Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (368) 13 января 2003 г. Тема недели

ПРИВАТИЗИРОВАННЫЙ КУКИШ

13.01.2003
Сергей ЖБАНОВ

В канун Нового года Совмин тихо и незаметно похоронил именную чековую приватизацию в Беларуси, а заодно пытается аннулировать собственные долги по именным приватизационным чекам, являющимся государственными ценными бумагами. Выходит, что правительство на пороге классического дефолта?

Совмин решил внести изменения в закон «Об именных приватизационных чеках РБ». Поэтому новую редакцию закона, где указано, что «по истечении срока обращения именных приватизационных чеков не использованные владельцем чеки аннулируются без выплаты компенсации в порядке, установленном Советом министров Республики Беларусь», вполне можно считать эпитафией белорусскому варианту именной чековой приватизации. Как говорится, спи спокойно, дорогой совладелец государственной собственности.

Согласно ст. 3, настоящий закон вступает в силу 1 января 2004г. По закону именной приватизационный чек «Имущество» является государственной ценной бумагой, подтверждающей «право его владельца на долю в приватизируемой государственной собственности». Но для реализации этого права необходимо было иметь широкий перечень акционированных и разгосударствленных предприятий.

На сегодняшний день Беларусь имеет одну из наиболее низких долей приватизированных предприятий среди стран СНГ - чуть более 20%. Такова статистическая иллюстрация реального отношения белорусского президента и правительства к созданию условий по реализации прав белорусских граждан «на долю в государственной собственности».

Позиция президента Лукашенко по отношению к приватизации за восемь лет его правления претерпела следующие изменения: от полного неприятия российского варианта «по Чубайсу» до согласия продавать лакомые куски белорусской собственности за очень большие деньги, которых у белорусских граждан отродясь не было. Руководствуясь указаниями президента, стремясь избежать россий-ских ошибок, правительство мотивировало собственное неспешное отношение к приватизационным процессам.

Государство, делая приватизационные чеки именными, стремилось воспрепятствовать торговле чеками между физическими лицами. Принимая на себя обязательство их выкупа и компенсации, власти тем самым сознательно лишали обладателей чеков возможности их обмена на деньги без участия государства. Но результат оказался еще хуже, чем в России, - там хоть можно встретить десятки, если не сотни предприимчивых граждан, которые сумели обогатиться в ходе чековой приватизации, а в Беларуси они не существуют в природе как вид. Широтой охвата граждан приватизационными процессами Беларусь похвастать тоже не может.

Выдача именных приватизационных чеков «Имущество» гражданам Беларуси проводилась первоначально с 1 апреля 1994г. по 1 июля 1997г. Всего имели право на получение чеков 7,8 млн. граждан. Получили чеки 4,9 млн. Таким образом не получили чеки 2,9 млн. граждан, или 37,5%. Причем 2,1 млн. граждан вообще не обращалось за начислением чеков, а 0,8 млн. граждан чеки были начислены, но ими не получены.

Правительство дважды (в 1999 и 2002гг.) продлевало срок обращения приватизационных чеков. Однако из года в год темпы обмена гражданами чеков «Имущество» на акции снижались. Причем происходило это при увеличении темпов предложения акций предприятий. Так, по состоянию на 1 января 2002г. в учреждениях «Беларусбанка» предлагались для обмена акции 244 открытых АО.

Аналогичная ситуация складывалась и при обмене работниками АО чеков на акции своего акционерного общества. Если в 1999г. было обменено на акции 1,9 млн. чеков, в 2000г. - 1,7 млн., то в 2001г. - 0,7 млн. Из чего можно сделать вывод, что люди правильно оценивают ситуацию и видят, кому государство и президент отдают приоритеты и льготы, а кому отказывают в нормальных условиях работы.

На 1 октября 2002г. со счетов граждан было списано только 51,6% от числа выданных чеков. Из них по целевому назначению, т.е. в обмен на приватизируемое госимущество, было использовано 33,8% выданных чеков. Между тем как окончание срока обращения чеков было намечено на 30 июля 2003г.

Исходя из номинальной стоимости чека «Имущество» на 1 января 2002г. (3.300 рублей), для выплаты компенсации правительству потребовалось бы 656,7 млрд. рублей, или $342 млн. (по курсу на 1.01.2003г.). Учитывая, что сумма эта значительная, а денег на эти цели в бюджете нет, как и не было, то Минфин и предложил внести изменения в законодательство в части отмены выплаты компенсаций за неиспользованные чеки.

В результате принятия новой редакции закона каждый среднестатистический гражданин Беларуси лишится как минимум $150-200. Согласитесь, это неплохая прибавка к жалованью, чтобы дарить ее самому народному президенту и правительству.

В случае одобрения главой государства указанного проекта закона планируется продлить срок обращения чеков до 1 января 2004г. Видимо, это последний рубеж. А в оставшийся срок Минэкономики будет поручено усилить разъяснительную работу в средствах массовой информации по вопросам окончания сроков обращения чеков «Имущество» и отмены компенсации за неиспользованные по целевому назначению чеки.

Таким образом, населению предлагают «разъяснительную информацию» вместо денег, которых, судя по продаже 11% акций «Слафнефти» за $207 млн., вполне хватило, чтобы покрыть более половины затрат на чековую компенсацию.

О намерениях государства отвечать по собственным ценным бумагам в прошлом свидетельствует имеющийся в Минфине график погашения чеков. Погашать предполагалось в четыре этапа. Средств в бюджете на эти цели потребовалось бы: с 1 июля 2006г. - 173,4 млрд. рублей (или $90,3 млн.); с 1 января 2008г. - 234,6 млрд. рублей ($122,9 млн.); с 1 июля 2009г. - 130,7 млрд. рублей ($68,1 млн.); с 1 июля 2010г. - 131,2 млрд. рублей ($68,3 млн.).

Столь мягкий временной режим и указанные в графике суммы свидетельствуют, что, очевидно, дело не в отсутствии денег, а только в желании правительства отвечать по государственным ценным бумагам. Но неспособность правительства выполнять подобные обязательства - это уже классический дефолт, господа! Причем не по внешним обязательствам (размерами которых так гордились власти), а по внутреннему долгу. Но подобного решения от правительства следовало ожидать: кто-то же должен в конце концов оплачивать 1,9 трлн. рублей (или $1 млрд.) долгов белорусского сельского хозяйства.

И последнее. Гражданам, которые от безысходности готовы броситься в отведенное правительством время инвестировать чеки в предложенные «Беларусбанком» акции предприятий, следует помнить, что Совмин прекрасно осведомлен о состоянии дел на этих чудо-фабриках и вряд ли предупредит вас, что на дивиденды разорившихся предприятий рассчитывать в ближайшие годы не стоит. Ведь приватизация для правительства - это лишь способ закрыть бюджетные дыры и найти источник «живых» денег для модернизации и технического перевооружения приватизированных и акционированных субъектов хозяйствования. А от эффективно работающих предприятий правительство отказываться пока не собирается. Такая корова нужна самому!
Добавить комментарий
Проверочный код