Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (368) 13 января 2003 г. Экономика

ВОДОЧНЫЙ ПЕРЕДЕЛ: Кого принесут в жертву монополии

13.01.2003
Ярослав РОМАНЧУК

№ 1 [368] от 13.01.03 - Белорусы - одна из самых пьющих наций в мире. Каждый среднестатистический белорус выпивает в год более 9 л абсолютного алкоголя. По экспертным оценкам, с учетом самогоноварения и изготовления домашних вин этот показатель увеличивается до 11 л. По сравнению с 1990г. (тогда потребление составляло 5,7 л) мы стали пить почти на 60% больше. Между тем во всех странах Центральной и Восточной Европы по мере продвижения реформ потребление крепких спиртных напитков неуклонно падало. Обратная тенденция в Беларуси очевидна.

Декрет президента «О государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта» создает правовую основу для монополизации традиционно высокодоходного сегмента рынка. Принятию документа предшествовала проверка Комитетом госконтроля всех предприятий, производящих алкогольную продукцию. На протяжении последних 5 лет интенсивность выдачи лицензий на производство алкогольной продукции выбивалась за рамки концепции госмонополии: 148 организаций получили подобные лицензии, 65 из них - частные структуры; 536 структур имеют разрешение продавать алкоголь оптом; в рознице спиртное реализуют 3.126 организаций.

Как отмечает КГК, «государственная оптовая и розничная сеть по продаже алкогольной продукции в сельской местности и в 204 городах и поселках городского типа (из 240 имеющихся в республике) практически отсутствует». В 2002г. 50 предприятий занимались производством и оптовой продажей спирта из пищевого сырья (из них 14 - частные), водок и ликеро-водочных изделий - 22 (7), коньяка - 3, плодовых вин - 93 (50), виноградных вин - 18 (9).

Таблица

РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕ РАБОТАЕТ. МОНОПОЛИЮ ПОДАВАЙ

Многие руководители госпредприятий уверовали в то, что им на алкогольном рынке ничего не грозит. Впрочем, так думали и переработчики, мебельщики, производители строительных материалов и многие другие. 90-е гг. были временем активного сожительства чиновников и их друзей из бизнеса. Именно в этот период начали недурно развиваться мощности по производству алкогольной продукции. Сегодня на имеющемся оборудовании можно производить 17,2 млн. дал спирта в год, а правительство утвердило квоту на 2002г. в 9,14 млн. дал. По водке и ликеро-водочным изделиям - 18,2 млн. дал и 10,98 млн. дал. Чрезмерная инвестиционная активность на алкогольном рынке стала следствием лоббизма структур и чиновников Минсельхозпрода. После подписания декрета инвестиционные планы десятков компаний наверняка будут похоронены.

За этим решением стоит вывод находящегося сейчас в фаворе у президента председателя КГК Анатолия Тозика: «В Республике Беларусь законодательно не определено понятие государственной монополии на производство, поставку и реализацию производимой алкогольной продукцииМеры государственного регулирования не позволяют должным образом управлять процессом производства и оборота алкогольных изделий, а, следовательно, недостаточно эффективны и требуют совершенствования». По сути дела, КГК признал очевидный факт: лицензии, квоты, гигиеническая регистрация и сертификация, маркировка специальными марками, регулирование цен, установление акцизов и другие меры административного регулирования выгодны чиновникам, но не потребителям и бюджету. Кроме того, КГК установил тождество интересов между концерном «Белгоспищепром» (подготовка экспертных заключений и проектов лицензий на производство и оптовую реализацию алкогольных изделий) и Минсельхозпродом, который эти лицензии выдает.

МАССОВЫЕ НАРУШИТЕЛИ

Комитет госконтроля проверил 169 предприятий, которые в 2002г. производили алкогольные напитки. 132 из них (77,6%) нарушили налоговое законодательство. Абсолютно аномальна ситуация, когда едва ли не каждый руководитель предприятия является нарушителем закона. Трудно поверить во врожденный криминальный характер белорусского бизнесмена. А вот для десятков проверяющих и регулирующих организаций такой порядок - идеальная среда для «серых» заработков.

Возьмем еще один аспект. КГК установил, что каждая третья организация, имеющая лицензию, нарушала требования нормативных документов по стандартизации. Логично задать вопрос: кого и от чего защищают лицензии и навязанные стандарты? Получается, что белорусский потребитель никак не защищен от некачественного алкоголя, даже если он произведен получившими все разрешения и лицензии структурами. При этом контролеры не склонны закрывать таких производителей, ведь лично для них гораздо прибыльней организовывать регулярные проверки.

Не оставляют в покое алкогольный рынок и органы ценового контроля. Как показала проверка КГК, 40% предприятий нарушали «дисциплину цен» и другие нормативные акты, регламентирующие производство и оборот алкогольной продукции. Так, руководство Молодечненского пищевого комбината, Крупского плодоовощного завода выдавало алкогольной продукцией зарплату, а Бобруйский завод напитков и Быховский консервно-овощесушильный завод решили разнообразить ассортимент сухофруктов безлицензионным производством спирта и вина. По результатам проверки КГК в бюджет поступило 6,6 млрд. рублей. 176 человек были наказаны административно. Возбуждено 6 уголовных дел. Изъято и конфисковано алкогольной продукции на сумму 41,6 млн. рублей, в Хозяйственный суд направлено 34 исковых заявления на сумму 357,5 млн. рублей. При такой интенсивности работы надо было бы поставить Комитет госконтроля на первое место среди источников доходов республиканского бюджета-2003.

ЧЕГО ЖДАТЬ В 2003Г.

В результате реализации мер, предусмотренных в декрете N30 с рынка вылетят самые слабые компании. Бюджет не получит налоги, кредиторы - свои займы, а поставщики - оплату за сырье. С проблемами столкнется также «Белгоспищепром», долги которого превысили 25 млрд. рублей. Пострадают и российские производители. Увлекшись интеграцией, белорусское правительство почему-то не отреагировало на то, что руководство областей, как установил КГК, негласно запрещало поставку водки и ликеро-водочных изделий из других регионов Беларуси. Никто не знает, как отреагирует рынок на запрет работы предприятий отрасли на давальческом сырье. 55-60% коньяка и около 25% вина производится из сырья давальцев. Непонятно, откуда в 2003г. предприятия возьмут деньги на закупку коньячного спирта и виноматериалов.

Видимо, весь сыр-бор вокруг алкоголя разгорелся с целью передела существующего рынка. Если бы было иначе, то и Совмин, и КГК выступили бы за национализацию отрасли. А так эти структуры считают, что «ликвидация производства алкогольной продукции на предприятиях негосударственной формы собственности в настоящее время нецелесообразна, так как вызовет негативные экономические и социальные последствия».

С полной монополией или без нее алкогольный сектор Беларуси ждут перемены. По традиции именно данный сегмент рынка превращается в «дойную корову» во времена бюджетных кризисов. В 2003г. такая судьба ожидает и другие, пока еще прибыльные предприятия, а также тех потребителей, которые затовариваются в официальной, а не «серой» экономике.
Добавить комментарий
Проверочный код