Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (368) 13 января 2003 г. События. Оценки

НЕСГИБАЕМОЕ «НЕТ» покорило мягкотелую Европу

13.01.2003
Виктор МАРТИНОВИЧ

Затяжное дипломатическое противостояние МИД Беларуси и ОБСЕ по вопросу возобновления работы консультативной группы закончилось. В феврале Минск посетит делегация ПА ОБСЕ, которая определит окончательный формат работы нового офиса. Но уже теперь ясно, что достигнутое 31 декабря соглашение является следствием компромисса со стороны ОБСЕ, но никак не со стороны нашего МИДа. Мандат, как того и хотелось белорусской власти, коренным образом изменен, статус представителей миссии существенно понижен. Вместо защиты прав человека ОБСЕ в Беларуси предложено заниматься экологией и экономикой.

Если во всем мире дипломат - человек, который не умеет говорить «нет», то белорусский дипломат - чиновник, не умеющий говорить «да». В ноябре прошлого года белорусский президент обвинял российскую внешнюю политику в том, что единственным козырем у нее является газовый вентиль. В то время как единственный козырь белорусской дипломатии еще более примитивен. Этот козырь - все то же упорное и несгибаемое «нет» в ответ на любые вопросы, просьбы и предложения от выдачи визы специальному посланнику в Беларусь, чья кандидатура одобрена постоянным советом ОБСЕ, до продления дипломатической аккредитации работникам КНГ в Минске. Это «нет» заменяет в национальной внешней политике поиск возможностей для взаимных уступок, витиеватые петиции и личные контакты на неформальном уровне. Европа, попытавшись вести диалог с Беларусью на таком же варварском уровне, остановилась на введении въездных санкций в страны ЕС. И снова попыталась вернуться за стол переговоров, ожидая, что разговор на языке силы возымел действие.

Первый раунд консультаций между Беларусью и ОБСЕ стартовал 11 декабря в Вене. С нашей стороны в них участвовал постоянный представитель при ОБСЕ, посол в Австрии Виктор Гайсенок, с португальской - глава Постоянного совета ОБСЕ Франсиску Сейксаш да Кошта. Когда 31 декабря стороны подписали меморандум о возобновлении работы группы в Беларуси, европейская сторона откликнулась рядом восторженных комментариев о том, что произошедшее - несомненный успех на пути укрепления двусторонних отношений. С тем, чтобы уже 9 января специальный докладчик по Беларуси в ПАСЕ Вольфганг Берендт заявил, что «никаких оптимистичных прогнозов относительно деятельности нового офиса ОБСЕ в Минске нельзя делать c того времени, пока не станут известны реальные полномочия новой миссии». Европа не учла, что имеет дело с партнером, который воспринимает понятие «дипломатия» весьма своеобразно.

Итак, в чем суть достигнутого сторонами «компромисса»? Теперь сотрудники ОБСЕ должны будут уделять меньше внимания проблемам, связанным с соблюдением прав человека и демократическими преобразованиями в стране. Вместо этого миссия ОБСЕ должна сотрудничать с белорусскими властями по трем основным направлениям: помощь властям в строительстве демократических институтов и организации контактов с гражданским обществом Беларуси, обеспечение верховенства закона; помощь в осуществлении экономической и экологической деятельности (!); мониторинг ситуации в стране. При этом миссия должна будет ежегодно возобновлять свой мандат, так что, если нашему МИД вдруг покажется, что группа ОБСЕ вышла за пределы делегированных ей полномочий (а это казалось нашему внешнеполитическому ведомству по меньшей мере два последних года), ситуация немедленно вернется в тот же тупик, в котором пребывала до этого.

Белорусское руководство также настояло на том, чтобы ОБСЕ не вмешивалась во внутренние дела страны, хотя непонятно, зачем здесь тогда вообще нужна группа.

И наконец, наименее вежливое из всех требований белорусской стороны - новый состав миссии не должен обладать дипломатическим статусом. Неужели желтые номера и синий флажок на машине посла этой организации раздражали кого-то настолько, что он включил это странное условие в список официальных требований Минска к новому офису ОБСЕ?

Среди работников посольств появилась и другая, достаточно правдоподобная версия понижения статуса группы. Когда посол ОБСЕ Ханс-Георг Вик приглашал на прием в свою честь министра иностранных дел Беларуси и тот не являлся (что повторялось систематически), это было неприкрытым хамством, после которого в приличных странах обычно увольняют начальника службы протокола. Вечер же с участием руководителя новой группы ОБСЕ, не являющегося ни послом, ни дипломатом, можно открыто игнорировать без нарушения этикета.

Впрочем, наиболее интересный нюанс в сложившейся ситуации - то, что новые сотрудники миссии, не имея дипломатического статуса, все-таки должны обладать дипломатическим иммунитетом, так как это предусмотрено Венской конвенцией для представителей международной организации.

Впрочем, у Беларуси отношения с Венской конвенцией традиционно сложные. Не исключено, что главный козырь белорусской политики, безапелляционное и самоуверенное «нет», распространится еще и на вопрос о дипломатическом иммунитете для чиновников ОБСЕ.
Добавить комментарий
Проверочный код