Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (368) 13 января 2003 г. Экономика

ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ: Геннадия Новицкого проверят на готовность уйти

13.01.2003
Ярослав РОМАНЧУК

№ 1 [368] от 13.01.03 - В конце января - начале февраля Совет министров будет сдавать свой самый серьезный экзамен: президент примет отчет правительства об итогах развития экономики страны в 2002г. Премьер Геннадий Новицкий сотоварищи уже не раз готовились к отставке. Невыполнение 6-10 прогнозных показателей (в разные периоды), резкое ухудшение финансового состояния реального сектора и внешнеэкономические поражения, в первую очередь в России, - достаточно веские основания для отставки.

АУТСАЙДЕРЫ ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Если бы Беларусь взяла четкий курс на построение рыночной экономики, то на отчете у президента весьма уверенно должен был бы себя чувствовать глава Нацбанка Петр Прокопович. Его ведомство добилось рекордно низкой в новейшей истории страны инфляции на уровне 35-40%. Многие эксперты, делая прогнозы на 2002г., ошиблись именно в этом показателе. Они не предполагали, что правительство Геннадия Новицкого так явно проиграет Нацбанку борьбу за эмиссионную поддержку промышленности, сельского хозяйства и строительства. Заложником этого тихого конфликта между правительством и Нацбанком стал реальный сектор. С одной стороны, ему не дали дешевых ресурсов и дотаций в привычном объеме, с другой - заблокированы всяческие попытки реструктуризации.

Но можно ли считать показатель годовой инфляции 35-40% достижением? Едва ли. По темпам доведения параметров монетарной политики до международных стандартов Беларусь ощутимо отстает от других стран Центральной и Восточной Европы.

Последний раз Венгрия имела такую высокую инфляцию (35%) в 1991г. Латвия не радовалась, когда в 1994г. получила рост цен на 35,9%. Литва годом позже «заработала» 39,6% и после этого стремительно стабилизировала цены (0,9% в 2002г.). Албания и Польша имели наши монетарные проблемы 10 лет назад, Эстония и Армения - 9 лет назад. По итогам 2002г. инфляция в Беларуси самая высокая среди 27 переходных стран ЦВЕ и СНГ.

На повестке дня стоит вопрос о жесткой привязке белорусского рубля к российскому или даже о переходе на российский рубль. Такая мера в контексте нереформированной экономики, несбалансированного бюджета была бы неотразимым ударом по 80-85% белорусских госпредприятий. Возобладают ли рационализм и здравый смысл над политической логикой третьего срока и референдума - это мы узнаем на отчете правительства и чуть раньше во время визита в Минск Владимира Путина.

МОЖЕТ ЛИ БЕЛАРУСЬ УТЕРЕТЬ НОС ЕВРОПЕ?

Парадоксально, но есть один формальный индикатор, по которому правительство Беларуси могло бы утереть нос даже тем странам, которые в 2004г. будут членами Евросоюза. Речь идет о дефиците бюджета. В то время как Германию, будто нерадивого ученика, чехвостят в ЕС за нарушение данного показателя, Беларусь с 1995г. никогда не превышала 3-процентную отметку дефицита бюджета (именно столько нужно для того, чтобы соответствовать маастрихтским критериям на вступление в зону евро). На фоне других стран наше правительство выглядит суперменеджером по управлению госфинансами. В Чехии в 2001г. дефицит бюджета составил 5,2%, а в 2002г. - аж 9,3%. Все потому, что чешское правительство взяло на себя «плохие» кредиты всех госбанков, прежде чем их продать. Венгрия, увлекшись приватизацией и радуясь статусу Будапешта как новой секс-столицы Европы, не заметила, как дефицит бюджета в 2001г. составил 4,7, а в 2002г. - 6%. Польша, почивая на лаврах лидера реформ начала 90-х, подзабыла, что дефицит бюджета в 2001г. 6 и в 2002г. 5% - это никак не путь в еврозону. Такие же проблемы с дефицитом бюджета еще у одного члена будущего ЕС - Словакии, не говоря уже о Сербии (5,6%). По итогам 2002г. дефицит бюджета в странах ЦВЕ и Балтии составил 4,1, СНГ - всего 1,8%. Пора бы польским, чешским или венгерским профессорам и политикам перестать ездить по миру и читать лекции о том, как делать реформы. Пришло время уступить место нашим финансистам во главе с Корбутом и Сумаром.

