Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (368) 13 января 2003 г. Тема недели

ОБМАН ДЕСЯТИЛЕТИЯ: Правительство отказало народу в собственности

13.01.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Время для принятия решения о прекращении погашения неиспользованных гражданами Беларуси чеков «Имущество» президиум Совмина выбрал идеально. За несколько дней до нового года, когда не выходят газеты и все внимание людей сосредоточено на застольях и морозах, трудно понять последствия любого, даже самого коварного закона. После обесценения вкладов операцию с приватизационными чеками можно признать одним из самых успешных действий власти против населения.

ПРИЧИНЫ

Не случайно было выбрано и время превращения 199 млн. «ценных» бумаг в мусор. Под давлением России Лукашенко и его «вертикаль» будут вынуждены отдавать государственные активы. Это можно сделать по-разному: за долги, на чем настаивает «Газпром», за «живые» деньги, на чем настаивает белорусская сторона. При имущественных конфликтах, решения по которым принимаются в кулуарах, кому-то могла прийти в голову шальная мысль: «А почему же своим гражданам по выданным им ценным бумагам не дать право участвовать в приватизации? Пусть порадуются пенсионеры, учителя и врачи дивидендами от предприятий «Белнефтехима», МАЗа, МТЗ или «Белтелекома». Давайте окажем содействие национальному капиталу».

Первым «обломал» радужные надежды электората им же избранный президент. Еще 5 апреля 2002г. он разбил надежды владельцев чеков «Имущество» на владение «голубыми фишками»: «Приватизация будет проводиться только за деньги... Если кто-то думает, что мы обменяем белорусские ваучеры, как это было в России, на акции предприятий, - забудьте. Только денежные выплаты. Мы не такие богатые, чтобы бесплатно выкидывать акции, чтобы затем за бутылку на вторичном рынке их продавать». Правительству понадобилось 9 месяцев, чтобы «родить» соответствующий настроению главы государства нормативный акт. Горькая правда в том, что власть не хочет участвовать в формировании национальной буржуазии, среднего класса, предпочитая обо всем договориться с восточными коммивояжерами.

ОПАСНАЯ ИГРУШКА

В далеком уже мае 1991г., когда БССР была еще самой советской республикой, коммунисты приняли решение: приватизация в стране обязательно должна быть народной. Идея дать каждому гражданину несколько кирпичей народного достояния была весьма привлекательной для сторонников уравниловки. Партбоссы, привыкшие к щедрым пайкам из спецраспределителей и столов заказов, более 70 лет делили народное добро. Они считали справедливым любой проект, в результате реализации которого сохранится или укрепится их особый статус. Так они и порешили, мечтая пересесть с «волг» в «мерседесы» и вместо должности «член ЦК КПБ» получить имущественный статус долларового миллионера. Правда, реального начала массовой приватизации пришлось ждать до июля 1994г. Буквально за месяц до этого первую лицензию на инвестиционную деятельность получил Первый республиканский инвестиционный фонд, который готов был во всеоружии встретить волну приватизационных чеков. За них можно было бы за бесценок скупить белорусские «голубые фишки». Избрание Лукашенко президентом помешало реализации данного проекта.

Вместо многочисленных частных «МММ» и «Властелин» государство само занялось строительством финансовых пирамид. Целых 8 лет первый президент не решался прикрыть схему, которая не им была придумана. Целых 8 лет граждан Беларуси водили за нос, обещая высокие дивиденды по обмененным на чеки акциям, право управления предприятиями, почетный статус хозяина. Обманули. На этот раз не потому, что хотели как лучше, но не получилось, а потому, что объективно не могли.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ОПЕРАЦИИ

Отказ в выдаче денежной компенсации за 199 млн. чеков «Имущество» - это только часть заговора номенклатуры и «вертикали» против своего народа. Что же произошло с уже использованными чеками? Если брать по сегодняшней номинальной цене, то их было использовано на сумму около 730 млрд. рублей. Акции были приобретены на чеки номинальной стоимостью 475 млрд. рублей. Что получили граждане, которые поверили в чековую приватизацию и вложили свои чеки в предложенные государством акции предприятий? В структуре доходов домашних хозяйств дивиденды вместе со сдачей в наем недвижимости дают «немалую» долю в 0,2% от объема всех поступлений. Последние 6 лет этот показатель практически не меняется. Где же обещанные доходы от размещения чеков в акции перспективных, с точки зрения правительства, предприятий? Если не считать небольшой группы скупщиков чеков, которые при помощи инсайдерских связей и информации сумели неплохо заработать даже в существующих условиях (не на росте котировок акций, а на переводе чеков в реальные инструменты контроля за рядом предприятий), то предложенная схема реализации чеков - это вторая, более замаскированная часть большого дефолта своему народу.

