Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (370) 27 января 2003 г. Арт

РЕЦЕНЗИИ

27.01.2003
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

№ 3 [370] от 27.01.03 - * Трудно стать греком * Меж Сопотом и Гдыней * Холодные страсти, горячий песок * Девочка не отсюда

ТРУДНО СТАТЬ ГРЕКОМ

«Моя большая греческая свадьба». США, 2002. Режиссер Джоэл Цвик. В ролях: Ниа Вардалос, Джон Корбетт, Луис Мэндилор, Джои Фэйтоун.

Первое впечатление.
Популярный урок этнографии с неизбежным хэппи-эндом.

Суть дела. История Золушки из греческой общины, которая влюбилась в принца, имеющего только два недостатка: он вегетарианец и не грек. Влюбленная пара преодолевает массу национальных различий, чтобы в итоге закатить ту самую большую греческую свадьбу.

Что хорошо. Голливуд предпочитает проверенные приемы и чаще всего обновляет лишь декор. Вот и сейчас очередная национальная община попала в поле зрения производителей мыльных комедий. С первых кадров зрителя предупреждают, что цель жизни любой гречанки - выйти замуж за грека, родить новых греков и готовить очень сытную греческую еду. А как быть, если суженый - совсем даже англосакс? Создатели фильма мастеровито обыгрывают разницу менталитетов этнических греков и т.н. коренных американцев, что автоматически обеспечивает коммерческий успех. Американское общество остается настоящим перекрестком культур. А потому тема беспроигрышна и еще долго останется таковой.

Что плохо. Все, в общем, вторично. Вы уже видели любовь по-итальянски, по-мексикански, по-русски? Получите новость: любовь по-гречески. Есть подозрение, что каждая национальная община Америки рано или поздно попадет в какое-нибудь голливудское кино. С обязательной свадьбой, символизирующей слияние нации и торжество общечеловеческих ценностей. Сценарий стерилен, герои до жути положительны, противники их любви не очень агрессивны. С первых кадров ясно, что все будет хорошо. И это убивает интерес.

Кому смотреть. Фильм обозначили как комедию. На самом деле это мелодрама, способная иногда вызвать улыбку. Хорошее кино для трепетных душ в поисках мировой гармонии.

Ближайшие родственники. Фильмы о «межкультурной» любви: «Давай! Давай!», «Восток есть Восток», «Одержимые луной», «Лихорадка джунглей» и т.п.

Дополнительные замечания. Безусловным достоинством картины является активная подача греческого этно-колорита. Трудно сказать, насколько локальная фольклорная среда способна сохраняться в американских условиях, но подано красиво.

Общая оценка (стиль/смысл). 7/7.

МЕЖ СОПОТОМ И ГДЫНЕЙ

«Заказ на киллера». Польша, 2002. Режиссер Владислав Пасиковски. В ролях: Богуслав Линда, Мирослав Бака, Александра Неспеляк, Кшиштоф Печиньски.

Первое впечатление.
Суровое мужское кино из жизни польского криминала.

Суть дела. Два дядьки средних лет возвращаются в Польшу с работы в Германии. Все бы хорошо, да вот работают оба в криминальном бизнесе, где свои представления о творческом отпуске… Дела не отпускают «курортников», вовлекая их в смертельно опасную интригу.

Что хорошо. Режиссер Пасиковский («Псы», «Демоны войны») совершил в жизни два главных поступка - изобрел новую формулу польского криминального фильма и сделал хорошего актера Богуслава Линду местным Брюсом Уиллисом. И то и другое делалось по верной формуле: американские схемы плюс польская начинка. Получаются фильмы красивые, точно просчитанные и национальные по духу. Линда, игравший прежде у Вайды и Кесьлевского, носит черные прикиды «братков», как кафтан шляхтича, верен кодексу чести, великолепно иронизирует над собой и говорит афоризмами, как Клинт Иствуд. Прежде видели воплощение «польскости» в Збышке Цибульском и Даниэле Ольбрыхском. Нынче Пасиковский с Линдой слагают эпос о новом герое, одиноком рыцаре в мире после коммунизма. И делают это с душой и тактом. Если бы Линда жил в Японии, его бы звали Такеши Китано.

Что плохо. Как обычно, недостатки есть продолжение достоинств. Обаяние главных героев и ловкая операторская работа не могут скрыть откровенной схематичности сценария, сработанного как будто по голливудским лекалам. Два героя: один - умный и отважный, другой - злой, но в душе сентиментальный. Две подруги героев: одна - постарше и с опытом, другая - тощая юница в тяжелых ботинках. Бандиты злы и любят рассуждать о кино, Берлин холоден, Родина прекрасна, но нас не ждет. Впрочем, лучше просто увидеть условность этого киномира и принять его правила. Перед нами не репортаж о польских гастарбайтерах, а романтическая криминальная баллада об одиноких сердцах.

Кому смотреть. Фанатам качественного польского кино. Тем, кто хоть раз побывал на балтийском берегу в районе Гданьска и Сопота: именно там разворачивается основное действие. Ценителям бывалых мужиков, ночных посиделок у костра с бутылкой «Баллантайнс» и эффектных умных диалогов «за жизнь».

Ближайшие родственники. Классическое «черное» кино с усталыми героями, черными пистолетами и сволочными красотками. Прямой собрат по духу и стилю - знаменитый фильм Уильяма Фридкина «Жить и умереть в Лос-Анджелесе».

Дополнительные замечания. В оригинале фильм назван немецким словом Reich. Адекватный перевод - «немчура», люди, отравленные службой на чужбине.