Но есть маленький нюанс - методика подсчета бюджетного дефицита. Если бы мы приняли международные стандарты в области финансов и бухучета, то столкнулись бы с интересными метаморфозами. Включение в обязательства республиканского или местных бюджетов средств на поддержание социальной инфраструктуры, «добровольных» взносов на посевные и уборочные в денежной и натуральной форме, расходов на многочисленные «народные» стройки, «плохих» долгов госбанков привело бы к росту дефицита бюджета с 1,5 до 7-10%. Ну а если думать о росте зарплат тех, кто получает доход за счет налогоплательщиков (таких насчитывается чуть более 1 млн.), то финансовая дисциплина белорусского правительства растворится в воздухе, как мираж в пустыне. А ведь есть еще 2,63 млн. пенсионеров, которым в контексте стремительного роста цен на жилищно-коммунальные услуги также хотелось бы иметь пенсию не $46, а хотя бы $80-100.

В общую корзину потенциальных обязательств правительства следовало бы отнести и выплату пособий по безработице. В случае начала реструктуризации нужно будет платить не по $8, как сегодня, а хотя бы по $50, и не для 57 тыс. безработных, а, по меньшей мере, для 300 тыс. В год получается около 360 млрд. рублей. Если и эту сумму включить в обязательства бюджетов, то дефицит будет оцениваться двузначной цифрой. Так что в погоне за высокими темпами роста ВВП правительство не создало никаких резервов, чтобы подготовиться к предстоящим рыночным испытаниям.

ЗАМОРОЖЕННАЯ ЕВРОПА

Аксиома о том, что все в мире взаимосвязано, относится не только к погоде, но и к экономике. Об этом Беларусь как малая открытая экономика должна помнить всегда. Успешно торговать могут лишь страны, которые не имеют препятствий на пути товаров, услуг, денег и рабочей силы. Членство в ВТО отнюдь не означает, что страна автоматически снимает все торговые барьеры, но никто не будет спорить, что дискуссии по правилам международного обмена идут в рамках именно данной организации. К сожалению, ни Совмин, ни администрация президента в 2002г. не приблизились к стандартам международной торговли. Беларусь стала еще агрессивнее защищать внутренний рынок, проигрывая борьбу с иностранными конкурентами. Правительство, декларируя многовекторность внешней политики, полностью провалило европейское направление, компенсируя это пустыми декларациями о сотрудничестве в арабо-азиатском направлении. Мы не имеем договора о свободной торговле с ЕС, не являемся членами ВТО, нас не пригласили в Европейскую организацию свободной торговли (EFTA) и в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Мы в замороженном виде имеем отношения с МВФ, в полузамороженном - со Всемирным банком и ЕБРР. Даже самые отчаянные оптимисты в Нацбанке не думают о размещении белорусских правительственных облигаций на европейском рынке. Ни одна белорусская компания также не выпустила евробонды. Какие бонды, если Беларусь до сих пор не имеет странового кредитного рейтинга?

Еще ярче видно поражение нашей страны в контексте европейской интеграции других стран. Так, Чехия вступила в EFTA в 1992г., в ВТО и ОЭСР - в 1995г. Начав переговоры о вступлении в ЕС в 1998г., чехи добились вхождения в эту организацию в 2004г. Венгрия и Польша прошли одинаковый путь: членство в EFTA - с 1993г., в ВТО - с 1995г., в ОЭСР - с 1996г. Переговоры о вступлении в ЕС продолжались 6 лет. Эстония и Латвия стали членами ВТО в 1999г., Литва - в 2000 г. Членство в международных структурах - это не дань моде, а выгодная каждой транзитивной стране адаптация национального законодательства к нормам и стандартам цивилизованных государств. По ним работают страны, производящие более 90% мирового ВВП, которые являются источниками 95% прямых иностранных инвестиций. Да, можно сравнивать достижения Беларуси с Россией и Украиной, Казахстаном или Узбекистаном, но зачем лицемерить и прятать реальную жизнь за бюрократические методики подачи информации? 70% населения страны хочет, чтобы правительство обращало больше внимания на отношения с ЕС и нашими западными соседями. К сожалению, в прошедшем году мы не стали ни на шаг ближе к тем ценностям и институтам, которые гарантируют не только быстрый экономический рост, но и социальную стабильность.
Добавить комментарий
Проверочный код