Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№1 (368) 13 января 2003 г. Радости жизни

ТЕАТР: ВАМ, ГУРМАНЫ…

13.01.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

Новый год хочется начать с чего-нибудь хорошего, светлого, вселяющего надежду, что, несмотря ни на что, и в Беларуси можно создавать сильные спектакли, причем регулярно. Такую надежду зачем-то поддерживает в нас Николай Пинигин, не понимая, насколько жестоко он этим с нами поступает, ибо после его работ ходить в обычные театры довольно мучительно для нормальной психики. Сегодня речь пойдет о последнем спектакле Пинигина «Ужин с дураком» по пьесе Франсиса Вебера.

«Альфа-концерт» и «Никола театр».

Спектакль: «Ужин с дураком»

Режиссер: Николай Пинигин

Художник: Зиновий Марголин


Параллельно в связи с наступлением нового года я принял решение сделать некоторые новшества в театральной колонке, а именно ввести систему оценок. Конечно, оценивать искусство - дело самое неблагодарное и чаще всего ошибочное. Но здесь никто не претендует на абсолютную объективность, речь идет о моем личном мнении, которому можно доверять или не доверять. Оценки будут выставляться по «школьной» десятибалльной системе (причем десятку получить будет так же сложно, как и в школе) по трем позициям. Первая - драматургия, потому что, как ни крути, а пьеса является основой спектакля и во многом определяет его смысловую и эмоциональную нагрузку. Вторая позиция - режиссура. Без режиссера в современном театре никуда. Именно он из разных элементов собирает спектакль, сообщая ему некую индивидуальность. От режиссера зависит и прочтение пьесы, и выбор художественного оформления, и распределение ролей. Поэтому и ответственность за то, что получилось, в большей степени ложится на режиссера. Но зритель воспринимает спектакль через актеров - именно актерская игра является третьей позицией моей оценки. Если актеры плохо играют, ни прекрасная пьеса, ни изобретательная режиссура не спасут спектакль. Магия актерского представления - вот что делает театр театром.

Когда начинаешь анализировать режиссерский ландшафт в отечественном театре, приходишь к странному выводу, что в Беларуси режиссеры делятся на две категории: Николай Пинигин и все остальные. Можно только изумляться, каким образом такая «сялянская» и консервативная в смысле театра страна смогла породить настолько могучее и свободное режиссерское явление, как Пинигин. Это единственный режиссер, который грубо и бесповоротно перерос уровень белорусского театра, раз и навсегда расстался с его комплексами и условностями. Может быть, поэтому он уже очень давно не ставит белорусскую драматургию, предпочитая ей лучшие образцы современной западной и российской пьесы.

Пьеса «Ужин с дураком» Вебера является очень качественным, хотя и типичным продуктом современного европейского театра: небольшое количество персонажей, стильный интерьер, поменьше идей или философии, побольше комедии. В Европе театр становится дешевле и компактнее.

Суть истории: некий Пьер Брошан имеет невинное развлечение - находить самых нелепых придурков, приглашать их на ужин и потешаться над ними в компании своих друзей. Но в этот раз придурок был настолько «неординарным», что оказался Брошану явно не по зубам…

Пинигин не является тоталитарным режиссером. Его режиссура призвана не перекроить драматургию на свой лад, а подать ее в гурманском соусе из тонких интонаций, незаметных, но точных режиссерских находок, особой «пинигинской» атмосферы. Его основная характеристика - доброта к своим персонажам, которая почти физически согревает зал, а в этой постановке еще и прекрасное чувство юмора. Еще одно замечательное качество его режиссуры - очень четко контролируя все происходящее на сцене, Пинигин умеет при этом освободить актеров, которые в этой «вольнице» проявляют все свои лучшие качества. Роли Виктора Манаева и Сергея Журавля с полным правом можно назвать потрясающе виртуозными.

В итоге получился спектакль мастеров: мастерская режиссура, мастерская сценография Зиновия Марголина, мастерское исполнение ролей в мастерски написанной комедии. «Ужин с дураком» - это спектакль, который не имеет слабых мест, но который и не поражает своей силой.

Пьеса / режиссура / актеры - 7/8/9
Добавить комментарий
Проверочный код