Общая оценка (стиль/смысл). 9/8.

ХОЛОДНЫЕ СТРАСТИ, ГОРЯЧИЙ ПЕСОК

«Раскаяние». Франция, 2002. Режиссер Летиция Массон. В ролях: Изабель Аджани, Сэми Насери, Мария Шнайдер, Сэми Фрей.

Первое впечатление.
Эффектная мелодрама с претензией на психологизм.

Суть дела. Таинственная девушка с неясным, но явно темным прошлым бежит из Парижа в Ниццу, преследуемая неким мстителем. В Ницце она вступает в странные деловые отношения с преуспевающим материально, но опустошенным внутренне адвокатом. Много таинственности, которая к финалу рассеивается. Финал, заметим, грустный…

Что хорошо. Картина разбивается на две части: визуально-пластическую и смысловую. Первая часть безупречна. Впечатляет танец героини на пустынном пляже Ниццы. Пейзажи, залитые солнцем, вызывают в памяти бессмертного «Постороннего» Альбера Камю. Актеры играют как бы отстраненно, холодновато, но очень органично вписываются в визуальный фон.

Что плохо. Не совсем ясно, для чего стоило все это затевать. Да еще на два с лишним часа. Перекос в сторону стиля - не от хорошей жизни. Новое французское кино по-прежнему испытывает дефицит сценариев. Этот фильм не исключение. Операторские изыски и многозначительное молчание актеров в кадре призваны заполнить смысловые пустоты. В течение всего экранного времени стиль и смысл идут параллельно, так ни разу и не соприкоснувшись.

Кому смотреть. Верным поклонникам французского кино, возможно, удастся высмотреть в «Раскаянии» нечто большее. Получат удовольствие почитатели таланта по-прежнему очаровательной Изабель Аджани.

Ближайшие родственники. Французские мелодрамы конца 90-х гг. вроде «Порнографической связи», «Романа Х» и др.

Дополнительные замечания. Прекрасный саундтрек, казалось бы, не сочетаемых друг с другом исполнителей: от моторного Робби Уильямса до Фрэнка Синатры и Шинед О’Коннор!

Общая оценка (стиль/смысл): 10/4.

ДЕВОЧКА НЕ ОТСЮДА

«Мир призраков». США, 2002. Режиссер Терри Звайгофф. В ролях: Тора Бёрч, Стив Бушеми, Скарлетт Джоханссон, Брэд Ренфро.

Первое впечатление.
Нет слов. Одни эмоции. И все позитивные.

Суть дела. Пара подружек из небольшого городка закончила школу и занята поисками яркой жизни и непыльной работы. Проблема в том, что жизнь грузит и давит, а правильная работа все как-то не подворачивается. Девочки развлекаются, провоцируя окружающих. Однако Большая Охота На Уродов кончается, когда в поле зрения девиц попадает грустный мужик с глазами Стива Бушеми…

Что хорошо. Не судите по обложке, это не очередная тупая «молодежка». Фильм похож на старый блюз, сыгранный идеально слаженным бэндом. История проста и глубоко трогательна, городской пейзаж одновременно реален и фантастичен, актеры второго плана аккуратно подыгрывают двум лидерам - меланхоличному Стиву Бушеми и вулканической малышке Торе Бёрч. Бушеми хорош, но вполне стандартен. А вот девица Бёрч - настоящее открытие! Ее нескладная толстушка Инид на глазах превращается то в настоящую роковую соблазнительницу, то в примерную студентку арт-школы, то в зареванную девчонку, запутавшуюся в своих чувствах. Самое интересное в фильме - именно это: на наших глазах из школьной затейницы растет настоящая женщина с независимым и очень ярким характером. И сразу ясно: в этом мире ей будет несладко. А вот и загадочный автобус, готовый отвезти в никуда… Завораживающее кино с эффектом самогона: вроде все прозрачно, а вот в голову бьет по-крупному. И все тянет повторить.

Что плохо. Большинство тех, кому было бы важно увидеть этот фильм, скорее всего, так никогда и не узнает о его существовании.

Кому смотреть. Всем героям повседневности. Умным девочкам из маленьких городков. Мальчикам, способным влюбиться не только в Шакиру и девах из «ВИА ГРА». Тем, кто ценит старые пластинки и умеет говорить очень личные вещи небрежным голосом, глядя мимо тебя в окно.

Ближайшие родственники. В кино - истории провинциальных мечтателей в диапазоне от «Аризонской мечты» до «Плезантвиля». В литературе - главная книга Шервуда Андерсона «Уайнсбург, Огайо».

Дополнительные замечания. Редкий случай - со всеми восторженными цитатами на обложке можно согласиться. Специальное предупреждение: это НЕ комедия! Просто очень качественный и умный фильм. Про что? Про жизнь.

Общая оценка (стиль/смысл). 10/10.

«ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА» ВИДЕО НА ЛИЦЕНЗИОННЫХ КАССЕТАХ

1. «Три икса» / ХХХ

2. «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра» / Asterix and Obelix: Mission Cleopatre

3. «Неудержимые» / Riders

4. «Птицы» / Le Peuple Migrateur

5. «Васаби» / Vasabi

6. «Неверная» / Unfaithful

7. «Блейд 2» / Blade 2

8. «Люди в черном-2» / Men In Black II

9. «Полный привод» / Le Boulet

10. «Плохая компания» / Bad Company

Магазин «6-й этаж», компания «Проспект»

(Минск, ул. Я.Коласа, 3, тел. 284 45 35)
Добавить комментарий
Проверочный код