Чтобы граждане формально не могли предъявить власти претензии через суд и, что более важно, через выборы (путем избрания другого лидера), им предложили ценные бумаги убыточных, нерентабельных или устойчиво неплатежеспособных предприятий. Посмотрим на отраслевую структуру эмитентов, прошедших листинг на Белорусской валютно-фондовой бирже на начало 2003г.

Промышленность представлена 70 предприятиями, строительство - 24, все остальные секторы - не более чем тремя (всего 106 субъектов). Каковы же возможности данных предприятий зарабатывать деньги? Рентабельность промышленности составляет 10,7%, строительства - 9,2%. Прибыль от реализации товаров и услуг в реальном выражении за 10 месяцев 2002г. сократилась на 5,6%. В структуре оборотных активов промышленности деньги составляют только 3,3%, в строительстве - 8,3%, зато запасы и налоги - 72,5 и 41,1% соответственно. Платежеспособность (денежные средства на счетах предприятий в процентах к просроченной кредиторской задолженности) по промышленности составляет 10,4%, по строительству - 73,5%. О чем говорят потенциальному микроинвестору, который запасся чеками своих родственников и друзей, ценные бумаги самых активных участников торгов 2002г. - ОАО «Амкодор-Ударник», ОАО «Приорбанк», ОАО «Белторгреклама», ОАО «Кровля», ОАО «МСК-205», ОАО «Минск-

энергострой», ОАО «Пинский завод искусственных кож»? Да ни о чем. Почему гражданин должен менять свои «ценные» чеки на акции Ходосовского, Березовского или Клецкого комбикормовых заводов?

Еще более экзотично звучат названия предприятий, которые предлагают областные комитеты по управлению имуществом. Вот, к примеру, что продают в Гомеле: Ветковский и Добрушский СНАБ, Ельский райагропромснаб, Гомельскую райсельхозхимию, Ветковскую райагропромтехнику и ряд других похожих предприятий. Зная положение сельского хозяйства, полную доминацию государства на рынке переработки сельхозпродукции, зарегулированность данных секторов и наличие права «золотой акции», только врагу пожелаешь вкладывать деньги или ценные активы в акции подобных предприятий. Даже если предположить, что гражданин действительно хочет вложить деньги в некое ОАО, то ему не так-то просто будет получить информацию о его работе и финансовом состоянии.

В нашей стране балансы предприятий - это информация засекреченная, ДСП. Аналитические центры и СМИ формально не могут пользоваться ею, чтобы дать гражданину свою оценку качества предлагаемых активов. Государство предлагает гражданину покупать кота в мешке. Если кого-то не устраивает такой диалог «равных», то он может пожаловаться на жизнь супруге или соседу-собутыльнику, желательно на собственной кухне. Принимая все это во внимание, большинство владельцев чеков и полученных в результате их обмена акций имеют все основания считать себя обманутыми. В отличие от тех проницательных граждан, которые еще в начале 90-х были уверены, что государство способно только обманывать, и даже не инвестировали свое время в получение чеков.

Есть только один способ сделать оставшуюся часть чековой приватизации справедливой. Указом президента надо обязать каждого чиновника, начиная с премьер-министра, вложить личные деньги в размере, скажем, трехлетнего оклада в акции предлагаемых сегодня на продажу госпредприятий. Бьемся об заклад, что процесс реализации чеков и управления имуществом изменится кардинальным образом.

КАК НЕ НАДО

Ни в одной стране мира чековая приватизация не приводила к справедливому распределению госимущества. Придуманная в тиши академических кабинетов, данная модель распределения активов изначально нежизнеспособна. Она не учитывает реально существующий расклад власти, игнорирует факт отсутствия профессиональной, независимой административной и судебной системы. Ее авторы не имеют представления о том, как можно эффективно управлять предприятием с огромным количеством мелких собственников. Если оставить за рамками анализа российскую чековую приватизацию, то самой провальной в Европе можно считать чешскую кампанию по раздаче чеков. Соотечественники Клауса и Гавела получили чеков на $11 млрд. Капитал был настолько разбросан, управление предприятиями настолько усложнено, что чешская модель фондового рынка стала нарицательным примером того, как не надо делать реформы.

В результате такого способа институциональных преобразований чешское правительство в 2001г. решило объединить все долги госбанков в один. Получилась огромная сумма 10 млрд. евро. Вряд ли чешские учителя и врачи, инженеры и рабочие чувствуют себя хозяевами отечественных предприятий, акции которых они приобретали. Зато политики и бюрократы получили свою ренту и вдоволь натешились благородной и справедливой, на первый взгляд, игрушкой под названием «чековая приватизация».
Добавить комментарий
Проверочный код