Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№1 (368) 13 января 2003 г. Радости жизни

ТЕАТР: ВАМ, ГУРМАНЫ…

13.01.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

Новый год хочется начать с чего-нибудь хорошего, светлого, вселяющего надежду, что, несмотря ни на что, и в Беларуси можно создавать сильные спектакли, причем регулярно. Такую надежду зачем-то поддерживает в нас Николай Пинигин, не понимая, насколько жестоко он этим с нами поступает, ибо после его работ ходить в обычные театры довольно мучительно для нормальной психики. Сегодня речь пойдет о последнем спектакле Пинигина «Ужин с дураком» по пьесе Франсиса Вебера.

«Альфа-концерт» и «Никола театр».

Спектакль: «Ужин с дураком»

Режиссер: Николай Пинигин

Художник: Зиновий Марголин


Параллельно в связи с наступлением нового года я принял решение сделать некоторые новшества в театральной колонке, а именно ввести систему оценок. Конечно, оценивать искусство - дело самое неблагодарное и чаще всего ошибочное. Но здесь никто не претендует на абсолютную объективность, речь идет о моем личном мнении, которому можно доверять или не доверять. Оценки будут выставляться по «школьной» десятибалльной системе (причем десятку получить будет так же сложно, как и в школе) по трем позициям. Первая - драматургия, потому что, как ни крути, а пьеса является основой спектакля и во многом определяет его смысловую и эмоциональную нагрузку. Вторая позиция - режиссура. Без режиссера в современном театре никуда. Именно он из разных элементов собирает спектакль, сообщая ему некую индивидуальность. От режиссера зависит и прочтение пьесы, и выбор художественного оформления, и распределение ролей. Поэтому и ответственность за то, что получилось, в большей степени ложится на режиссера. Но зритель воспринимает спектакль через актеров - именно актерская игра является третьей позицией моей оценки. Если актеры плохо играют, ни прекрасная пьеса, ни изобретательная режиссура не спасут спектакль. Магия актерского представления - вот что делает театр театром.

Когда начинаешь анализировать режиссерский ландшафт в отечественном театре, приходишь к странному выводу, что в Беларуси режиссеры делятся на две категории: Николай Пинигин и все остальные. Можно только изумляться, каким образом такая «сялянская» и консервативная в смысле театра страна смогла породить настолько могучее и свободное режиссерское явление, как Пинигин. Это единственный режиссер, который грубо и бесповоротно перерос уровень белорусского театра, раз и навсегда расстался с его комплексами и условностями. Может быть, поэтому он уже очень давно не ставит белорусскую драматургию, предпочитая ей лучшие образцы современной западной и российской пьесы.

Пьеса «Ужин с дураком» Вебера является очень качественным, хотя и типичным продуктом современного европейского театра: небольшое количество персонажей, стильный интерьер, поменьше идей или философии, побольше комедии. В Европе театр становится дешевле и компактнее.

Суть истории: некий Пьер Брошан имеет невинное развлечение - находить самых нелепых придурков, приглашать их на ужин и потешаться над ними в компании своих друзей. Но в этот раз придурок был настолько «неординарным», что оказался Брошану явно не по зубам…

Пинигин не является тоталитарным режиссером. Его режиссура призвана не перекроить драматургию на свой лад, а подать ее в гурманском соусе из тонких интонаций, незаметных, но точных режиссерских находок, особой «пинигинской» атмосферы. Его основная характеристика - доброта к своим персонажам, которая почти физически согревает зал, а в этой постановке еще и прекрасное чувство юмора. Еще одно замечательное качество его режиссуры - очень четко контролируя все происходящее на сцене, Пинигин умеет при этом освободить актеров, которые в этой «вольнице» проявляют все свои лучшие качества. Роли Виктора Манаева и Сергея Журавля с полным правом можно назвать потрясающе виртуозными.

В итоге получился спектакль мастеров: мастерская режиссура, мастерская сценография Зиновия Марголина, мастерское исполнение ролей в мастерски написанной комедии. «Ужин с дураком» - это спектакль, который не имеет слабых мест, но который и не поражает своей силой.

Пьеса / режиссура / актеры - 7/8/9
Добавить комментарий
Проверочный код