях «Нафтан», «Полимир», «Белшина», «Гродно Азот» и «Гродно Химволокно», а также находящихся в процессе разгосударствления Светлогорском и Могилевском ПО «Химволокно» продолжается. На прошлой неделе правительство Беларуси одобрило проект указа президента, который позволяет членам трудовых коллективов названных акционерных обществ и унитарных предприятий приобретать акции первой эмиссии за деньги на сумму не более 100 базовых величин, что составляет 1,2 млн. белорусских рублей. Неожиданным является то, что никакие чеки «Имущество» в данном случае больше использоваться не будут. Приватизация - только за деньги, только сотрудниками предприятий. Законодательно разрешено приобретать трудовому коллективу до 50% акций, но эксперты говорят, что возможные приобретения не превысят 1% акций и не окажут никакого влияния на дальнейшую приватизацию гигантов нефтехимии. Указ вступит в силу со дня его опубликования.

КЛАЙПЕДСКИЙ ПОРТ В МИНСКЕ

23 января в Минске открыто постоянное представительство дирекции Клайпедского государственного морского порта. Это позволит Литве и Беларуси «улучшить торгово-экономические связи и поднять двусторонние отношения на более качественный уровень», прокомментировал данное событие посол Литвы в Беларуси Йонас Паслаускас на церемонии открытия.

Клайпедский морской порт, отметил вице-министр сообщений Литвы Валериюс Пономоревас, «может стать морскими воротами Беларуси в отношениях с другими странами мира, и мы всячески поддержим ваши усилия в этом направлении». По его словам, Министерство сообщений Литвы вместе с Минтрансом Беларуси и БЖД закладывают основы для планомерного развития грузопотока. В 2002г. в порту было обработано более 4 млн. т белорусских грузов. Некоторые терминалы специально строились под белорусский экспорт.

В Клайпеде успешно работают литовско-белорусское СП «Бирю трашу терминалас» и несколько официальных представителей белорусских производителей. Перевалка основного объема белорусских грузов осуществляется через литовско-американскую компанию АО «Клайпедос нафта», а также компании «Бега» и «Класко». В основном это нефтепродукты, а также продукция БМЗ и «Беларуськалия». Импортирует Беларусь через порт сахар-сырец, зерно и кормовые добавки.

По словам гендиректора Клайпедского порта Сигитаса Добилинскаса, Литва и Беларусь участвуют в совместном литовско-российском проекте «2К», который объединяет Клайпедский и Калинин-градский порты, а также в осуществляемом Литвой и Украиной пуске нового грузового контейнерного поезда между Клайпедой и Одессой, который пройдет через территорию Беларуси.

Йонас Паслаускас подчеркнул, что представительство открывается во время активизации интереса деловых кругов Литвы к рынку Беларуси. Объем взаимного товарооборота двух стран в 2002г. составил примерно $400 млн. В Беларуси создано около 300 предприятий с участием литовского капитала и почти столько же - участием белорусского в Литве.
Добавить комментарий
Проверочный код